Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ , краевед 6. ЛОПАРИ До прихода русских крестьян на Коль ском полуострове обитали лопари. Это этническое название пришло в русский говор из шведского язы ка. В советское время, в начале 30-х годов, когда шла борьба с "наследием прошлого” , лопа рей стали называть саамами. Хочу заме тить, что историческое название "лопа ри” не имело ничего унизительного, обидного для его носителей, так же, как, скажем , этноназвания ’’карел” , "немец” или "калмы к” . В древности в пределах современной Мурманской области проживали четыре племенные группы лопарей: на юго-запа д е — лешая (лесная) лопь, в центральной части полуострова — верхняя лопь, на юго-востоке — терская лопь и на севе ро-западе, от реки Териберки до Паз-ре ки, — кончанская. Они говорили на раз ных диалектах лопарского язы ка и при общении с трудом понимали друг друга. В XII веке новгородцы достигли Терско го берега и обложили лопарей данью — в год по пяти беличьих шкурок с каж дого охотника. Уплата дани в новгород скую казну символизировала подвласт ность лопарей русскому государству. В XV веке на южном побережье Коль ского полуострова поселились русские крестьяне. "Межой” между ними и тер скими лопарями стала река Пялица. В об мен на пушнину и рыбу лопари получали от русских металлические изделия, сель скохозяйственные продукты и материалы для изготовления промысловых снастей. Лопари стали усваивать русский язык и русскую культуру. В 20— 30-х годах XVI века большинство лопарей приняло "русскую веру” — пра вославное христианство. "Крещ ение” ло парей имело весьма значительные по следствия: произошло дальнейшее сбли жение лопарей с единоверным русским населением. Между ними стали совер шаться браки, устанавливались более тесные экономические связи. Лопари сдавали свои пустующие угодья в аренду русским промышленникам и получали от них помощь в голодное время. Возник обычай ’’крестования” : лопарь и русский обменивались нательными крестами и становились ’’крестными братьями” . При этом они обменивались подарками, ездили друг к другу в гости, выручали друг друга в трудных обстоятельствах. Вместе с тем христианизация лопарей способствовала усилению их феодальной эксплуатации. По внушению духовенства лопари, чтобы получить милость от Бога, жертвовали свои угодья появившимся в крае монастырям. Часть лопарских уго дий монахи приобрели покупкою. Прави тельство ради укрепления лопарей в пра вославной вере покровительствовало мо настырям. В 1581 году Иван Грозный по жаловал Печенгскому монастырю в вот чинное владение два лопарских погоста — Мотовский и Печенгский. В лопарские земли внедрились такж е сторонние мо настыри — Троице-Сергиев и Антоние- во-Сийский. В XVII веке Восточная Лап ландия (погосты Понойский, Иокангский и Семиостровский) стала вотчиной Вос кресенского и Крестного монастырей. Так часть лопарей превратилась в кре постных людей духовных феодалов. 62 процента лопарей остались в "го су даревом тя гл е ” . Помимо денежной пода ти они несли ряд натуральных повиннос тей, из которых самой отяготительной яв лялась ямская гоньба — обязанность во зить по тракту между Кандалакшей и Ко лой служилых людей и казенные грузы. Зимою лопарские ямщики ездили на оле нях, летом — по озерам и рекам на лод ках, а по сухопутью несли на себе багаж , "пассаж иры ” же их шли пешком. Вотчинные лопари почти всецело зави сели от духовных феодалов, ставших соб ственниками их угодий. В писцовой книге 1608 года читаем: "Погостишко Печен- ское, а в нем живут крещеные лопари в вежах (ш алаш ах)... А угодей за ними никаких нет, промышляют в лете на море — удят рыбу... а в осень по лешим мес там, по озеркам, по монастырской вот чине, ловят рыбу белую (не семгу), да на лесу зверь бьют и птицы ловят, тем с(еб)я и кормят... С тех печенских лопарей и веж и с угодей... дань и оброк емлют старцы Печенского монастыря” . Сему жьи реки лопари брали у монастыря в аренду "из половины” улова. Около десятка лопарей, женившихся на колянках, поступили на службу в стре лецкий полк и постоянно жили в Коле. При сборе податей с государевых лопа рей кольские власти нередко творили на силия над ними, заставляли платить больше оклада, привозили в погосты ви но для торговли. Лопари не раз жалова лись царю на притеснения и излишние поборы. В 1619 году правительство реши тельно потребовало прекратить подо бную практику, "чтобы те лопари от на- сильства и от продаж не разбрелися” , а сборщика податей Кузьму Паголихина приказало наказать так, "чтобы на то смотря, иным не повадно было так воро вать” . Кольскому начальству послали строгое предупреждение: ” А впредь ло- пянам учнете вы какие продажи (взыска ния) и насильства чинить... и мы те их убытки, о чем будут бить челом (жало ваться), велим доправить (взять) на вас здвое, да вам же от нас быти в великой опале” . Царские грамоты не оградили лопарей от произвола местных властей. В Москву снова и снова поступали челобитные ло парей. В 1699 году нотозерские и со- нгельские лопари писали Петру I: вое вода Иван Воронецкий взял с них "боль шие поминки (поборы), да он же, вое вода, берет силою с погоста по 10 оленин (шкур) да по 5 кереж (возов) рыбы и мя са, и как они промышляют семгу, и с того промыслу он взял 60 семог... а как они приходят в Колу для промыслу, и он их саж ает в приказ, а берет с них рубли по два и по три и по пяти, и мучит безвинно, да он же посылает в бугришка (погре ба-ледники) их грабить... и от его воевод- цкого грабежу и насильства вконец разо рились...” Корыстный воевода был от странен от должности. Как и русских крестьян, лопарей в 1718 году включили в подушный оклад. Особо го законодательства в отношении лопа рей не существовало. Как податное со словие лопари несли те же повинности, что и русские крестьяне. Лопари жили общинами (погостами), каждая из которых имела свою точно установленную территорию. Согласно пе реписи 1608 года, на Кольском полуост рове находилось 15 погостов, в которых насчитывалось 140 веж (жилых строений) и 392 налогоплательщика — мужчин, спо собных заниматься охотой (” в лес воло читься” ). Общая численность российских лопарей в начале XVII века составляла около 1200 человек. По реформе 1764 года монастыри на Кольском полуострове были упразднены. Их угодья перешли в общинное владение местного населения. Лопарей бывших ду ховных вотчин уравняли с государствен ными крестьянами. Содержание дорож ных станций стали отдавать желающим нести ямскую гоньбу за договорную пла ту. В 1775— 1780 годах Екатерина II от менила промысловые и другие сборы с податных сословий, кроме подушного налога. Положение лопарей значительно улучшилось. В 1782 году 13 лопарских семей из 8 погостов записались в коль ское мещанство, а нотозерский лопарь Иван Герасимов, объявивший капитал в 500 рублей, стал кольским купцом. Подробные сведения о. жизни лопарей содержит подворная перепись 1785 года. По характеру хозяйственных занятий ло пари — рыболовы и охотники. Большие стада оленей имели лишь понойские и ѵюкангские лопари. В Семиостровском погосте самый богатый лопарь владел сотней оленей. В центральной и западной Лапландии оленей держали только для транспортных нужд — только по 5— 10, редко 15 голов. Из скота для получения шерсти держали по 1— 2 овцы на семью. Лопари жили преимущественно в ве ж а х— деревянных шалашах, утепленных шкурами и дерном. Но в Нотозере и на Паз-реке появились уже ” и небольшие избы” . Лопари вели торговлю с жителями го рода Колы и с приезжими купцами. Ното зерские лопари сказали переписчикам: "Уловную рыбу и зверей, и птиц, и диких оленей, и кожи продают кольским куп цам и мещанам, а из птиц и оленье мясо оставляют на свое продовольствие” . А обитавшие в Печенгском крае расска зывали: "Зимою они упражняются в де лании лодок и кереж для продажи сто ронним людям, в вязке сеток и неводов, в промысле диких оленей; весною и ле том при море на рыбном тресковом и се мужьем промыслах; осенью при ловле в озерах подледными удами рыбы и про мыслом белки и диких оленей. Женщины и девки прядут зимою для сетей и нево дов из конопли прядено, секут дрова, шьют канги (меховые полусапожки), вя жут сети и для себя ткут из овечьей шерс ти писаги (пледы) и вяжут рукавицы; вес ною, летом и осенью упражняются с ними на рыбном промысле. Хлеб запасают по купкою ржаной муки... и употребляют му ку с сосновою корою... А хлебов они не пекут, а делаю т из муки рески без коры... наподобие колоба, без закваски... Рыба треска и паптасина и семга продается от них по улове свежею приезжающим к ним на промысел из города Архангельс ка и из других мест сторонним людям за полюбовную цену... Соль для своего до машнего употребления покупают в горо де К о л е ...” Верхнетуломские лопари зая вили, что своих судов они не имеют, а хо дят на мурманские тресковые промыслы работниками ” из покруту (доли улова) у кольских жителей” . Почти все взрослые мужчины свободно владели русским языком, но многие жен щины, особенно во внутренней Лаплан дии, русского язы ка не знали. Постепенно количество диких оленей и пушных зверей на территории Кольско го полуострова сокращалось. Исчезли бобры и песцы, редко встречались куни цы, выдры, горностаи. По мере уменьше ния доходов от лесной охоты все боль шее значение приобретало оленеводст во. По учету 1785 года, лопари имели 4713 домашних оленей, через сто лет — 20328 голов. Жизнь лопарей-оленеводов более подвижна по сравнению с рыболовами: истребив ягель в одной местности, пере кочевывали в другую. Развитие оленеводства способствовало появлению в лопарском обществе зажи точного слоя хозяев. Во второй половине XIX века владельцами крупных стад яв лялись Василий Логинов в Кильдинском погосте, Петр Кобелев в Пулозере, Фома Мелентиев в Лявозере, в Лумбовке — Да ниловы, в Поное — Матрехины. Некото рые лопари разбогатели на промысловом предпринимательстве. Кильдинец Павел Трофимов в 1896 году имел 500 оленей, два карбаса, занимался ловом семги в Варламовой губе, нанимая 5—6 работ ников. Сам он жил при промыслах на Мурмане, а стада его паслись "в тундре под присмотром лопарей". (Окончаниена4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz