Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ Ь № Н Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Начало в N° 215 — 220.) 8. В И Н О П И Т И Е Тысячу лет назад наши пред ки при выборе веры отвергли религию, запрещавшую упо требление вина. Они сказали мусульманскому проповеднику: "Руси есть веселие пить, не мо жем без того быть”. Однако пьянство осуждалось как тяж кий порок. Нравоучительная книга "Изборник" 1076 года ре комендовала пить помалу: "Пи тие мерное сыть наполняет и веселит, безмерное же бе шенство есть” (безумие, буйст во, вселение беса в человека). Вопрос о хмельных напитках обсуждался на церковном со боре 1551 года. В его решениях — "Стоглаве” — сказано: "Ино ки должны остерегаться... пи тия хмельного, не должны дер жать вина горячего по монас тырям, ни пива, ни меду (мало алкогольного напитка из меда), а держать им и пить квасы хлебные и напитки нехмель ные... Если где есть фряжские (виноградные) вина, то пусть их пьют во славу Божию, а не ради пьянства”. В славном Троице-Сергиевом монастыре хранится старинная братина (ковш) с выразитель ной надписью: Братина добра, человеки, Пити из нея за здравие, Хваля Бога, воспоминаючи Его Святые заповеди чрез апо стола Павла: Братие, не угійвайтеся ви ном..-. • ......... На протяжении веков прода жа крепких напитков являлась монополией государства. Тор говля питиями давала более трети всех государственных до ходов. Человек в кабаке мог пропить все, что имел, кроме нательного креста. Считалось, что он пил "в честь государя”. Если пьющий сильно захмелел, но еще имел деньги, его нельзя было удалить из помещения си лой. "Пока он сидит в кабаке, никто и ни под каким видом не смеет вызвать его оттуда", — писал англичанин Д. Флет чер, посетивший Россию в 1588 году. Вся Россия была уставлена питейными заведениями. Пис цовая книга Кольского острога 1608 года сообщает: на нижнем посаде, рядом с гостиным дво ром, находится "изба государе ва кабатцкая, а под нею по греб... ставят в него государево кабатцкое питье”. Еще два пи тейных заведения отмечены на Мурманском берегу: в станови ще Типунове (в нем была 21 промысловая изба) и в Гридине (8 изб). Продавали вино (так на зывали обычно водку) выбор ные от населения люди — "це ловальники" (они целовали KRgcT, давая в церкви клятву, что не будут присваивать госу даревых денег). Но часть каба ков, особенно в отдаленных се лениях, сдавалась частным тор говцам. Так, в селе Ковда, со гласно писцовой книге, госуда рев кабак держал Демидко Проскурин, а "оброку он платил за тот кабак 3 рубля на год". Пьянство подрывало хозяй ство и здоровье людей, велй к падению нравственности, от рицательно сказывалось на ис полнении служебных обязан - ностей. Правительство, конечно, ви дело пагубные последствия пьянства и принимало некото рые меры к его ограничению: Государев наказ 1646 года обя зывал воевод следить за тем, чтобы стрельцы свое жалова ние "в корчмах не пропивали... а питье велеть стрельцам дер- жати про себя (не на продажу) брагу похмельную и квас жит ной”; на большие праздники (масленицу, Пасху и другие) разрешалось употребить 1—2 пуда хлеба на изготовление пи ва, а "на кабаках бы не пили”. Запрещалось пить хмельное "в урочные дни”, то есть находясь на караулах или другой службе. Однако сами воеводы не удерживались от соблазна на житься на виноторговле. Свя- «ценник Симеон Борисов доно сил: воевода Иван Воронецкий в 1698 году устроил в Коле "многие курехи (самогонные заведения) у себя на дворе и за рекою Колою у посадского че ловека у Епески Вянзина... (ука зываются еще три установки) и то курешное вино прода вал...” Воронецкому пришлось дать объяснение правительст ву: по давнему обычаю "в Коль ском остроге все воеводы и го ловы стрелецкие за деньги ви ном поят” жителей; по возвра щении с промыслов стрельцы несут воеводе деньги "в по честь и за то воеводы их поят же довольно: ставят им вино вхоромах и на дворе, и пьет хто сколко хочет... По челобитию кабацких голов у пьяниц за го сударево питейное вино, кото рое они напивают на себя в долг, приказывал те долги, когда дается им государево де нежное жалование,' вычитать”. Не уступали стрельцам и ду ховные. Холмогорский архиепи скоп Афанасий 13 февраля 1701 года доносил Петру I, что мона хи Кольско-Печенгского монас тыря ’’жили пьянственно и... пустыню (свою обитель) разори ли... денежную казну пропили и проворовали". і В Коле одновременно дей ствовали три питейных дома: Таможенный, Большой и Гуляй (какое выразительное назва ние!). Гуляли иногда буйно, пи ли невоздержанно. Существо вало присловье: не спрашивай, пьет ли, спрашивай, каков во хмелю. 16 апреля 1703 года ста ло извёстно, что ’’убилі' до смерти -колянина, посадского человека Елисея Вянзина :а били на кабаке дверною запор кою”. Помимо "кружечной” торгов ли, Таможенный питейный двор вел продажу "ведерную, полу ведерную и четвертную" (ведро того времени вмещало 12,3 лит ра). Сохранились записи про даж Таможенного кабака за 1719 год. Зажиточные коляне брали обычно перед праздника ми по одному-три ведра водки. Игумен Кольско-Печенгского монастыря на протяжении года сделал 10 покупок— всего взял двенадцать с половиной ведер вина. Среди крупных покупате лей — "семиостровский лопин Петр Марков": в феврале им было куплено шесть с полови ной ведер вина. В 1782 году право на продажу хмельных напитков в Кольской округе (уезде) получили на 4 го да за 80 рублей онежане И. Ма рков, Л. Дьяков и П. Коширин. По контракту они обязались продавать в городе Коле (136 домов и 806 жителей) ежегодно по 1119 ведер вина. Сверх того они могли варить и продавать "пива и меды... столько, сколь ко потребно”. Казне вино с дос тавкою в Колу обходилось 1 рубль 14 с половиной копеек ведро, отпускалось кабатчикам по 3 рубля, а те, разумеется, продавали населению с нацен кой. Каждый год, в марте меся це, через Колу на мурманские промыслы проходило более ты сячи поморов, которые около недели жили в городе и не об ходили кабаки. Среднегодовое потребление казенного вина в селениях до вольно значительно. В Умбе (46 дворов) выпивалось в 80-х го дах XVIII века 403 ведра, в Вар- зужской волости — на 1106. жи телей — 594 ведра, в Кандалак ше (58 дворов) — 92 ведра, в Ковде (31 двор) 37 ведер, в Тетрино (7 дворов) — 49 ве дер. Помногу пили а селе Поной. Местный священник рассказы вает "Понояне все страшные пьяницы. Промыслы у них почти всегда изобильны и дают хоро ший доход. Осенью приходят в Поной поморы, навезут из Норвегии рому, разных ликеров и вин, выменяют их і:а добытую семгу и пойдут пьянствовать, и не только мужчины, но й жен щины, и даже ребята; пьют, словом, все поголовно. Простой водки никто и знать не хочет, а подавай ликеру или шампан ского... Здесь все держатся по словицы: "Хоть на час, да вскачь", пьянствуют паярола- лую и нисколько не заботятся о будущем. Все мужчины в си них кафтанах, бабы и девки разряжены, как на свадьбе. А придет дело к весне, будет здесь чистый голод. А пить все-таки надо, и понесут они все эти обновы и же, что име ют, в кабак, и будут все ходить в лохмотьях. Кабатчику здесь житье: у него и водку берут в счет будущих промыслов, и хлеб, и другие припасы в долг". Источником богатства всех известных капиталистов Коль ского Севера — Алексея Попо ва, Мартемьяна Базарного, Алексея Заборщикова и ряда других — являлась виноторгов ля. Скопив тысячные суммы, они приобретали лодьи и шня ки, кабалили и эксплуатирова ли обедневших людей на про мыслах. "Не то обида, — гово рили поморы, — что вино до рого, а то обида, что целоваль ник богатеет". По закону 1868 года поселен цам Мурманского берега ("ко лонистам") дали привилегию беспошлинно ввозить из-за гра ницы хмельные напитки. Тор говцы новоднили рыбацкие ста . новища так называемым "нор вежским ромом". Он изготов лялся из низших сортов карто фельного спирта с добавлени ем перца, разных кореньев и трав, в том числе и ядовитых. В самой Норвегии такой ”ром" был запрещен к употреблению. У нас же закон 1876 года раз решил беспрепятственную тор говлю любыми питиями на всем Мурмане без платежа акциза (сбора в доход государства). В результате развилось поваль ное пьянство в разгар промыс лов. Артели, подолгу пьянствуя, не выходили в море. Хмельные рыбаки теряли снасти. Ходила поговорка об убытках от водки: ”На грош вина — на рубль ве ревок”. Лишь в 1886 году прави тельство запретило виноторгов лю на Мурманском побережье. Пьянство сократилось, но не ис чезло. Разрешалось выписы вать водку из Архангельска "для собственного потребле ния”, не на продажу. Теперь промышленники пили в частных домах под видом "гостей” тор говца. Та же язва поразила Канда лакшу. Чиновник Н. Н. Макшеев в 1892 году писал: "В деревне проживают кулаки. Они опута ли деревушку паутиною экспло- атации... Есть кабак. И так крес тьяне пропились и замотались, что коров у них осталось мало... Бедность деревенская порази тельная, несмотря на то, что кандалакшане уловили в про» шлом году до 40000 боченков селедки”. В селениях не раз раздава лись голоса против виноторгов ли. 20 января 1906 года житель ницы Териберки, "тайно от му жей”, просили заезжего чинов ника ’’походатайствовать за нас, колонисток, упросить Отца России батюшка нашего Царя Николая Александровича, что нельзя ли закрыть на Мурмане винные лавочки, а главное у нас в Териберке, хотя на про мысловое время, а не худо бы и навсегда”. Писала прошение малограмотная Матрена Синя кова. Она далее поясняла: "Му жья иза пьянства опускают вре мя и которы гроши наживут и те сносят в лавочку, хотя без кус ка хлеба оставайся... На море едут пьяны... Боимся за жись детей... Страшно жить... в до мах разбивают двери и рамы, посуду наповал всю, детей и жен прогоняют на улицу, бро дим сереть ночи по суметам... и ножами иногда угрожают...” Как говорится, комментарии из лишни. 19 мая 1908 года Кузоменское общество решительно высказа лось против виноторговли. В по становлении сельского схода сказано: "Многие из населения злоупотребляют спиртными на питками, а от этого разоряется хозяйство... Поэтому ходатай ствовать перед правительством о закрытии в селе Кузомени ка зенной винной лавки... и о пре кращении незаконной продажи напитков в многочисленных шинках, почти открытых и все ми известных". Как только началась мировая война в 1914 году, правитепьст- во запретило торговлю вином в России. Из поморских сел со общали: пьянства не стало, пре кратились всякие безобразия — "словно другой народ стал". Прошло несколько месяцев, и пагубное пристрастие к хмельному дало себя знать — повсеместно началось само гоноварение. По этому поводу газета "Архангельск” 4 апреля 1915 года напечатала стихи Де мьяна Бедного "Иван Весе лый”: . Ведь что ни говори про "дья вольское зелье", А без вина какое ж мужику веселье?! Зеленый змий остался непо бедим. “Руси есть веселие...” Остальную часть фразы, произ несенной во времена святого Владимира, пусть доскажет каждый сам. '.".(Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz