Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

(Начало на 3-й стр.) Зажиточные лопари иногда жертвова­ ли крупные суммы на общественные нуж­ ды. Павел Зубов в 1874 году дал 502 рубля "на устройство мореходной школы в Печенгском приходе” ; Петр Клементьев в 1898 году был "награжден серебряной медалью на Станиславской ленте за по­ жертвования в пользу Териберской церк­ ви” : Фома Мелентиев в августе 1914 года дал 100 рублей на помощь семействам убитых и раненых воинов. По свидетель­ ству губернатора А. П. Энгельгардта, не­ которые лопари, владельцы больших стад оленей, имели в Архангельском бан­ ке наличными деньгами по нескольку тысяч рублей” (1895). Большинство лопарей жило бедно, но они, являясь владельцами обширных уго­ дий, не чувствовали себя обездоленны­ ми. Беломорских крестьян-покрученни- ков, пребывавших в кабале у местных кулаков и ходивших отрабатывать долги на мурманские промыслы, они называли 'голышами, которые принуждены вдали от родины отыскивать себе кусок хлеба” . В XIX веке постепенно менялся тип ло­ парского жилья. В зимних погостах стали сооружаться бревенчатые домики — ту­ пы, а вежи строились как летние жилища в местах рыбного промысла. В 1894 году в зимних поселениях стояло 206 туп и 97 веж. В 1870 году губернские власти пыта- пись побудить лопарей к занятию земле­ делием, сожалея, что у них только "сос­ тоятельные едят хлеб без примеси ко­ ры” . Однако лопари решительно отказа­ лись перейти к оседлому образу жизни. Спустя четверть века губернатор А. П. Энгельгардт, беседуя с лопарями, указы­ вал на преимущества жизни в благоуст­ роенном поселке. По словам губернато­ ра. лопари заявили: "Что может быть луч­ ше свободы, шири в тундре и шума в ле­ сах?.. Что может быть приятнее и здоро­ вее пищи из свежей вкусной рыбы?.. Что может быть веселее той морозной вьюги, когда по гладкой снеговой равнине вих­ рем несешься в своей кережке?.. Нет, мы не сравним нашу привольную жизнь с приневольною жизнью в городах: нам вежа, тупа лучше всякого каменного до­ ма ". Полемизируя со сторонниками об­ ращения лопарей в оседлых поселенцев, А. П. Энгельгардт писал: "Вряд ли они пожелают променять... свою кочевую жизнь на блага культурной жизни, пока они сами, сближаясь с соседним осед­ лым населением, без всякого внешнего давления, постепенно не почувствуют по­ требности в новой жизни. И вопрос еще, не будет ли эта культурная жизнь, кото­ рую хотят им преждевременно навязать, лишь способствовать скорейшему их вы­ миранию". В то время многие считали, что в ус­ ловиях дикого капитализма лопари с их укладом хозяйства не выживут, исчезнут с лика земли. "Не пройдет четверти века, — полагал В. П. Кушелев в 1885 году, — как племя лопарей, в силу сложивших­ ся обстоятельств, будет принадлежать к числу вымерших племен". Однако предсказание не сбылось: в 1886 году лопарей насчитывалось 1788 человек, в 1911 году — 1865 человек. В советской пропагандистской литера­ туре положение лопарей до 1917 года рисовалось в самых мрачных красках: "Саамское население... занималось лишь оленеводством. Оно было сплошь негра­ мотным и постепенно вымирало от болез­ ней". Несомненно, что лопарская народность по развитию культуры значительно отста­ вала от русского населения края. Но вы­ мирания ее не происходило, численность лопарей постоянно росла. В конце XIX века грамотность взрослого лопарского населения составляла 7 процентов, а к 1917 году достигла 12 процентов. Су­ ществовали фельдшерские пункты и ло­ парские школы. На лопарском язы ке печатались книги: в 1859 го д у— "Новый зав ет", в 1894 году — "Евангелие от М атфея", в 1895 году на русском и лопарском язы ках была изда­ на "А збука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губер­ нии" (автор — священник К. П. Щекол- дин). Лопари пользовались уважением рус­ ского населения за их честность, доброту и незыблемость данного слова. Краевед В. П. Верещагин в 1849 году писал: "Бог дал лопарям душу, одаренную прекрас­ ными свойствами” . Исследователь быта российских лопарей А. И. Кельсиев от­ мечал: "Лопари народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный и веселый, идеально кроткий и ласковый в семейной жизни... Лопарь не умеет принижаться. С каждым приезжающим он держит себя как с равным. Он вежлив, почтителен, дружелюбен...” Духовное ведомство в отчете за 1899 год выражало удовлетворение религиоз­ ностью лопарей: "Почти все они без ис­ ключения исполняют христианский долг исповеди и св. причастия... с усердием посещают богослужения... совершают па­ ломничества к местным церквам и в Пе­ ченгский монастырь в дни памяти препо­ добного Трифона, просвятителя их пред­ ков". У состоятельных лопарей появились самовары, часы, керосиновые лампы. "Во многих лопарских погостах, — писал врач И. Н. Шмаков в 1909 году, — встре­ чаются избы наподобие русских (белые избы), но размерами поменьше помор­ ских. Хлеб в настоящее время, с появле­ нием у лопарей русских печей, вошел во всеобщее употребление” . Стали строить­ ся бани. Революционные веяния начала XX ве­ ка почти не затронули лопарское населе­ ние. Отчасти это объясняется слабой ос­ ведомленностью о политических событи­ ях в России. Сказывалась вековая при­ вычка терпеть притеснения богачей и на­ чальства. Но вместе с тем коренные инте­ ресы лопарей-землевладельцев не тре­ бовали социального переворота. Извес­ тие о свержении самодержавия лопар­ ское население встретило довольно без­ различно. Российские лопари, обитая в тяж елы х условиях заполярной тундры, проявили удивительную жизнестойкость. Испыты­ вая сильное влияние русской культуры, они не утратили родного язы ка и своей самобытной культуры — наследия много­ векового творчества народа. На 1 января 1915 года в Александровском уезде про­ живало 13611 человек, из них лопарей — 1923 человека (943 мужского и 980 человек женского пола). Октябрьская ре­ волюция, гражданская война и коллек­ тивизация крестьянства резко изменили судьбу древнейшего народа на кольской земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz