Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в номере от 22 декабря.) 2. Д У Х О В Н Ы Е Более пятисот лет назад на Кольском полуострове появилась первая церковь. Ее построили в Варзуге соловецкие мона хи и освятили во имя ''Христова чудотвор ца Николы” . Новгородский архиепископ Геннадий 15 марта 1491 года дал Соло вецкому монастырю жалованную грамоту об освобождении варзужского духовен ства от платежа десятины и других побо ров: "не надобе... попу и всему причту церковному мой подъезд, ни иные мои никоторые пошлины" платить. Вслед за тем возник храм Воскресения Христова в Умбе. В 1532— 1533 годах приняли христиан ство коренные жители края лопари. Их крестителями были соловецкий инок Фе- одорит и сын священника из-под Торжка Трифон. В восточной Лапландии утверж дал "русскую веру” монах Феогност. Пра вославные храмы появились в Кандалак ше, Коле, Печенге, Поное. К 1696 году на Кольском Севере (в пределах современной Мурманской об ласти) действовало 13 причтовых церк вей; число церковных служителей — свя щенников и причетников превышало 30 человек, с семьями — более 120 человек. На Кольском полуострове обоснова лись два местных монастыря (Печенгский и Кандалакшский) и несколько сторонних (Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Вос кресенский, Новоспасский, Крестный и другие), имевшие в крае свои подворья с приказными старцами и слугами. Чис ленность монахов была непостоянна, у сторонних монастырей сезонно меня лась, в разное время составляла от 40 до 150 человек (во второй половине XVII ве ка). Духовенство, как черное (монахи), так и белое (не монашествующее), являлось сословием привилегированным: оно ос вобождалось от государственных пода тей, воинской повинности, ему гарантиро валось материальное обеспечение и ряд льгот по жалованным грамотам. Вместе с тем духовенство не было избавлено (до начала XIX века) от телесных наказаний. В отношении к священнослужителям при менялись жесткие требования и ограни чения. Жениться они могли только до посвящения в духовный сан или после достижения 40-летнего возраста. Если жена священника впадала в прелюбоде яние, ему надлежало или развестись с нею, или отказаться от священнослуже- ния. Священнику запрещалось пьянство вать, играть в карты, плясать и смотреть пляски, посещать театры, участвовать в мирских сходках; рекомендовалось за нятие столярным ремеслом, церковным пением, допускалось слушание скромной музыки. В XVI-—XVII веках духовные не получа ли специального образования. Профес сия священника, в просторечии — попа, обычно переходила по наследству, от от ца к сыну или племяннику. Религиозные познания сводились в основном к умению вести богослужение. Сельские священни ки почти не знали христианского учения. При Петре I в епархиях были учреждены архиерейские школы, а позднее — духов ные семинарии, готовившие воспитанни ков к духовному сану. Прихожане сами выбирали себе свя щенника и причетников. Попами нередко становились местные крестьяне. Так, в мае 1690 года умбские крестьяне на освободившееся место священника "вы брали и излюбили тое ж волости крестья нина Ермолу Клементьева” и просили холмогорского архиепископа благосло вить "его, Ермолу, к нам в Умбскую во лость во священники, чтобы у нас цер ковь Божия не была без пения” . С анало гичной просьбой в 1688 году обращались к архиепископу варзужские прихожане, которые "излюбили и прирядили... в попы крестьянина Федора Григорьева сына Мячюева” . Непременным условием для занятия места священника было беспорочное по ведение претендента. В 1721 году коляне решительно протестовали, когда попом в Воскресенском соборе стал Григорий Окунев, который "недорослем за воров ство в Коле был бит кнутом” и поставлен священником ” не по кольскому градско му выбору, а по чьему-то излюбу” . Авторитет священнослужителя во мно гом зависел от его морального облика. Обращаясь, священника называли "ба тюшка” , "отец” . Такое именование воз вышало пастыря. Прихожане считали его своим наставником, носителем божест венной истины. Приглашая священника на церковную вакансию, верующие договаривались с ним о вознаграждении за богослужение и религиозные требы. Крестьяне Терско го берега, как правило, давали церковно му причту от волостного общества уло вистую семужью тоню и сенокосные уго дья, а за требоотправление платил каж дый индивидуально. Семь лопских погостов с 1684 года об служивала Воскресенская соборная цер ковь в Коле (Кильдинский, Вороньин- ский, Семиостровский, Ловозерский, Ма- селы ский, Нотозерский и Сонгельский). Священник Григорий Яковлев в октябре 1686 года доносил архиепископу холмо горскому:’^ к лопарям ездил и в лопских погостах лопарей исповедовал, младен цев крестил, родильницам молитвы давал и браки венчал и усопших отпевал” . Четыре лопских погоста (Мотовский, Печенгский, Пазрецкий и Нявдемский) со стояли в ведении Алексеевской церкви, построенной в Коле борисоглебскими священниками. По договору от 3 февраля 1694 года лопари обязались платить цер ковному причту ругу (жалованье) по 3 ко пейки в год "со всякой души” , доставлять в Колу с каждого погоста по 1 пуду тре скового жира и по две кережи (воза) мяса и рыбы. Сверх того причт получал за требы: при крещении новорожденных — 13 копеек, при венчании вступающих в брак — 1 рубль, за поминание умерших — 3 копейки, за рождественскую молитву — по 2 копейки с вежи (жилища), за отпевание умершего — 20 копеек. Лопа ри предоставляли священнику и дьячку для поездок оленьи подводы. Петр I отменил некоторые привилегии духовенства. Неграмотных детей попов и причетников стали брать в солдаты. Ограничили свободу передвижения мона хов, запретили им жить в отдельных ке льях и иметь личное хозяйство, свои деньги. Петр укоризненно писал:” Древ- ние монахи сами себе трудолюбивыми своими руками пищу промышляли и, об- щежительно живяше, и многих нищих от своих рук питали; нынешние же монахи не токмо нищих питаше от трудов своих, но сами чуждые труды поядоша, и на чальные монахи во многие роскоши впа- доша, а подначальных монахов в нужную (недостаточную) пищу введоша” . Мона шеской братии Кольско-Печенгского мо настыря Петр назначил 70 рублей годово го жалованья, а угодья отдал на откуп вольным промышленникам. В 1722 году монахи жаловались: "А в Печенгской пустыне денежной наличной казны и хлебных запасов никаких нет, питаемся по самой нужде... А платьишком и обувью обдержалися без остатку” . Монахи роптали и осуждали Петра за его новшества. Игумен Исмаил осмелил ся даже сказать, что он бы проклял царя за то, что "солдаты в посты и в среду и в пятницу мясо едят” . Исмаила схвати ли, заковали в кандалы и отправили в Москву, где его наказали кнутом. После смерти Петра монастырям воз вратили их вотчинные угодья, но с обя занностью нести государственные повин ности. В 1764 году монастырские вотчины на Кольском полуострове были упразд нены, а угодья переданы местным крес тьянам. Павел I поднял значение духовенства в самодержавном государстве. Были рас ширены возможности для получения об разования. Отныне духовные лица могли получать ордена, дававшие награжден ным права потомственного дворянства и, следовательно, владеть населенными имениями. . В XIX веке священнослужители уже не выбирались прихожанами, а посвяща лись в духовный сан по окончании семи нарий, учебный курс которых не уступал гимназическому. Культурный уровень ду ховенства значительно повысился. Наря ду с учителями священники несли знания в массы, по существу являлись сельской интеллигенцией. Большим уважением в крае пользовал ся священник Георгий Кириллович Терен тиев (1823— 1904). Он окончил "курс фи лософских наук” в Архангельской духов ной семинарии, в 1862 году прибыл в Но тозерский лопарский приход, где даже и храма не было, а стояла древняя часов ня Воскресения Христова. Нотозерцы (30 семей) отвели своему пастырю семужью тоню Верхний Пудас и сенокосы по реке Туломе. На отпущенные Синодом 1758 рублей отец Георгий построил церковь Богоявления Господня, дом с банею, ам бар, погреб, помещение для скота, занял ся сельским хозяйством. В семье было четверо сыновей. "Посреди Лапландии, — писал посетивший эти места Василий Немирович-Данченко в своей книге "Страна холода", — он, а за ним и лопа ри, стали сеять картофель, репу, редьку. Урожаи были хороши. Пробовали и ка пусту. Лист был хорош, но не завивался. Он с успехом даж е акклиматизировал здесь жито... В хорошие годы отец Гео ргий снимал картофеля сам-10, а жита — сам-4. Восемь стаканов снятого в Но- тозере жита этот священник посылал в Архангельск, и оно оказалось хорошего качества” . При Нотозерской церкви Г. К. Теренти ев создал школу, в которой обучал ло парских детей русской грамоте. В 1871 году Терентиева перевели на службу в Колу, в 1875 году — в Ловозеро, в 1882 году — в Печенгу. Восемнадцать лет подряд на промысловое время он командировался на Мурманский берег. В конце жизни был священником Киль- динского прихода. Г. К. Терентиев всесторонне изучил быт населения Кольского полуострова и явился автором содержательных кра еведческих работ ’’Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском бере гу” , "О русской колонии в Лапландии" (история Колы), "О колонизации Мурман ского берега", получивших высокую оценку исследователей Севера. Теренти ев регулярно посылал корреспонденции в "Архангельские губернские ведомос ти ", в губернский статистический коми тет, на этнографические выставки в Ар хангельске и Москве. Отец Георгий энергично защищал лопа рей от хищничества их кредиторов, высту пал против спаивания лопарей винотор говцами. В своих статьях он намечал кон кретные меры по улучшению положения лопарей и русской бедноты. Кроме поощрений от духовного ведом ства Георгий Кириллович имел прави тельственные награды: две серебряные медали "З а усердие” и орден Святой Ан ны второй степени (известный как "Анна на ш ее"). По словам современников, отец Георгий оставил по себе добрую память как чуткого и отзывчивого пастыря, бор ца за интересы простого люда против притеснителей всякого рода. (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz