Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НАШЕГО КРАЯ ■ Mil Иван УШАКОВ , кр а евед 9. ПРИШЛЫЕ Кроме местного, постоянного, населе ния на кольской земле всегда пребывали временно проживающие люди. В ранних источниках они обычно назывались "при хожими" людьми, позднее вошли в упо требление названия ’’сторонние” , ’’при шлые” . Это прежде всего поморы, сезон но занимавшиеся морскими промыслами на берегах Кольского полуострова, а так же разного рода торговцы, скупщики про мысловой продукции, предприниматели. В писцовой книге 1608 года перечис лены "Удебные становища” по Мурман скому берегу, в которых "промышляют двиняне и каргопольцы, приезжая на ло- дьях, а на море выезжают в карбасах, удят треску и палтус... с сумлян и с оне- жан и с иных поморских волостей про мышленников... идет в государеву казну десятая большая рыба и с трескина сапа десятина” ; в Коле находились складские помещения — ’’анбары прихожих лю дей” , ’’двор государев на приезд торго вым людям двинянам, и каргопольцам и иных городов, которые приезжают в Кольский острог на лодьях в лете для торговли” . Пришлые промышленники —- это в ос новном крестьяне беломорских селений, отчасти монастырские работники и слуги. Ежегодно в марте они двигались на Мур манский берег, к весенней путине, через Кандалакшу и Колу. "Поморы, — гово рится в описании 1786 года, — отправля ются в Колу пешком, ребята же, которые приемлются сколько для помощи, столь ко и для навы ка... едут с ними в неболь ших дровенках, называемых у лопарей керюжами, на собаках, которых в обозе случается до ста и более” . Лыжники во лочили за собой санки с провиантом и то варами. На благовещенье (25 марта по старому стилю) в Коле — сборном пункте "мурманщиков” — шла бойкая торговля. "Сии промышленники, — пишет А. По- шман, автор обширного "Описания Ар хангельской губернии", составленного в 1802 году, — привозят с собой на прода жу по небольшому количеству узких хол стов, разного рода уды и иные потребные для кольских жителей вещи... покупают здесь для отплытия своего шняки, хлеб ные припасы, веревки... и другие надоб ности” . Зарисовку ’’прихода мурманщиков” в Колу дал лесничий К. А. Соловцов в 1861 году: "Наступает март, и коляне с нетерпением ждут прихода мурманщи ков; застучали топоры — и шняки словно стали вырастать из земли, как грибы; женщины пекут целые горы шанег и жит ников для дорогих гостей; поверенный питейного откупа беспрестанно торопли выми шагами ходит из подвала в кабак, приготовляя как можно более полушто- фиков и осьмушек со Светланою, синоп- кою и другими специальными питиями. Кола ожила: показалась первая партия мурманщиков и раздались звуки нестрой ной песни и пискливой гармоники; увели чивается прилив мурманщиков, а с ними и шум. В это время Кола живет какою-то усиленною жизнью. Мурманщиков скоп ляется в Коле до 5000, и тогда она пред ставляет странный вид какого-то цыган ского табора. Для всех мурманщиков в Коле нет помещения в домах; они рас полагаются, где только могут: в банях, в пустых анбарах и нарочно сделанных шалашах и палатках. Везде разложены огни и на них котелки с вечною трескою; на улицах толкотня, как на рынке". Обычно число шедших через Колу про мышленников было меньше указанного Соловцовым — 2— 3, редко до 4 тысяч человек. Но помимо "вешняков” на Мур ман в июне являлись на лодьях "летня- ки", которые промышляли до середины августа. И те и другие возвращались в свои селения на хозяйских судах. Из Колы же, даж е в период ее процветания, когда в городе размещался стрелецкий полк и команда пушкарей, на мурман ский промысел выходило не более 500 человек. Пришлые промышленники дава ли преобладающую долю рыбной продук ции — от 70 до 90 процентов всей добычи. Появление колоний на Мурманском бере гу существенно не изменило этой карти ны: в 1899 году в море работало 3928 рыбаков, из них неколонистов 3338, или 82 процента (считая сторонними промыш ленниками и колян). В феодальную эпоху пришлыми людь ми считались и "ка заки ” . Так на Русском Севере называли неимущих и бездомных лиц, работавших по найму у хозяев-про- мышленников и судовладельцев. В пис цовой книге 1608 года среди живших при Кольско-Печенгском монастыре указаны работники: "трудников 61 человек, да ка заков наемных 150 человек” . (Трудники — бесплатные работники, пришедшие в монастырь ’’потрудиться” в надежде получить милость от бога, а такж е лица, готовящиеся стать монахами.) В Беломо- рье казаки зимою работали на солевар нях, а летом матросами на лодьях и про мыслах. Правительство запрещало самоволь ный уход податных людей из своих селе ний, сурово наказывало за укрывательст во беглых. Петр I лично предписал мест ным властям: "Пришлых людей, какого б чина и звания ни были, без отпускных или покормежных писем в домах у себя не^держать, и никому из граждан тако вых времянно ради работы без покор межных писем и в служение без записей не принимать” . Соловецкий архимандрит Геннадий в 1750 году в инструкции по Варзужской вотчине писал: "Приказчику обще со старостою как в монастырском дворе не держать, так и над крестьянами и бобылями накрепко смотреть, чтоб они у себя в домах беглых драгун, солдат, матросов, рекрут и их детей и беглых же всякого чина людей, без прямых по ука зам отпусков, отнюдь не принимали и не держ али... А буде таковые беглые в вот чине нашей явятся и, оных поймав, со укрывателями их отсылать за карау л ом ...” При своевременной уплате податей препятствий для ухода на сторонние за работки не делалось. Местные власти вы давали отходникам письменные свиде тельства об отпуске их в другие места. В конце XIX века появилась новая ка тегория пришлых людей — сезонные ра бочие лесопильных заводов. Они прибы вали на пароходах в Ковду, Умбу и Дро вяное из северных уездов России — Шен курского, Сольвычегодского, Онежского и Кемского, работали навальщиками, ук ладчиками, откатчиками, возчиками — там, где не требовалось профессио нальной подготовки. Отработав услов ленный срок, рабочие-сезонники с пос ледними пароходами возвращались в свои селения. На заводах оставались кадровые, постоянные рабочие и служ а щ и е -м аш и н и с ты , пилоставы, пильщики, резчики и другие специалисты, а такж е небольшой контингент чернорабочих. В 1906 году на трех ковдских заводах "зимних" рабочих насчитывалось 471 че ловек, а сезонных ("летни х” ) — 782 чело века. Состав населения Кольского Севера существенно изменился во время первой мировой войны. Весной 1915 года началась прокладка Мурманской железной дороги. Уж е в ию не на Кольском заливе работало 1750 человек и на кандалакшском участке — более 3 тысяч. В дальнейшем число работавших на строительстве росло и к исходу 1916 года достигло 12 тысяч, не считая военнопленных (около 5 тысяч че ловек). Рабочих вербовали в средней полосе России из жителей, не призванных на военную службу. Часть людей наняли в Финляндии, Казахстане и Китае. Рабочие на сооружении железной до роги делились на три основные катего рии: первую (землекопы, занимавшиеся устройством полотна рельсового пути и рытьем канав вдоль него, примерно 60 процентов), вторую (плотники, строившие бараки, мосты и станционные здания, около 20 процентов) и третью (вспомога тельные рабочие, занимавшиеся рубкой просек, заготовкой и перевозкой матери алов). Одновременно на Кольском заливе со оружался торговый порт для приема во енных грузов из Англии и Франции и во енно-морская база для размещения су дов и личного состава Флотилии Северно го Ледовитого океана, зарождался город Романов-на-Мурмане. На Кольский полу остров прибывали инженеры-путейцы, техники, телеграфисты (70 человек рабо тало на международном телеграф е в го роде Александровске), эксплуатационни ки железной дороги, администраторы и другие квалифицированные рабочие и служащие. В декабре 1916 года на стро ительстве порта и базы работали 2248 человек; на разгрузке судов — около двух тысяч военнослужащих и вольнона емных грузчиков. Состав строителей постоянно менялся: одни, отработав контрактный срок, уез жали, на их место прибывали другие: му сульман пришлось перевести с Кольского полуострова на южные участки строя щейся дороги (для соблюдения рамазана, поста). Единого, общего учета движения пришлого люда не велось. Поэтому об щую численность военных и гражданских лиц, прибывших на Кольский полуостров в связи с войною, можно определить лишь приблизительно: к весне 1917 года — около 25 тысяч человек (включая военнопленных, семьи служащих и дру гие категории). Часть из них жила на кораблях, стоявших у берегов Мурмана. Это почти вдвое превышает численность постоянного, местного населения края. Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми, а материальное обес печение — неудовлетворительным. Не хватало продовольствия и обмундирова ния (особенно на строительстве Иоканг- ской базы). Многие получали с родины письма о том, что их семьи, оставшиеся без кормильца, бедствуют. Повсюду на стройках нарастало недовольство влас тью, системой обсчетов и принуждения, задержками в выплате заработанных д е нег, ухудшением питания, плохим жильем. Среди прибывших на Мурман находи лись революционно настроенные военно служащие, участники социал-демократи ческого движения. Усталая и раздражен ная масса людей, заброшенных войной в Заполярье, легко воспринимала призы вы к ниспровержению самодержавия и прекращению мировой бойни. Поведе ние этой массы, в первую очередь мат росов и солдат рабочих команд, и опре делило ход событий в 1917 году. Коль ский Север радостно приветствовал по беду февральской революции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz