Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Начало в № 215 - 220 и № 225.) 9. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Наши предки жили по принципу: "Делу — время, потехе — час” , то есть длительный труд должен периодически сме­ няться отдыхом со всякого рода развлечениями. Для потехи отводились прежде всего праздничные дни. На вопрос, какие в году устраиваются развлечения, терские крестьяне отвечали кратко, как бы стыдясь разгульной жизни: "Бываю т дневные игрища и горы (катание с горы). На Масленицу гуляют на оленях. О Святой неделе (Пасхе) качели, о Троицыне и Покрове днях хороводы бывают” . Жители Кандалакши сказали: ’’Горы бывают, тож на лошадях и оленях гуляют. Качели никогда не ставят и хороводов не бывают” . Понояне назвали лишь одно развлечение: "Прогуливаются по реке Поною пустым местом на оленях” . Весело отмечались святки — 12 праздничных дней зимою, от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения. По домам и ули­ цам ходили ряженые — "шелю ханы ” ("нечистые"), изображав­ шие чертей, леших, покойников. Они надевали вывернутые на­ изнанку шубы, закрывали лица "харями", рядились в одежды другого пола, устраивали безобразные выходки, пугали прохо­ жих. Затейники-” хухольники" являлись на вечеринки, плясали и пели, веселя собравшихся. Нередко ряженые ходили под видом животных. Чиновник Н. Н. Макшеев, прибыв в Княжую Губу под новый, 1892 год, рассказывает: ” Во время святок молодежь замаскирована здесь козлами. Молодой человек надел ватное одеяло, сделал подобие козла над головою, вытянул шею, и эти тени бродят днем по закоулкам деревни. Узнать такую маску нет никакой возможности... Маски эти, войдя в избу, заигрывают с девкой, а девка берет ухват и смазывает по спине таинственную маску... Но вдруг открывается дверь, в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак, пьяный, с платком, накинутым на голову. Волосы на медведе черны, как смоль, в руках вожака огромная дубина, которой он тузит медведя по спине. Медведь ревет. — А ну-ка, Мишка, покажи-ка... Вожак взмахнул дубиною и снова начал тузить ею по спине медведя” . Между такого рода представлениями девушки за печкой "под гомерический хохот парней" показывали "одевание в новые сараф аны ” . Шумно и радостно праздновалась масленица — ” катальная неделя” . В 1842 году во время масленицы в Коле находились финские лингвисты Ленрот и Кастрен. "Во всю неделю, — пи­ шет Кастрен, — не прошло дня, чтоб нас не позвали участвовать в увеселениях города” . Одним из развлечений было катание с горы Соловараки. "Множество женщин и мужчин парами, в маленьких оленьих санках, летят с крутой годы вниз. Все лица сияют искренней веселостью ... Вот летит с быстротою стрелы ... молодой человек и держит девушку на коленях. Гордо, само­ уверенно правит он санями через все извилины и ухабы; девуш­ ка дрожит от страха, от быстрой езды — головная повязка развязалась, и длинные локоны развеваются ветром. Она, улы­ баясь, взглядывает на своего охранителя. Геройски обнимает он одной рукою стан ее, но теряет равновесие, и поэтический восторг их оканчивается падением в груду снега, к великому удовольствию и громкому смеху зрителей. Вот катится храбрая амазонка, сама правит санками и благополучно съезж ает до самого конца горы. Ее приветствуют громким "ур а!” . Вот в са­ мую среду блестящей толпы влетают санки, набитые мальчиш­ ками в изорванных платьях; они кричат, шумят, звонят коло­ кольчиками и бубенчиками. Гора оглашается взрывами хохо­ т а ...” В Варзуге катание с горы происходило на Никольской (лево­ бережной) стороне. Сани сцепляли друг с другом и съезжали поездом. Пока одни катались, другие водили круг (хоровод) и пели при этом песни: "Во лузях” , "Девушки, скачите” , "Вдов- ку". Провожая масленицу, жгли громадный костер, бросали в него старые, непригодные вещи. В Варзуге был обычай сжигать ненужные смоляные бочки, и пока они горели, пели протяжные песни. В Великий пост веселые развлечения прекращались, даж е на вечеринки не собирались; пели духовные "стихи", слушали сказителей. Допускалась игра в жмурки ("имочки"). На Пасху ставили бревенчатые качели и катались на них до ухода на промыслы. На Терском берегу сохранялся былинный эпос, было немало превосходных сказителей и потешников. В непогоду, сообщает путешественник С. В. Максимов (1856 год), поморы, сидя в про­ мысловых избах, рассказывают "волшебные сказки: про Ба- бу-Ягу — костяную ногу, про царя Берендея, про Яшку — крас­ ную рубашку и прочие, по субботам и перед большими празд­ никами поют старины стародавние про Романа Мигриевича, про Егорья — света храброго, про царя Ивана Грозного, про Иоса- фа-царевича, про Иосифа Прекрасного и прочие, и прочие ” . На Мурманском берегу при отсутствии наживки, от безделья, промышленники играли в карты (обычно в "свои козыри” ) и шашки, мастерили игрушечные кораблики и птиц; подростки ("зуйки” ) играли ” в бабки или рюхи". Взрослые нередко поте­ шались с ребятишками, устраивая "разные смехотворные иг­ ры” . В середине XIX века распространилась гармонь, без которой не обходились даж е шедшие пешком на промысел помо- ры-мурманщики. Лесничий К. А. Соловцов, описывая жизнь Колы, отмечает весенний приход из Поморья рыбацких артелей: "Показалась первая партия мурманщиков, и раздались звуки нестройной песни и пискливой гармоники” . Летом в праздник кольская ’’молодежь... вся высыпает на городскую площадь; является на сцену гармоника, начинаются песни, игры в мяч, утушку и шестерку (пляска, похожая на хоровод)... Ребятишки возятся и шумят по-своему — и далеко за полночь веселится беспечная молодежь” . Писатель Василий Немирович-Данченко в 1873 году застал в Коле англичан, занимавшихся спортивным ловом семги. "Англичане, — писал он, — с уморительною серьезностью присутствовали на балах кольской аристократии и танцевали вальсы и кадрили под звуки гармоники — единст­ венного "оркестра" в городе” , Зимою собирались на посиделки. Устраивали их девушки по очереди у себя в доме. Колянки и их приглашенные парни танцевали "кр есты ", "ш естерку", "кадриль” . Как свидетель­ ствует В. Н. Харузина, "веселье молодежи продолжается ино­ гда до 3— 5 часов утра, на святках же и на Масленице до 6 часов” . Местная жительница в разговоре с петербуржцем А. Г. Слезскинским в 1896 году сказала, что на вечерках 'быва­ ет весело: кто в карты играет, кто танцует под песни и под гитару, на которой отлично играет казначейский чиновник". С конца XIX века для детей стали устраиваться новогодние елки. Отдельные учителя силами своих воспитанников ставили небольшие спектакли, разыгрывали веселые сценки в школь­ ных помещениях. Для взрослых проводились "народные чте­ ния” . В уездном центре — городе Александровске — в 1904 году демонстрировался фонограф, с 1913 года действовал киноте­ атр. Регулярно в Народном доме проходили драматические представления, в антрактах играл граммофон. Заводчики Беляевы построили в Умбе "дом для развлечения служащих” , который имел зрительный зал со сценой, помеще­ ние для танцев, бильярдную и чайную. Кружок "Любителей драматического искусства” периодически ставил спектакли. Ру­ ководила театром жена управляющего заводом госпожа Т. А. Тикстон, которая, по словам местного учителя В. П. Постникова, разыгрывала "вещи исключительно пошлые". Время от време­ ни в клубах проводились концерты, маскарады, лотереи, де­ кламации. Народная самодеятельность все более дополнялась привно­ симой извне общероссийской культурой. (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz