Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
IkММ M 7 I 7 ^ w Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 — 219.) 6. ЛЕЧЕНИЕ Суровый климат Заполярья, работа в сырости и холоде, недостаток овощей и другой витаминозной пищи обусловли вали распространение на Мурмане таких заболеваний, как цинга (скорбут), ревма тизм, а такж е разного рода "горячки” (народное название болезней с повыше нием температуры тела). В поморских се лениях болели реже, чем на Мурмане. С детства привыкшие к промысловому труду, северяне были людьми крепкими, закаленными, жизнестойкими. Они легко переносили непогоду, не жаловались на свою судьбу, считали свой край достаточ но благоприятным для обитания челове ка. На вопрос, чем и часто ли они болеют, крестьяне села Кандалакша ответили: в их местности бывают горячки, ’’оспа и корюха приходят не чаще как через семь л е т” . Крестьяне села Поной на тот же вопрос сказали так: "Бы вает только временем (иногда) горячка... Оспа и ко рюха приходят чрез 20 и 25 лет. Сверх оных болезней бывают и другие, то есть цинга и укольные болезни” (проколы рук рыболовными крючками, нарывы). Время от времени с разной периодич ностью происходили массовые заболева ния (эпидемии), или, как их именовали в XVI веке, "лихие поветрия” . Сведения о заразных болезнях содержатся в до несениях местных властей, в "памятных книгах” церквей и записках путешествен ников. Вот несколько примеров. В марте 1800 года в городе Коле, согласно донесению, начались "чрезвычайные и отяготитель ные болезни, великое удушье с сухою и мокрою кашлею и с насморком, да к то му ж приступает и горячка” . Особенно жестокой была "повальная болезнь в Ко л е ” в 1811 году: "В течение двух месяцев более 150 человек сделались ее жерт вами” . В памятной книге Кандалакшско го прихода отмечены: в 1848 году — холе ра; в 1858 и 1876 года — оспа (’’было много умирающих” ). До появления медицинских учрежде ний лечением больных занимались зна хари и знахарки (врачеватели-самоучки), обычно пожилые, многоопытные люди, знакомые с многовековой народной практикой исцеления больных. При мо настырях существовали приюты для не мощных и страждущих. В описи строений Кольско-Печенгского монастыря 1727 го да читаем: "Три кельи братских, а имян- но: больница да хлебня и поварня". В та ких заведениях милосердцы-монахи уха живали за больными: питали, согревали, делали перевязки, припарки и другие не сложные лечения. Сведения о способах лечения на Коль ском Севере скудны. Известно, что при боли и жаре в голове прикладывали тво рог или глину, смоченную водой, угощали кислым квасом или соком тертой редьки; к занозам, нарывам прикладывали раз жеванную во рту еловую серу, которую запасали ” с осени и хранили в тряпках или берестяных коробках” ; кровоточа щую рану присыпали трутом. На отъезжих промыслах, особенно на Груманте (Шпицбергене), главной болез нью являлась цинга. В сентябре 1806 года с зимовий на Груманте в Екатерининскую гавань вернулись два промысловых суд на. С кормщиком Акимом Старостиным явилось 9 человек, а "остальные с ним бывшие 13 человек цынготною болезнию там во время зимовки примерли” ; у дру гого кормщика, Панова, умерло от цинги 8 чеповек. Суда принадлежали беломор ской компании, которая пренебрегла по морским опытом, — не снабдила зимов щиков нужными припасами. Ничего не зная о витаминах, на основа нии лишь жизненных наблюдений, помо ры научились бороться с цингой. В описа нии морских промыслов, составленном в 1786 году, говорится: при отправке на Грумант зверобои запасаются сосновыми шишками, обязательно берут определен ное "количество кислого молока и мо рошки, ибо они из сего припасу делают для себя особое кислое питье, называ емое ставка, предохраняющее от цынгот- ной болезни, каковой более подвержены они бывают в зимнее время” . Лесничий К. А. Соловцов, заболев цин гой, исцелился тем, что ” по совету одного кольского старожила пил сосновый от вар” . Этнограф В. Н. Харузина отмечала, что хорошим средством против цинги в Коле "считается такж е ягода ворони ка". Той же цели служили брусника, клю ква, солод, ложечная трава (кохлеария), хвоя и толченая кора сосны. Врачеватели, каждый по своему разу мению, изготовляли различные мази и от вары, всякие снадобья. Лекарственные растения и химические вещества в широ ком наборе поступали на Русский Север из-за границы. Иноземные торговцы вез ли заморские травы и коренья, фрукты, окаменелости, серу, ртуть, мышьяк, л я пис, камфору, нашатырь, селитру и т. п. Доктор медицины И. И. Лепехин в 1772 году видел у поморов лекарство, называ емое ими "живой камень". — плод аме риканского растения мимозы, который они хранили в воде. Обычными лекарствами являлись тре сковая печень, ворвань (тюлений жир), оленья кровь, бобровая струя (до истреб ления бобров), зола, гриб-трутник, дре весные почки и т. д. Поморские знахари часто неплохо зна ли лечебные свойства трав, умело помо гали при вывихах, ушибах, простудах, расстройстве пищеварения. Но настоя щих лекарей среди местного населения было немного. Не боясь впасть в ошибку, можно назвать лишь Татьяну Ивановну Куковерову. Осиротев, она воспитыва лась в семье родственника — лекарского помощника (фельдшера) в Архангельске, помогала ему в работе, получила прак тические навыки врачевания. Выйдя за муж за смотрителя Орловского маяка, она стала в последней трети XIX века "единственным добровольным врачом на всем Терском берегу и во всей Лаплан дии” . По словам чиновника Н. Н. Макше- ева, она успешно лечила людей "начиная от Кузомени и до Семиостровского пого ста... от самых тяжких болезней безвоз мездно” , на свои промысловые заработ ки покупала необходимые лекарства и медицинские инструменты. Ее любили и принимали везде почтительно. Но были "врачеватели" и другого рода — невежды и мошенники. Священник Георгий Терентиев в 1862 году, будучи в Порьей Губе, имел беседу с человеком, который "слы л по Терскому берегу за главного знахаря". Старик Бекетов ходил в рубище и с костылем. "Он насказал мне, ■— пишет Терентиев, — много небы лиц... о знакомстве своем с нечистыми духами, как он их словом и делом от водит от людей, одержимых ими; об ис целении всяких болезней у людей и скота наговором слов” . Бекетов уверял, что он может отвести семгу "из рек и промыс ловых урочищ, если кто его осердит'. Священник слушал и не прекословил ста рику. "Только после всех рассказов, — продолжает Терентиев, — я заметил ему, что это все обман и тяжкий грех перед Богом” . Бекетов возразил: "Да ведь у меня и слова-то все Божьи... Вот и обережь есть” ... Он снял с груди мед ный крест, нижняя сторона коего вся бы ла испачкана. На вопрос, что это такое, главный знахарь Терского берега отве чал: ’’Воск, батюшко, воск со словами, которого нечистый боится". К. А. Соловцов во время пребывания в Поное видел такой способ лечения от цинги: "Больного сажаю т в бочку и пус кают оную по отлогому скату горы” . Ар хеолог С. Н. Дурылин, находясь в 1911 году в Кандалакше, узнал, что один мест ный крестьянин нашел близ села два кре мневых топорика первобытной эпохи, ко торые стали "врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, прикладывая топорик к пояснице боль ного или давая ему пить воду, скаченную с топорика. Продать топорик мужик не соглаш ался” . Проводник ученого уверял, что такое лечение "помогает" и крестья не дают целителю "кто пятак, кто гривен ник". По словам священника Василия Рябо ва, в Кандалакшском приходе "болезни заговаривают, лечат наговоренной води цей" (1909 год). Иногда являлись обман щики под видом специалистов-врачей. Исследователь быта поморов В. Н. Ни кольский рассказывает: летом 1912 года в Кандалакшу прибыли "китаец с китаян кой и стали лечить от разных болезней, причем лечение состояло в извлечении из пораженного органа маленьких чер вей. Один кандалакшанин пролечил 10 рублей: шесть червей у него было выта щено из глаза. К счастью, среди жителей находился ссыльный санитар, который взялся разоблачить шарлатанов. Когда китаянка наметилась тащить из глаза до верчивого пациента седьмого червя, он схватил ее за приподнятую к глазу руку и под ногтем у ней нашел приготовленно го червя и показал его всем легковер ным ...” Китайцы тотчас же уехали в Ков- ду и заработали там на том же деле 200 рублей. И это происходило в то время, когда в крае уже сложилась сеть лечебных за ведений — больниц и фельдшерских пунктов с профессиональными медиками (см. мою книгу "Кольская зем ля", 1972, с. 243— 244, 476— 483). Существовало преду беждение: "Не дал Бог здоровья, не даст и лекар ь". Больше верили своему брату — местному знахарю. В Поморье было много староверов, не принимавших нов шеств. Старообрядческое наставление гласило: "Не пей вина, ни чаю, ни кофею, не копти грудь табаком, спи без подушки на жестком ложе, а ешь только соленое и кислое, и тогда не заболеешь и не согнешься, а умрешь, так не сгниешь” . (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz