Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
I k Ш И Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 — 220.) 7. ЧАСОМЕРЬЕ Счисление суточного времени в стари ну называлось часомерьем, а прибор, по казывавший время суток, именовался двояко: часы и часник. В Троицкой лето писи под 1404 годом читаем: "Князь вели кий (Василий I) замысли часник и постави его на своем дворе... Сий же часник на речется часомерье, на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитывая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно (очень удивительно), не како створено есть” (как будто не творение рук челове ческих). А в Новгородской летописи под 1436 годом сказано: ’’Архиепископ... часы над полатою наряди звонящии” . Часы — древнейшее изобретение. Сна чала они были солнечными, водяными, песочными. В 1657 году нидерландец Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы. В средневековой Руси часы дневные считали с восхода солнца или рассвета, а ’’нощные” — с захода солнца или на ступления сумерек. На широте Москвы в разное время года число дневных часов колебалось от 7 до 17. Счет дневных и ночных часов велся раздельно. Дли тельность одного часа, как и сейчас, рав нялась 1/24 части суток. Такая система времясчисления не под ходила для Кольского Севера в периоды полярной ночи и полярного дня. В темное время кольские стрельцы (позднее — солдаты ), стоявшие на карауле у го родских ворот и складов, регулярно отби вали время по песочным часам, находив шимся в караульном доме. В расходной книге Кольского батальона 1721 года от мечен платеж : ’’Подпрапорщику Федору Ребольцеву дано от починки песочных часов 8 денег” . В селах ориентировались во времени суток по пению петухов и ко локольному звону, приглашавшему при хожан в церковь на утреннее или вечер нее богослужение. В 30-х годах XVIII века на лапландских заводах пользовались английскими кор пусными часами с боем. Академик И. И. Лепехин, посетив Бело- морье в 1772 году, писал о поморских умельцах: "Я видел из крестьян таких искусников, которые без дальнего пока зания, сделали настольные часы с куран тами, выписным А н тин ским подобные” . Время фиксировалось довольно точно. В донесении 1772 года из Колы о проис шедшем землетрясении сообщалось: ’’Сего февраля 7 числа пополудни, во исходе первой половины седьмого часа... слышно было подземной гром ...” В середине XIX века часы на Севере уже не были редкостью. Писатель С. В. Максимов видел в домах состоятельных поморов ’’стенные часы разного рода и вида” , причем у богача в Керети висело "четверо часов, из которых одни с кукуш кой, старинные, и другие густого звона и последнего рисунка, выписанные из Пе тербурга” . Люди с достатком носили при себе кар манные часы. Достойно внимания сооб щение К. А. Соловцова: ” В одном купе ческом семействе в Коле показывали мне золотые часы — подарок Александ ра I за доставление к Его Двору морошки с Айновых островов” . Консул Д. Н. Ост ровский при посещении погоста Китовки в 1888 году видел лопарей, которые "име ли при себе серебряные часы ” . В начале XX века в описях имущества волостных правлений упоминаются ча сы-будильники. Широкое распростране ние получили настенные "ходики", в ко торых вместо пружины использовалась цепочка с грузом. Тикали в избах прос тенькие часы, отмеряя мгновения жизни, напоминая о беге невозвратного време ни. Вместе с ними шли своим чередом обычные дела людей. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz