Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Щ Иван УШАКОВ , кр а евед (Окончание. Начало на 3-й стр.) Заслуж ивает внимания личность паз- рецкого священника Константина Проко пьевича Щеколдина (1845— 1916). В зим нем лопарском погосте он устроил школу для обучения детей без отрыва их от родителей. В 1894 году К. П. Щеколдин перевел на лопарский язык Евангелие от Матфея (в этом ему помогала жена Ма рия Козьмовна. безупречно знавшая но- тозерский диалект лопарского язы ка). В 1895 году он составил и издал в Архан гельске "А збуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губер нии” . Помимо раздела по обучению гра моте она содержала рассказы воспита тельного характера, текст русского гим на упражнения по счислению, таблицу умножения. Завершалась ''А зб ука'’ мо литвою ''Отче наш” и десятью заповедя ми Закона Божия на русском и лопар ском язы ках. К. П. Щеколдин много сделал как соби ратель лопарского фольклора. Его мате риалами пользовался Н. Н. Харузин при написании монографии "Русские лопари” (М., 1890). В петербургском журнале "Живая старина” , в первом и втором вы пусках за 1890 год опубликована боль шая работа К. П. Щеколдина "Лопарские сказки, легенды и сказания, записанные в Пазрецком погрсте, пограничном с Нор- вегиею' . 28 мая 1892 года "самоотверженный труженик Севера и большой знаток быта лопарей" был награжден орденом Свя той Анны третьей степени (крестом, носи мым на груди). В Пазрецком погосте не было пьянства и каких-либо преступлений, имелась ба ня (чего в то время в других погостах не было). Грамотность к концу века достига ла 30 процентов населения. Сыновья отца Константина Александр и Василий получили хорошее образова ние и поступили на службу в Департа мент торговли и мануфактур, младший сын Евгений стал аптекарем, две дочери работали учительницами, а третья — аку шеркой. На Терском берегу выделялся своей деятельностью и авторитетом священник Николай Иванович Шмаков (1829 — нача ло XX века), окончивший курс богослов ских наук в Архангельской духовной се минарии с аттестатом первого разряда. В декабре 1898 года он получил орден Святой Анны третьей степени "за метео рологические наблюдения” . Н. И. Шма ков служил священником в Ковде, Тет- рине и, наконец, в Гіоное. Его старший сын Николай состоял священником в Ло- возерском приходе; второй сын Иван, вы пускник Томского университета, немалое время работал врачом на Кольском полу острове, в 1909 году защитил диссерта цию на ученую степень доктора медици ны "Материалы для антропологии рус ских лопарей". Из среды духовенства выходило нема ло работников просвещения, медицины, разных отраслей культуры. В обязанность священников входило ежегодное составление духовных роспи сей прихожан. В них указывалось число дворов в приходе, посемейный список жителей, их явка на исповедь и причаще ние. Священники документально оформ ляли рождения, браки, смерти людей. Иными словами, они вели демографичес кую статистику и выполняли функции со временного ЗА ГС а. На священников воз лагалось преподавание Закона Божьего в местной школе. Их посылали на Мур манский берег для проповедей среди промышленников. От личности священника во многом за висел лад крестьянской жизни — мир ское согласие и добропорядочность при хожан. Не случайно говорили:"Каков поп, таков и приход” . Священники редко впадали в прегре шения. Значительно ниже их по нравст венному и культурному уровню стояли причетники — дьячки и псаломщики. Ду ховное начальство зорко следило за по ведением пастырей. Псаломщик Ловозер- ского прихода Евгений Перовский в 1899 году в пьяном состоянии "поранил прихо жанина” и получил увольнение от долж ности. Дьякон Михаил Спиров в 1898 году был "перемещен из Кеми за нетрезвость и неблагоповедение на псаломническую вакансию в Кашкаранский приход” , то есть с понижением в должности и в сель скую глушь. Чиновник А. А. Мухин писал: на Мурмане "нужны пастыри сильные ду хом и верою” , и нельзя посылать сюда "иереев опороченных, судившихся за противоканонические поступки и без нравственную жизнь” . Сельские причты на Кольском полуост рове состояли из священника и псалом щика. Только в Коле, при соборной Бла говещенской церкви был двухклирный причт; состоял из протоиерея (настояте ля). священника, дьякона и двух псалом щиков. Материальное обеспечение духовенст ва зависело от сана (звания служителей культа), размера прихода и местной тра диции вознаграждения церковников. В Чапоме в конце XIX века священник получал в год казенного жалования 400 рублей, псаломщик — 125 рублей, за тре- боисправления ("молебны , панихиды и прочее” ) им поступало 235 рублей, до хода от семужьих угодий — 22 рубля, снято сена с церковных пожен 48 пудов. В Кандалакш е: жалованье священника — 392 рубля, псаломщика — 122 рубля 50 копеек, обоим на разъезды — 100 руб лей, доход от требоисправления 201 рубль 60 копеек, около 5 рублей от сдачи в аренду сенокосов; от общества причту построили обширный дом (у священника — 3 комнаты, у псаломщика — 2, и в од ной комнате помещалась церковнопри ходская школа). В Териберке: жалованье священника — 588 рублей, псаломщика — 294 рубля, доход от требоисправления — 286 рублей. Для сравнения: рабочий-ткач в центре России получал в год заработной платы около 288 рублей, но потребительские то вары, кроме рыбы, там стоили дешевле, чем на Крайнем Севере. На Ковдских лесозаводах пильщики получали 25—30 рублей в месяц, на более легких работах платили по 15— 20 рублей в месяц. В 1886 году духовное ведомство начало возобновление монастыря на реке Пе- ченге. Снова появилось в крае черное духовенство, исчезнувшее после рефор мы 1764 года. В 1900 году в Трифо- но-Печенгском монастыре находилось 15 монахов и 25 послушников. При содейст вии правительства монастырь создал об ширное хозяйство, устроил школу для ок рестного населения, стал читать лекции жителям по шести разделам: 1) по рели гиозно-нравственному воспитанию (16 тем); 2) по русской истории (10 тем); 3) по русской словесности — произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова и других писа телей (11 тем); 4) по географии (9 тем); 5) по естественной истории — о жизни животных и растений (3 темы ); и 6) против пьянства (5 тем ). Воскресные чтения обычно сопровождались показом картин с помощью проекционного фонаря. В начале XX века под влиянием рево люционно-атеистической пропаганды ав торитет духовенства заметно падает. На селение видело в духовных верных слуг царизма, укреплявших несправедливые общественные порядки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz