Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Начало в № 215 - 220 и № 225.) 9. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Наши предки жили по принципу: "Делу — время, потехе — час” , то есть длительный труд должен периодически сме няться отдыхом со всякого рода развлечениями. Для потехи отводились прежде всего праздничные дни. На вопрос, какие в году устраиваются развлечения, терские крестьяне отвечали кратко, как бы стыдясь разгульной жизни: "Бываю т дневные игрища и горы (катание с горы). На Масленицу гуляют на оленях. О Святой неделе (Пасхе) качели, о Троицыне и Покрове днях хороводы бывают” . Жители Кандалакши сказали: ’’Горы бывают, тож на лошадях и оленях гуляют. Качели никогда не ставят и хороводов не бывают” . Понояне назвали лишь одно развлечение: "Прогуливаются по реке Поною пустым местом на оленях” . Весело отмечались святки — 12 праздничных дней зимою, от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения. По домам и ули цам ходили ряженые — "шелю ханы ” ("нечистые"), изображав шие чертей, леших, покойников. Они надевали вывернутые на изнанку шубы, закрывали лица "харями", рядились в одежды другого пола, устраивали безобразные выходки, пугали прохо жих. Затейники-” хухольники" являлись на вечеринки, плясали и пели, веселя собравшихся. Нередко ряженые ходили под видом животных. Чиновник Н. Н. Макшеев, прибыв в Княжую Губу под новый, 1892 год, рассказывает: ” Во время святок молодежь замаскирована здесь козлами. Молодой человек надел ватное одеяло, сделал подобие козла над головою, вытянул шею, и эти тени бродят днем по закоулкам деревни. Узнать такую маску нет никакой возможности... Маски эти, войдя в избу, заигрывают с девкой, а девка берет ухват и смазывает по спине таинственную маску... Но вдруг открывается дверь, в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак, пьяный, с платком, накинутым на голову. Волосы на медведе черны, как смоль, в руках вожака огромная дубина, которой он тузит медведя по спине. Медведь ревет. — А ну-ка, Мишка, покажи-ка... Вожак взмахнул дубиною и снова начал тузить ею по спине медведя” . Между такого рода представлениями девушки за печкой "под гомерический хохот парней" показывали "одевание в новые сараф аны ” . Шумно и радостно праздновалась масленица — ” катальная неделя” . В 1842 году во время масленицы в Коле находились финские лингвисты Ленрот и Кастрен. "Во всю неделю, — пи шет Кастрен, — не прошло дня, чтоб нас не позвали участвовать в увеселениях города” . Одним из развлечений было катание с горы Соловараки. "Множество женщин и мужчин парами, в маленьких оленьих санках, летят с крутой годы вниз. Все лица сияют искренней веселостью ... Вот летит с быстротою стрелы ... молодой человек и держит девушку на коленях. Гордо, само уверенно правит он санями через все извилины и ухабы; девуш ка дрожит от страха, от быстрой езды — головная повязка развязалась, и длинные локоны развеваются ветром. Она, улы баясь, взглядывает на своего охранителя. Геройски обнимает он одной рукою стан ее, но теряет равновесие, и поэтический восторг их оканчивается падением в груду снега, к великому удовольствию и громкому смеху зрителей. Вот катится храбрая амазонка, сама правит санками и благополучно съезж ает до самого конца горы. Ее приветствуют громким "ур а!” . Вот в са мую среду блестящей толпы влетают санки, набитые мальчиш ками в изорванных платьях; они кричат, шумят, звонят коло кольчиками и бубенчиками. Гора оглашается взрывами хохо т а ...” В Варзуге катание с горы происходило на Никольской (лево бережной) стороне. Сани сцепляли друг с другом и съезжали поездом. Пока одни катались, другие водили круг (хоровод) и пели при этом песни: "Во лузях” , "Девушки, скачите” , "Вдов- ку". Провожая масленицу, жгли громадный костер, бросали в него старые, непригодные вещи. В Варзуге был обычай сжигать ненужные смоляные бочки, и пока они горели, пели протяжные песни. В Великий пост веселые развлечения прекращались, даж е на вечеринки не собирались; пели духовные "стихи", слушали сказителей. Допускалась игра в жмурки ("имочки"). На Пасху ставили бревенчатые качели и катались на них до ухода на промыслы. На Терском берегу сохранялся былинный эпос, было немало превосходных сказителей и потешников. В непогоду, сообщает путешественник С. В. Максимов (1856 год), поморы, сидя в про мысловых избах, рассказывают "волшебные сказки: про Ба- бу-Ягу — костяную ногу, про царя Берендея, про Яшку — крас ную рубашку и прочие, по субботам и перед большими празд никами поют старины стародавние про Романа Мигриевича, про Егорья — света храброго, про царя Ивана Грозного, про Иоса- фа-царевича, про Иосифа Прекрасного и прочие, и прочие ” . На Мурманском берегу при отсутствии наживки, от безделья, промышленники играли в карты (обычно в "свои козыри” ) и шашки, мастерили игрушечные кораблики и птиц; подростки ("зуйки” ) играли ” в бабки или рюхи". Взрослые нередко поте шались с ребятишками, устраивая "разные смехотворные иг ры” . В середине XIX века распространилась гармонь, без которой не обходились даж е шедшие пешком на промысел помо- ры-мурманщики. Лесничий К. А. Соловцов, описывая жизнь Колы, отмечает весенний приход из Поморья рыбацких артелей: "Показалась первая партия мурманщиков, и раздались звуки нестройной песни и пискливой гармоники” . Летом в праздник кольская ’’молодежь... вся высыпает на городскую площадь; является на сцену гармоника, начинаются песни, игры в мяч, утушку и шестерку (пляска, похожая на хоровод)... Ребятишки возятся и шумят по-своему — и далеко за полночь веселится беспечная молодежь” . Писатель Василий Немирович-Данченко в 1873 году застал в Коле англичан, занимавшихся спортивным ловом семги. "Англичане, — писал он, — с уморительною серьезностью присутствовали на балах кольской аристократии и танцевали вальсы и кадрили под звуки гармоники — единст венного "оркестра" в городе” , Зимою собирались на посиделки. Устраивали их девушки по очереди у себя в доме. Колянки и их приглашенные парни танцевали "кр есты ", "ш естерку", "кадриль” . Как свидетель ствует В. Н. Харузина, "веселье молодежи продолжается ино гда до 3— 5 часов утра, на святках же и на Масленице до 6 часов” . Местная жительница в разговоре с петербуржцем А. Г. Слезскинским в 1896 году сказала, что на вечерках 'быва ет весело: кто в карты играет, кто танцует под песни и под гитару, на которой отлично играет казначейский чиновник". С конца XIX века для детей стали устраиваться новогодние елки. Отдельные учителя силами своих воспитанников ставили небольшие спектакли, разыгрывали веселые сценки в школь ных помещениях. Для взрослых проводились "народные чте ния” . В уездном центре — городе Александровске — в 1904 году демонстрировался фонограф, с 1913 года действовал киноте атр. Регулярно в Народном доме проходили драматические представления, в антрактах играл граммофон. Заводчики Беляевы построили в Умбе "дом для развлечения служащих” , который имел зрительный зал со сценой, помеще ние для танцев, бильярдную и чайную. Кружок "Любителей драматического искусства” периодически ставил спектакли. Ру ководила театром жена управляющего заводом госпожа Т. А. Тикстон, которая, по словам местного учителя В. П. Постникова, разыгрывала "вещи исключительно пошлые". Время от време ни в клубах проводились концерты, маскарады, лотереи, де кламации. Народная самодеятельность все более дополнялась привно симой извне общероссийской культурой. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz