Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ , краевед 6. ЛОПАРИ До прихода русских крестьян на Коль­ ском полуострове обитали лопари. Это этническое название пришло в русский говор из шведского язы ка. В советское время, в начале 30-х годов, когда шла борьба с "наследием прошлого” , лопа­ рей стали называть саамами. Хочу заме­ тить, что историческое название "лопа­ ри” не имело ничего унизительного, обидного для его носителей, так же, как, скажем , этноназвания ’’карел” , "немец” или "калмы к” . В древности в пределах современной Мурманской области проживали четыре племенные группы лопарей: на юго-запа­ д е — лешая (лесная) лопь, в центральной части полуострова — верхняя лопь, на юго-востоке — терская лопь и на севе­ ро-западе, от реки Териберки до Паз-ре­ ки, — кончанская. Они говорили на раз­ ных диалектах лопарского язы ка и при общении с трудом понимали друг друга. В XII веке новгородцы достигли Терско­ го берега и обложили лопарей данью — в год по пяти беличьих шкурок с каж ­ дого охотника. Уплата дани в новгород­ скую казну символизировала подвласт­ ность лопарей русскому государству. В XV веке на южном побережье Коль­ ского полуострова поселились русские крестьяне. "Межой” между ними и тер­ скими лопарями стала река Пялица. В об­ мен на пушнину и рыбу лопари получали от русских металлические изделия, сель­ скохозяйственные продукты и материалы для изготовления промысловых снастей. Лопари стали усваивать русский язык и русскую культуру. В 20— 30-х годах XVI века большинство лопарей приняло "русскую веру” — пра­ вославное христианство. "Крещ ение” ло­ парей имело весьма значительные по­ следствия: произошло дальнейшее сбли­ жение лопарей с единоверным русским населением. Между ними стали совер­ шаться браки, устанавливались более тесные экономические связи. Лопари сдавали свои пустующие угодья в аренду русским промышленникам и получали от них помощь в голодное время. Возник обычай ’’крестования” : лопарь и русский обменивались нательными крестами и становились ’’крестными братьями” . При этом они обменивались подарками, ездили друг к другу в гости, выручали друг друга в трудных обстоятельствах. Вместе с тем христианизация лопарей способствовала усилению их феодальной эксплуатации. По внушению духовенства лопари, чтобы получить милость от Бога, жертвовали свои угодья появившимся в крае монастырям. Часть лопарских уго­ дий монахи приобрели покупкою. Прави­ тельство ради укрепления лопарей в пра­ вославной вере покровительствовало мо­ настырям. В 1581 году Иван Грозный по­ жаловал Печенгскому монастырю в вот­ чинное владение два лопарских погоста — Мотовский и Печенгский. В лопарские земли внедрились такж е сторонние мо­ настыри — Троице-Сергиев и Антоние- во-Сийский. В XVII веке Восточная Лап­ ландия (погосты Понойский, Иокангский и Семиостровский) стала вотчиной Вос­ кресенского и Крестного монастырей. Так часть лопарей превратилась в кре­ постных людей духовных феодалов. 62 процента лопарей остались в "го су­ даревом тя гл е ” . Помимо денежной пода­ ти они несли ряд натуральных повиннос­ тей, из которых самой отяготительной яв­ лялась ямская гоньба — обязанность во­ зить по тракту между Кандалакшей и Ко­ лой служилых людей и казенные грузы. Зимою лопарские ямщики ездили на оле­ нях, летом — по озерам и рекам на лод­ ках, а по сухопутью несли на себе багаж , "пассаж иры ” же их шли пешком. Вотчинные лопари почти всецело зави­ сели от духовных феодалов, ставших соб­ ственниками их угодий. В писцовой книге 1608 года читаем: "Погостишко Печен- ское, а в нем живут крещеные лопари в вежах (ш алаш ах)... А угодей за ними никаких нет, промышляют в лете на море — удят рыбу... а в осень по лешим мес­ там, по озеркам, по монастырской вот­ чине, ловят рыбу белую (не семгу), да на лесу зверь бьют и птицы ловят, тем с(еб)я и кормят... С тех печенских лопарей и веж и с угодей... дань и оброк емлют старцы Печенского монастыря” . Сему­ жьи реки лопари брали у монастыря в аренду "из половины” улова. Около десятка лопарей, женившихся на колянках, поступили на службу в стре­ лецкий полк и постоянно жили в Коле. При сборе податей с государевых лопа­ рей кольские власти нередко творили на­ силия над ними, заставляли платить больше оклада, привозили в погосты ви­ но для торговли. Лопари не раз жалова­ лись царю на притеснения и излишние поборы. В 1619 году правительство реши­ тельно потребовало прекратить подо­ бную практику, "чтобы те лопари от на- сильства и от продаж не разбрелися” , а сборщика податей Кузьму Паголихина приказало наказать так, "чтобы на то смотря, иным не повадно было так воро­ вать” . Кольскому начальству послали строгое предупреждение: ” А впредь ло- пянам учнете вы какие продажи (взыска­ ния) и насильства чинить... и мы те их убытки, о чем будут бить челом (жало­ ваться), велим доправить (взять) на вас здвое, да вам же от нас быти в великой опале” . Царские грамоты не оградили лопарей от произвола местных властей. В Москву снова и снова поступали челобитные ло­ парей. В 1699 году нотозерские и со- нгельские лопари писали Петру I: вое­ вода Иван Воронецкий взял с них "боль­ шие поминки (поборы), да он же, вое­ вода, берет силою с погоста по 10 оленин (шкур) да по 5 кереж (возов) рыбы и мя­ са, и как они промышляют семгу, и с того промыслу он взял 60 семог... а как они приходят в Колу для промыслу, и он их саж ает в приказ, а берет с них рубли по два и по три и по пяти, и мучит безвинно, да он же посылает в бугришка (погре­ ба-ледники) их грабить... и от его воевод- цкого грабежу и насильства вконец разо­ рились...” Корыстный воевода был от­ странен от должности. Как и русских крестьян, лопарей в 1718 году включили в подушный оклад. Особо­ го законодательства в отношении лопа­ рей не существовало. Как податное со­ словие лопари несли те же повинности, что и русские крестьяне. Лопари жили общинами (погостами), каждая из которых имела свою точно установленную территорию. Согласно пе­ реписи 1608 года, на Кольском полуост­ рове находилось 15 погостов, в которых насчитывалось 140 веж (жилых строений) и 392 налогоплательщика — мужчин, спо­ собных заниматься охотой (” в лес воло­ читься” ). Общая численность российских лопарей в начале XVII века составляла около 1200 человек. По реформе 1764 года монастыри на Кольском полуострове были упразднены. Их угодья перешли в общинное владение местного населения. Лопарей бывших ду­ ховных вотчин уравняли с государствен­ ными крестьянами. Содержание дорож­ ных станций стали отдавать желающим нести ямскую гоньбу за договорную пла­ ту. В 1775— 1780 годах Екатерина II от­ менила промысловые и другие сборы с податных сословий, кроме подушного налога. Положение лопарей значительно улучшилось. В 1782 году 13 лопарских семей из 8 погостов записались в коль­ ское мещанство, а нотозерский лопарь Иван Герасимов, объявивший капитал в 500 рублей, стал кольским купцом. Подробные сведения о. жизни лопарей содержит подворная перепись 1785 года. По характеру хозяйственных занятий ло­ пари — рыболовы и охотники. Большие стада оленей имели лишь понойские и ѵюкангские лопари. В Семиостровском погосте самый богатый лопарь владел сотней оленей. В центральной и западной Лапландии оленей держали только для транспортных нужд — только по 5— 10, редко 15 голов. Из скота для получения шерсти держали по 1— 2 овцы на семью. Лопари жили преимущественно в ве­ ж а х— деревянных шалашах, утепленных шкурами и дерном. Но в Нотозере и на Паз-реке появились уже ” и небольшие избы” . Лопари вели торговлю с жителями го­ рода Колы и с приезжими купцами. Ното­ зерские лопари сказали переписчикам: "Уловную рыбу и зверей, и птиц, и диких оленей, и кожи продают кольским куп­ цам и мещанам, а из птиц и оленье мясо оставляют на свое продовольствие” . А обитавшие в Печенгском крае расска­ зывали: "Зимою они упражняются в де­ лании лодок и кереж для продажи сто­ ронним людям, в вязке сеток и неводов, в промысле диких оленей; весною и ле­ том при море на рыбном тресковом и се­ мужьем промыслах; осенью при ловле в озерах подледными удами рыбы и про­ мыслом белки и диких оленей. Женщины и девки прядут зимою для сетей и нево­ дов из конопли прядено, секут дрова, шьют канги (меховые полусапожки), вя­ жут сети и для себя ткут из овечьей шерс­ ти писаги (пледы) и вяжут рукавицы; вес­ ною, летом и осенью упражняются с ними на рыбном промысле. Хлеб запасают по­ купкою ржаной муки... и употребляют му­ ку с сосновою корою... А хлебов они не пекут, а делаю т из муки рески без коры... наподобие колоба, без закваски... Рыба треска и паптасина и семга продается от них по улове свежею приезжающим к ним на промысел из города Архангельс­ ка и из других мест сторонним людям за полюбовную цену... Соль для своего до­ машнего употребления покупают в горо­ де К о л е ...” Верхнетуломские лопари зая­ вили, что своих судов они не имеют, а хо­ дят на мурманские тресковые промыслы работниками ” из покруту (доли улова) у кольских жителей” . Почти все взрослые мужчины свободно владели русским языком, но многие жен­ щины, особенно во внутренней Лаплан­ дии, русского язы ка не знали. Постепенно количество диких оленей и пушных зверей на территории Кольско­ го полуострова сокращалось. Исчезли бобры и песцы, редко встречались куни­ цы, выдры, горностаи. По мере уменьше­ ния доходов от лесной охоты все боль­ шее значение приобретало оленеводст­ во. По учету 1785 года, лопари имели 4713 домашних оленей, через сто лет — 20328 голов. Жизнь лопарей-оленеводов более подвижна по сравнению с рыболовами: истребив ягель в одной местности, пере­ кочевывали в другую. Развитие оленеводства способствовало появлению в лопарском обществе зажи­ точного слоя хозяев. Во второй половине XIX века владельцами крупных стад яв­ лялись Василий Логинов в Кильдинском погосте, Петр Кобелев в Пулозере, Фома Мелентиев в Лявозере, в Лумбовке — Да­ ниловы, в Поное — Матрехины. Некото­ рые лопари разбогатели на промысловом предпринимательстве. Кильдинец Павел Трофимов в 1896 году имел 500 оленей, два карбаса, занимался ловом семги в Варламовой губе, нанимая 5—6 работ­ ников. Сам он жил при промыслах на Мурмане, а стада его паслись "в тундре под присмотром лопарей". (Окончаниена4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz