Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ . С незапамятных времен человек и соба- ! ка на Крайнем Севере были неразлучны ми друзьями. Собака помогала человеку ; в охоте на зверя, охраняла оленье стадо, перевозила кладь, развлекала детей, ' иногда спасала людей в беде... 1 Три с половиной века жители Бело- морья - русские и карелы - ходили на , Мурманское (Баренцево) море ловить треску и палтус. Они двигались по засне женным бездорожным просторам в мар те месяце, когда еще стояли зимние мо розы и хлестали злые ветры (хивуса). Тя желый и длительный путь вместе с помо рами совершали и собаки. "Архангель ские, холмогорские, кемские и онегские рыбные промышленники,- говорится в ру кописи 1786 года,- отправляются в Колу пешком; ребята же, которые приемлются сколько для помощи, столько и для навы ка ...едут с ними в небо/іЪших дровенках, называемых у лопарей керюжами, на со баках, которых в обозе случается до ста и более". Писатель-этнограф С. В. Максимов, по сетивший Север в 1856 году, дает такую зарисовку шествия поморов на Мурман: впереди идут на лыжах "большаки ар тельные", а за ними движется "весь поезд с собаками и ребятишками... слышатся и взвизги, и лай больших желтых собак, за пряженных в салазки с необходимой по клажей и управляемых ребятенками, с малолетства обреченными привыкать к будущим трудовым работам на океане". В каждом поморском селении писатель встречал собак, на которых жители, по старинному выражению, "по зимам возят воду и воеводу, дрова и его челядинцев". Старожил-колянин говорил С. В. Макси мову: "Собака у нас заместо лошади, на них мы все возим. Собака наша по этому самому делу - совсем друг". В феврале месяце терские поморы вы ходили бить морских зверей на торосы (подвижные льды) близ понойского бере га. Чиновник Н. Н. Макшеев в 1892 году, побывав на Терском берегу, писал: "Ухо дя в море верст за 20 от берега, они берут с собой лодку и собаку, с которыми пере ходят на плавающие льдины; собака везет кережку - маленькое корыто, сделанное наподобие лодочки, в которое кладут хлеб, ружье и запасное платье". В траги ческих обстоятельствах, когда льдину со зверобоями уносило в море, собаку уби вали, шкурой обертывали ступни ног, а мясо употребляли в пищу. Все путешественники отмечают наличие собак у лопарей. По словам А. В. Елисее ва, лопарские собаки чувствовали дикого оленя "за несколько верст" и помогали охотнику выйти на него. Лесничий К. А. Соловцов в 1858 году близ Лумбовки наблюдал движение лопа рей из зимнего погоста к морю: обоз рас тянулся на две версты, замыкало "это ше ствие порядочное стадо оленей, конвои руемое несколькими десятками малорос лых и косматых собак туземной породы". Летом 1873 года российскую Лаплан дию посетил писатель Василий Немиро вич-Данченко. "Из Масельги,- рассказы вает он,- я отправился в Ловозеро... Жи вописен вид лопарского погоста. Еще из дали, подходя к нему, вы слышите гром кий лай собак... Первое, что вам кинется в глаза, это миролюбие собак. Они не бросаются чужому под ноги, не норовят заняться оперативною хирургией над ва шими икрами. Напротив, ласково ворча, они всей стаей встречают вас и торжест венно провожают до самого погоста". Встречая новый, 1994-й год, не лишне вспомнить о нашей северной собаке - по стоянном спутнике и неизменном друге наших предков. И. УШАКОВ, краевед. Ш ин/М лЛ Фото Л. ФЕДОСЕЕВ/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz