Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
(Окончание. Начало на 3-стр.) гу. В селе 64 двора, в волости (во всех 7 селениях) — 155 домов, крестьян — 526 душ мужского и 580 — женского пола. Восемь хозяев имеют мореходные суда. Устин Логинов — владелец двух кочмар — "Святой Иоанн” и "Святой С теф ан ” , преприниматель: ” На морских тонях ло вит семгу и на льдах побойкою из вин товок промышляет лысунов (тюленя) и серку, а товар свой отвозит на соб ственных своих кочмарах для продажи в Архангельск” . Сходная картина в Умбе. В селе 23 двора, в волости (в трех селениях) — 41 дом, крестьян — 146 душ мужского и 154 — женского пола. Трое крестьян имели мореходные суда. Михаил Нестеров на своей кочмаре "Святой Гавриил” грузо подъемностью в 2700 пудов (44,2 тонны) "свои и чужие товары отвозит в Архан гельск на продажу. Промышляет сало звериное, семгу и сельди” . В поморской деревне показателем за житочности крестьянина являлось нали чие у домохозяина собственного море ходного судна. Промысловые суда — карбасы и лодки — имели все состо ятельные семьи. На' основе свободного предпринима тельства шло и все последующее разви тие поморской деревни. Налоговый гнет был умеренным. Госу дарственные подати за крестьян-общин- ников обычно уплачивали арендаторы их семужьих повѳль. Благосостояние кре стьян зависело преимущественно от ус пеха промыслов. Если ветры на торосо вом промысле прижимали льды к берегу, удавалось набить много морского зверя и иметь солидный доход. Если сельдь по весне шла густыми стаями в Кандалакш ский залив, улов ее вполне обеспечивал, как теперь говорят, прожиточный мини мум крестьян. Если малоуспешным был один из этих промыслов, выручал другой — семужий. В благополучные годы в се лениях слышались радостные песни, про исходили веселые гулянки. Но случались и худые годы. Людей охватывало унылое настроение, беднота питалась скудно, не доедала. В январе 1839 года становой пристав Чирюкин доносил архангельско му губернатору: "В селении Варзуге яви лись ко мне более 30 семейств и просили для отвращения голода выдать в ссуду хлеба” . Месяц спустя пристав доклады вал: "Некоторые из крестьян от долго временного голоду болят так, что и вовсе не имеют движения от своих домов". Тяжелым испытанием для поморов явилось вторжение англо-французского флота в Белое море во время Крымской войны. В 1854 году англичане захватили несколько промысловых судов, высажи вались в селениях и грабили крестьян. Так, 20 июля в Кандалакше неприятель "был в каждом доме и взял несколько куриц, теленка, три пуда соленой семги, в Предтеченской церкви медный образ распятия Спасителя и вырвал в огороде репу". Англичане пока не зверствовали, брали преимущественно продукты пита ния. Более страшным стал 1855 год. 6 ию ля английский фрегат в течение девяти часов из артиллерии обстреливал Канда лакшу и сжег в ней 46 (из 66) крестьян ских дворов, 29 амбаров, церковь, общес твенный хлебный склад. Большой урон понесли и другие селения. У варзужан братьев Заборщиковых англичане захва тили на море лодью и шхуну. Лишился мореходного судна кандалакшанин Ан тон Жидких. Во время английского раз боя промыслы были парализованы. Реформы 60-х годов XIX века сущест венно не изменили положение государст венных крестьян. Они лишь упорядочили их правовое состояние и упрочили во лостное крестьянское самоуправление. Крестьяне самостоятельно выбирали во лостного старшину, сельского старосту, волостной суд. Они сами на сходах оп ределяли порядок пользования общин ными угодьями, уплаты податей и мир ских сборов, отпуск крестьян на сторон ние заработки и т. п. Чиновники по крес тьянским делам (один на несколько во лостей) только контролировали решения крестьянских сходов и деятельность вы борных должностных лиц, редко вмеши вались в крестьянскую жизнь. Крестьяне — "свободные сельские обыватели” — и в пореформенный пери од оставались низшим сословием. По приговорам волостного суда и по распо ряжению чиновника они могли подвер гаться телесным наказаниям или отсидке до недели в арестном помещении ("кутуз ке"). Община несла ответственность за уплату податей. На сходах почти всегда достигалось "мирское согласие” , но это не означало безобидного решения дел. Исследова тель народной жизни Поморья П. С. Еф и менко писал: ’’Крестьяне-капиталисты, или, как их называет народ, мироеды, держат в своих руках целые общества, к которым они принадлежат, и ворочают ими по своему благоусмотрению и со гласно своим интересам. На мирском схо де голос их составляет все, служ ат по выборам они тогда, когда сами того захо тят, местными сельскими властями они располагают, как своими слугами, судом ворочают, как им угодно". Не называя имен, чиновник по крес тьянским делам Н. Н. Макшеев, посетив Кандалакшу, в 18.92 году писал: "В дерев не проживают кулаки. Они опутали дере вушку паутиною эксплоатации и высасы вают из крестьян последние соки” . Наиболее влиятельными сельскими ка питалистами являлись ’’торгующие по 2 гильдии крестьяне” : в Умбской волости Михаил Никитич Корехов, в Кузоменской — Алексей Петрович Заборщиков. Значительной остроты социальные от ношения на Терском берегу достигли в начале XX века. Чиновником по крес тьянским делам стал коллежский совет ник (чин, равный полковнику в армии) Н. Ф. Раевский. Проживая в Кузомени, он постоянно наказывал крестьян за нера дивую уборку улиц от снега, за невыходы на ночное дежурство, за неснятие шапки при встрече и т. д. Волостного старшину Якова Абросимова в марте 1905 года по садил в кутузку на 6 дней, формально — за выдачу казенного хлеба без раз решения чиновника и упущения по служ бе, а фактически — за отказ дать ему "взаймы ” 200 рублей и за строптивость ("встречаясь, пренахально проходит ми мо"). Раевский вел себя, как барин в де ревне, и возбуждал негодование жите лей, не привыкших к помыкательству. Весной 1905 года политические ссыль ные создали в Кузомени из местной бед ноты (12 человек) социал-демократичес кую организацию. Кузомень раскололась на две враждующие группировки, окре стившие друг друга прозвищами "черно сотенцев” (приверженцев старых поряд ков) и "политиканов” (сторонников ссыльных). Газета "Архангельск” 14 февраля 1907 года в корреспонденции "Из Кузомени” сообщала: "Летом было у нас человек 40 политических ссыльных, которые недур но пели "М арсельезу” и массу революци онных песен. Молодежь кузоменская... быстро усвоила слова и зимой дружное "Вставай, поднимайся” , "Отречемся от старого мира” оглашали воздух с ран него вечера до поздней ночи” . В июне 1907 года возникли бурные вол нения в Кандалакше: крестьяне выступи ли против заводчиков Беляевых, нано сивших ущерб жителям сплавом леса по реке Ниве. Кемские власти направили в село 22 солдата и полицейских служи теля, которые привели ” в покорность” , но неприязнь к притеснителям усилилась. Первая мировая война ухудшила поло жение трудящихся и еще более обостри ла социальные отношения. Большинство крестьян Кольского Севера встретило весть о падении самодержавия в ф ев рале-марте 1917 года с одобрением.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz