Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Щ Иван УШАКОВ , кр а евед (Окончание. Начало на 3-й стр.) Заслуж ивает внимания личность паз- рецкого священника Константина Проко­ пьевича Щеколдина (1845— 1916). В зим­ нем лопарском погосте он устроил школу для обучения детей без отрыва их от родителей. В 1894 году К. П. Щеколдин перевел на лопарский язык Евангелие от Матфея (в этом ему помогала жена Ма­ рия Козьмовна. безупречно знавшая но- тозерский диалект лопарского язы ка). В 1895 году он составил и издал в Архан­ гельске "А збуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губер­ нии” . Помимо раздела по обучению гра­ моте она содержала рассказы воспита­ тельного характера, текст русского гим­ на упражнения по счислению, таблицу умножения. Завершалась ''А зб ука'’ мо­ литвою ''Отче наш” и десятью заповедя­ ми Закона Божия на русском и лопар­ ском язы ках. К. П. Щеколдин много сделал как соби­ ратель лопарского фольклора. Его мате­ риалами пользовался Н. Н. Харузин при написании монографии "Русские лопари” (М., 1890). В петербургском журнале "Живая старина” , в первом и втором вы­ пусках за 1890 год опубликована боль­ шая работа К. П. Щеколдина "Лопарские сказки, легенды и сказания, записанные в Пазрецком погрсте, пограничном с Нор- вегиею' . 28 мая 1892 года "самоотверженный труженик Севера и большой знаток быта лопарей" был награжден орденом Свя­ той Анны третьей степени (крестом, носи­ мым на груди). В Пазрецком погосте не было пьянства и каких-либо преступлений, имелась ба­ ня (чего в то время в других погостах не было). Грамотность к концу века достига­ ла 30 процентов населения. Сыновья отца Константина Александр и Василий получили хорошее образова­ ние и поступили на службу в Департа­ мент торговли и мануфактур, младший сын Евгений стал аптекарем, две дочери работали учительницами, а третья — аку­ шеркой. На Терском берегу выделялся своей деятельностью и авторитетом священник Николай Иванович Шмаков (1829 — нача­ ло XX века), окончивший курс богослов­ ских наук в Архангельской духовной се­ минарии с аттестатом первого разряда. В декабре 1898 года он получил орден Святой Анны третьей степени "за метео­ рологические наблюдения” . Н. И. Шма­ ков служил священником в Ковде, Тет- рине и, наконец, в Гіоное. Его старший сын Николай состоял священником в Ло- возерском приходе; второй сын Иван, вы­ пускник Томского университета, немалое время работал врачом на Кольском полу­ острове, в 1909 году защитил диссерта­ цию на ученую степень доктора медици­ ны "Материалы для антропологии рус­ ских лопарей". Из среды духовенства выходило нема­ ло работников просвещения, медицины, разных отраслей культуры. В обязанность священников входило ежегодное составление духовных роспи­ сей прихожан. В них указывалось число дворов в приходе, посемейный список жителей, их явка на исповедь и причаще­ ние. Священники документально оформ­ ляли рождения, браки, смерти людей. Иными словами, они вели демографичес­ кую статистику и выполняли функции со­ временного ЗА ГС а. На священников воз­ лагалось преподавание Закона Божьего в местной школе. Их посылали на Мур­ манский берег для проповедей среди промышленников. От личности священника во многом за­ висел лад крестьянской жизни — мир­ ское согласие и добропорядочность при­ хожан. Не случайно говорили:"Каков поп, таков и приход” . Священники редко впадали в прегре­ шения. Значительно ниже их по нравст­ венному и культурному уровню стояли причетники — дьячки и псаломщики. Ду­ ховное начальство зорко следило за по­ ведением пастырей. Псаломщик Ловозер- ского прихода Евгений Перовский в 1899 году в пьяном состоянии "поранил прихо­ жанина” и получил увольнение от долж ­ ности. Дьякон Михаил Спиров в 1898 году был "перемещен из Кеми за нетрезвость и неблагоповедение на псаломническую вакансию в Кашкаранский приход” , то есть с понижением в должности и в сель­ скую глушь. Чиновник А. А. Мухин писал: на Мурмане "нужны пастыри сильные ду­ хом и верою” , и нельзя посылать сюда "иереев опороченных, судившихся за противоканонические поступки и без­ нравственную жизнь” . Сельские причты на Кольском полуост­ рове состояли из священника и псалом­ щика. Только в Коле, при соборной Бла­ говещенской церкви был двухклирный причт; состоял из протоиерея (настояте­ ля). священника, дьякона и двух псалом­ щиков. Материальное обеспечение духовенст­ ва зависело от сана (звания служителей культа), размера прихода и местной тра­ диции вознаграждения церковников. В Чапоме в конце XIX века священник получал в год казенного жалования 400 рублей, псаломщик — 125 рублей, за тре- боисправления ("молебны , панихиды и прочее” ) им поступало 235 рублей, до­ хода от семужьих угодий — 22 рубля, снято сена с церковных пожен 48 пудов. В Кандалакш е: жалованье священника — 392 рубля, псаломщика — 122 рубля 50 копеек, обоим на разъезды — 100 руб­ лей, доход от требоисправления 201 рубль 60 копеек, около 5 рублей от сдачи в аренду сенокосов; от общества причту построили обширный дом (у священника — 3 комнаты, у псаломщика — 2, и в од­ ной комнате помещалась церковнопри­ ходская школа). В Териберке: жалованье священника — 588 рублей, псаломщика — 294 рубля, доход от требоисправления — 286 рублей. Для сравнения: рабочий-ткач в центре России получал в год заработной платы около 288 рублей, но потребительские то­ вары, кроме рыбы, там стоили дешевле, чем на Крайнем Севере. На Ковдских лесозаводах пильщики получали 25—30 рублей в месяц, на более легких работах платили по 15— 20 рублей в месяц. В 1886 году духовное ведомство начало возобновление монастыря на реке Пе- ченге. Снова появилось в крае черное духовенство, исчезнувшее после рефор­ мы 1764 года. В 1900 году в Трифо- но-Печенгском монастыре находилось 15 монахов и 25 послушников. При содейст­ вии правительства монастырь создал об­ ширное хозяйство, устроил школу для ок­ рестного населения, стал читать лекции жителям по шести разделам: 1) по рели­ гиозно-нравственному воспитанию (16 тем); 2) по русской истории (10 тем); 3) по русской словесности — произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова и других писа­ телей (11 тем); 4) по географии (9 тем); 5) по естественной истории — о жизни животных и растений (3 темы ); и 6) против пьянства (5 тем ). Воскресные чтения обычно сопровождались показом картин с помощью проекционного фонаря. В начале XX века под влиянием рево­ люционно-атеистической пропаганды ав­ торитет духовенства заметно падает. На­ селение видело в духовных верных слуг царизма, укреплявших несправедливые общественные порядки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz