Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

IkММ M 7 I 7 ^ w Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 — 219.) 6. ЛЕЧЕНИЕ Суровый климат Заполярья, работа в сырости и холоде, недостаток овощей и другой витаминозной пищи обусловли­ вали распространение на Мурмане таких заболеваний, как цинга (скорбут), ревма­ тизм, а такж е разного рода "горячки” (народное название болезней с повыше­ нием температуры тела). В поморских се­ лениях болели реже, чем на Мурмане. С детства привыкшие к промысловому труду, северяне были людьми крепкими, закаленными, жизнестойкими. Они легко переносили непогоду, не жаловались на свою судьбу, считали свой край достаточ­ но благоприятным для обитания челове­ ка. На вопрос, чем и часто ли они болеют, крестьяне села Кандалакша ответили: в их местности бывают горячки, ’’оспа и корюха приходят не чаще как через семь л е т” . Крестьяне села Поной на тот же вопрос сказали так: "Бы вает только временем (иногда) горячка... Оспа и ко­ рюха приходят чрез 20 и 25 лет. Сверх оных болезней бывают и другие, то есть цинга и укольные болезни” (проколы рук рыболовными крючками, нарывы). Время от времени с разной периодич­ ностью происходили массовые заболева­ ния (эпидемии), или, как их именовали в XVI веке, "лихие поветрия” . Сведения о заразных болезнях содержатся в до­ несениях местных властей, в "памятных книгах” церквей и записках путешествен­ ников. Вот несколько примеров. В марте 1800 года в городе Коле, согласно донесению, начались "чрезвычайные и отяготитель­ ные болезни, великое удушье с сухою и мокрою кашлею и с насморком, да к то­ му ж приступает и горячка” . Особенно жестокой была "повальная болезнь в Ко­ л е ” в 1811 году: "В течение двух месяцев более 150 человек сделались ее жерт­ вами” . В памятной книге Кандалакшско­ го прихода отмечены: в 1848 году — холе­ ра; в 1858 и 1876 года — оспа (’’было много умирающих” ). До появления медицинских учрежде­ ний лечением больных занимались зна­ хари и знахарки (врачеватели-самоучки), обычно пожилые, многоопытные люди, знакомые с многовековой народной практикой исцеления больных. При мо­ настырях существовали приюты для не­ мощных и страждущих. В описи строений Кольско-Печенгского монастыря 1727 го­ да читаем: "Три кельи братских, а имян- но: больница да хлебня и поварня". В та­ ких заведениях милосердцы-монахи уха­ живали за больными: питали, согревали, делали перевязки, припарки и другие не­ сложные лечения. Сведения о способах лечения на Коль­ ском Севере скудны. Известно, что при боли и жаре в голове прикладывали тво­ рог или глину, смоченную водой, угощали кислым квасом или соком тертой редьки; к занозам, нарывам прикладывали раз­ жеванную во рту еловую серу, которую запасали ” с осени и хранили в тряпках или берестяных коробках” ; кровоточа­ щую рану присыпали трутом. На отъезжих промыслах, особенно на Груманте (Шпицбергене), главной болез­ нью являлась цинга. В сентябре 1806 года с зимовий на Груманте в Екатерининскую гавань вернулись два промысловых суд­ на. С кормщиком Акимом Старостиным явилось 9 человек, а "остальные с ним бывшие 13 человек цынготною болезнию там во время зимовки примерли” ; у дру­ гого кормщика, Панова, умерло от цинги 8 чеповек. Суда принадлежали беломор­ ской компании, которая пренебрегла по­ морским опытом, — не снабдила зимов­ щиков нужными припасами. Ничего не зная о витаминах, на основа­ нии лишь жизненных наблюдений, помо­ ры научились бороться с цингой. В описа­ нии морских промыслов, составленном в 1786 году, говорится: при отправке на Грумант зверобои запасаются сосновыми шишками, обязательно берут определен­ ное "количество кислого молока и мо­ рошки, ибо они из сего припасу делают для себя особое кислое питье, называ­ емое ставка, предохраняющее от цынгот- ной болезни, каковой более подвержены они бывают в зимнее время” . Лесничий К. А. Соловцов, заболев цин­ гой, исцелился тем, что ” по совету одного кольского старожила пил сосновый от­ вар” . Этнограф В. Н. Харузина отмечала, что хорошим средством против цинги в Коле "считается такж е ягода ворони­ ка". Той же цели служили брусника, клю­ ква, солод, ложечная трава (кохлеария), хвоя и толченая кора сосны. Врачеватели, каждый по своему разу­ мению, изготовляли различные мази и от­ вары, всякие снадобья. Лекарственные растения и химические вещества в широ­ ком наборе поступали на Русский Север из-за границы. Иноземные торговцы вез­ ли заморские травы и коренья, фрукты, окаменелости, серу, ртуть, мышьяк, л я ­ пис, камфору, нашатырь, селитру и т. п. Доктор медицины И. И. Лепехин в 1772 году видел у поморов лекарство, называ­ емое ими "живой камень". — плод аме­ риканского растения мимозы, который они хранили в воде. Обычными лекарствами являлись тре­ сковая печень, ворвань (тюлений жир), оленья кровь, бобровая струя (до истреб­ ления бобров), зола, гриб-трутник, дре­ весные почки и т. д. Поморские знахари часто неплохо зна­ ли лечебные свойства трав, умело помо­ гали при вывихах, ушибах, простудах, расстройстве пищеварения. Но настоя­ щих лекарей среди местного населения было немного. Не боясь впасть в ошибку, можно назвать лишь Татьяну Ивановну Куковерову. Осиротев, она воспитыва­ лась в семье родственника — лекарского помощника (фельдшера) в Архангельске, помогала ему в работе, получила прак­ тические навыки врачевания. Выйдя за­ муж за смотрителя Орловского маяка, она стала в последней трети XIX века "единственным добровольным врачом на всем Терском берегу и во всей Лаплан­ дии” . По словам чиновника Н. Н. Макше- ева, она успешно лечила людей "начиная от Кузомени и до Семиостровского пого­ ста... от самых тяжких болезней безвоз­ мездно” , на свои промысловые заработ­ ки покупала необходимые лекарства и медицинские инструменты. Ее любили и принимали везде почтительно. Но были "врачеватели" и другого рода — невежды и мошенники. Священник Георгий Терентиев в 1862 году, будучи в Порьей Губе, имел беседу с человеком, который "слы л по Терскому берегу за главного знахаря". Старик Бекетов ходил в рубище и с костылем. "Он насказал мне, ■— пишет Терентиев, — много небы­ лиц... о знакомстве своем с нечистыми духами, как он их словом и делом от­ водит от людей, одержимых ими; об ис­ целении всяких болезней у людей и скота наговором слов” . Бекетов уверял, что он может отвести семгу "из рек и промыс­ ловых урочищ, если кто его осердит'. Священник слушал и не прекословил ста­ рику. "Только после всех рассказов, — продолжает Терентиев, — я заметил ему, что это все обман и тяжкий грех перед Богом” . Бекетов возразил: "Да ведь у меня и слова-то все Божьи... Вот и обережь есть” ... Он снял с груди мед­ ный крест, нижняя сторона коего вся бы­ ла испачкана. На вопрос, что это такое, главный знахарь Терского берега отве­ чал: ’’Воск, батюшко, воск со словами, которого нечистый боится". К. А. Соловцов во время пребывания в Поное видел такой способ лечения от цинги: "Больного сажаю т в бочку и пус­ кают оную по отлогому скату горы” . Ар­ хеолог С. Н. Дурылин, находясь в 1911 году в Кандалакше, узнал, что один мест­ ный крестьянин нашел близ села два кре­ мневых топорика первобытной эпохи, ко­ торые стали "врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, прикладывая топорик к пояснице боль­ ного или давая ему пить воду, скаченную с топорика. Продать топорик мужик не соглаш ался” . Проводник ученого уверял, что такое лечение "помогает" и крестья­ не дают целителю "кто пятак, кто гривен­ ник". По словам священника Василия Рябо­ ва, в Кандалакшском приходе "болезни заговаривают, лечат наговоренной води­ цей" (1909 год). Иногда являлись обман­ щики под видом специалистов-врачей. Исследователь быта поморов В. Н. Ни­ кольский рассказывает: летом 1912 года в Кандалакшу прибыли "китаец с китаян­ кой и стали лечить от разных болезней, причем лечение состояло в извлечении из пораженного органа маленьких чер­ вей. Один кандалакшанин пролечил 10 рублей: шесть червей у него было выта­ щено из глаза. К счастью, среди жителей находился ссыльный санитар, который взялся разоблачить шарлатанов. Когда китаянка наметилась тащить из глаза до­ верчивого пациента седьмого червя, он схватил ее за приподнятую к глазу руку и под ногтем у ней нашел приготовленно­ го червя и показал его всем легковер­ ным ...” Китайцы тотчас же уехали в Ков- ду и заработали там на том же деле 200 рублей. И это происходило в то время, когда в крае уже сложилась сеть лечебных за­ ведений — больниц и фельдшерских пунктов с профессиональными медиками (см. мою книгу "Кольская зем ля", 1972, с. 243— 244, 476— 483). Существовало преду­ беждение: "Не дал Бог здоровья, не даст и лекар ь". Больше верили своему брату — местному знахарю. В Поморье было много староверов, не принимавших нов­ шеств. Старообрядческое наставление гласило: "Не пей вина, ни чаю, ни кофею, не копти грудь табаком, спи без подушки на жестком ложе, а ешь только соленое и кислое, и тогда не заболеешь и не согнешься, а умрешь, так не сгниешь” . (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz