Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ІМ < Ш Ш И г1 7 1 ш & і Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 .. 218.) 5. ПИТАНИЕ Питание населения на Кольском Севе ре имело свои особенности. При отсутст вии хлебопашества главным продуктом являлась рыба: в Коле — треска, в Кан далакше и Ковде — сельдь. Рыба — постная пища. На нее всегда был большой спрос. Она давала жителям Поморья основной доход. Бытовала пого ворка "Бы ла бы рыба, а хлеб будет” . Сельскохозяйственные продукты достав лялись на Кольский полуостров ” с Дви ны” •— водными путями они шли из Воло годско-Устюжского края. Архангельский краевед, автор Обозре ния Кольского уезда (1856), писал: "При вычка к употреблению трески особенно ощутительна в низшем и среднем слоях народонаселения, для которых ежеднев ное употребление ее составляет необхо димость, тем более что она, сверх при вычки к ней, составляет для них дешевую пищу” . Однако поморы умели разнообразить свой стол. Даже в бедном семействе на бор кушаний не ограничивался рыбными изделиями. "Главная пища колян, — от мечал бытописатель К. А. Соловцов в 1861 году, — рыба: треска, палтусина, семга, камбала и прочая, приготовляется в разных видах на завтрак, обед и ужин, пироги с рыбою же, ржаные шаньги с ка шею (ватружки), житники (небольшие булки из ячменной муки), ячменная и пшенная каша; морошка и вороника... Мясной пищи коляне употребляют мало, да и доставать ее трудно. Только зимою, к годовым праздникам, лопари привозят на продажу оленье мясо, которое поку пается почти одними чиновниками и при езжими” . В XVII веке основное насение Колы составляли военнослужащие — стрель цы, пушкари и их семьи (всех — более 2 тысяч человек). Они получали денеж ное и хлебное жалованье. По государеву окладу 1647 года рядовому стрельцу вы давалось две четверти ржи, столько же овса и одна четверть ячменя в год. "Чет верть” — не весовая мера, это емкость, в которой помещалось 6— 8 пудов зерна (в зависимости от вида хлеба: овес весил меньше, чем рожь). Пять четвертей стре лецкого хлеба составляли в среднем око ло 36 пудов (590 кг). Государев хлеб часто выдавался мукой. Часть зерна потреби тели проращивали, высушивали, прожа ривали и мололи на солод и толокно. В домашних условиях готовили пиво и квас. В рационе людей, не имевших соб ственных рыбных промыслов, преоблада ли хлебные продукты. Монастырский ра ботник с женой в селе Умбе получал "месячину” (месячный паек), состояв шую из "осмины (полчетверти) муки ржа ной, полосмины толокна, полосмины со лоду мелково, ковша круп овсяных, чаши потешной (браги на праздник), ковша со ли, ковша гороху семени, двух лопат со- рох (солодовой крошки на квас), двух хлебов брацких (монашеских), двух хле бов росхожих (крестьянских), полкола- ч а” . Ежегодно частные торговцы доставля ли в Колу изрядное количество продо вольствия, а обратно везли в Архан гельск скупленную на Мурмане рыбу и жир. Цены на главные продукты пита ния на кольском рынке в 1719 году были следующие: пуд ржаной муки стоил 29 копеек, пшеничной — 40, пуд масла коро вья — 1 рубль 60 копеек, мяса бычья — 40 копеек. Когда суда не достигали Колы (из-за военных действий, бурь и противных вет ров), на Мурмане возникала дороговизна. Цены подскакивали в два-три раза; хлеб иногда в продаже отсутствовал. "Растил бы солод, да изнял голод” , — говорили в таких случаях обесхлебленные жители. По недостатку хлеба весною с молодых сосенок "в соку” снимали кору, сушили и толкли ее, а затем добавляли в ржаную муку. Крестьяне села Кандалакши в 1785 году объясняли: ” В пищу употребляют они по большей части в посты хлеб, ка пусту, репу, рыбу, губы (грибы) и ягоды, а в мясоеды и молоко, а пьют всегда квас... В случае непривоза хлеба по боль шей части едят сосну, которую выталки вают наподобие муки, смешивают с му кой и, выквашивая, испекают хлебами” . ^'■ По окончании промысла промышленни- j ки Мурмана на собственных судах ехали ! в Архангельск, сбывали рыбу и жир и за купали то, что им было необходимо, в том числе и овощи. Так, например, Петр Лопи- " нцев 12 октября 1775 года привез в своей шняке, помимо прочего, сто кочней ка пусты, один четверик (около пуда) луку и чесноку” . "В самой Коле, — сообщает педагог Илья Никольский в 1845 году, — родится крупная вкусная репа, растет хорошая капуста, которая хоть и не вьет ся (в кочан), но дает серый большой со чный лист, из которого щи такж е вкус н ы ...” По издавна сложившемуся обычаю ры бакам и зверобоям на морских промыс лах хозяева давали определенную норму продуктов. Крестный монастырь (в устье реки Онеги) 4 июня 1753 года отправил в лодье своим работникам в становище Гаврилово 12 четвертей муки ржаной, 4 четверти — житной, 2 четверти круп ячных, 3 четверти солоду ячного, ушат молока, 2 пуда коровья масла, четверть ржаных сухарей и 30 печеных хлебов. Соловецкий монастырь 5 июля 1763 года отправил на остров Кильдин для 26 чело век, работавших на промысле, 20 пудов муки солодовой, 7 пудов толокна (изго товлялось из овсяного солода), 300 пудов ржаной муки и 30 пудов ячной крупы. Разрешалось без ограничения есть добы тую рыбу и тресковый жир. На зимнем зверобойном промысле у понойского побережья хозяева дава ли артели из 4— 5 человек на полтора месяца следующие продукты: печеного хлеба 2 пуда 20 фунтов, ржаных калачей 1 пуд, кулебяк (открытый пирог с рыбой) 15 фунтов, рыбы 1 пуд, крупы 13 фунтов, толокна 6 фунтов, постного масла 1 фунт. Питание крестьян сильно зависело от успеха промыслов. Добычливый год — и помор (если он не пьяница; имеет доход, обеспечивающий безбедное жи тье всей семьи до следующего трудового сезона. Неудачный год — крестьянин по падает в долги, живет впроголодь. Если два года подряд "беспромысловых". "не- попажных” , это бедствие, голод. Канда- лакшане в 1767 году писали: "ГІо неиме нию у нас промыслов и хлеба купить не на што, и едим с дерева сок, и так крес тьяне разбрелись по разным местам для прошения милостыни” . В 1771 году в Ко ле и на Мурманском берегу четыре меся ца находился молодой ученый Н. Я. Озе- рецковский, который 'довольно насмот релся” на быт местных жителей. Коля не, — писал он, — несмотря на богатство моря, так живут бедно, что иногда за неимением хлеба едят сосновую кору". Правда, вскоре настали ’уловистые" го ды, и дела колян пошли лучше, многие стали зажиточными. Еще один пример. В конце декабря 1891 года в Княжую Губу прибыл чиновник Н. Н Макшеев. Жители отмечали святки, по селу ходили ряженые, но веселия не было: сельдь в этом году почти не заходила в Кан далакшскую губу. "Я застал княжегуб- цев, — сообщал Макшеев, — в большом унынии и в нужде", хотя у 32 хозяев имелись коровы, а на огородах сняли репы "по 2— 3 короба на дом” . Высший слой местного общества — купцы и старшие чиновники — пита лись несравненно лучше рядовой массы. Самыми важными персонами в крае являлись воеводы (с 1713 года главные начальники в уезде назывались комен дантами, позднее — исправниками). По старинному обычаю при въезде воевод и на праздники подвластное население вручало им разные подношения. Помимо денег, расходная книга Кольского ба тальона 1723 года называет угощения: семга вяленая или свежая, палтус, кала чи, пироги. Обычная формулировка: Не сено в любочестие господину комендан т у ...” Далее указывается продукт, его вес и цена. На приезд коменданта К. И. Раса "поклонились” ему коровою, за которую заплатили 5 рублей. Интересны сведения о пребывании в Коле норвежского фогта, наместника Финмаркена Нильса Кнага в начале 1691 года. После официального приема коль ский воевода Борис Нетесов дал обед в честь зарубежного гостя и его спут ников. ” На стол, — рассказывает Кнаг, — поставили патоку, соленые лимоны, русский мед, пряники, орехи фундук, фи ги и другие яства; на другой стол — бе лый мед, красное вино, пиво и русскую водку". На следующий день, утром, в ау- диенц-квартиру Кнага явились от вое воды два представителя и тридцать слуг, каждый из которых нес блюдо с кушани ями и напиткамй. Перечень их красноре чив: паштеты из куриного мяса, жареный лебедь, жареная говядина паштеты из рыбы, жареные курица, куропатка, сем га, щука; вареные окуни и щуки; паштеты из яичных желтков, молока, крупы и му ки; сиги, запеченные в тесте: соленые лимоны, калачи, кувшины с пивом, белым медом, квасом, бутылки красного вина, водки. "Были еще разные блюда, — за канчивает Кнаг, — но я не могу уже припомнить какие” . Торговые связи с Норвегией расширяли разнообразие продуктов питания на Мур мане. Известный путешественник Ф. П. Литке, в 1822 году побывавший в Коле, отмечал: местные чиновники и купцы "не имеют недостатка в потребностях... на питки и колониальные продукты они по лучают частью из Архангельска, частью из портов Норвегии... немногими процен тами дороже, чем в сих местах” . В 70—90 годы XIX века на Мурманском берегу возникли фактории, лавки, скла ды товаров. С развитием пароходства об легчилось снабжение населения необхо димыми припасами. По окончании про мысла, пишет исследователь быта кре стьян Беломорья И. М. Дуров, "мурман- щики везли с собой пуды белых калачей, сушек, французских булок, пряников, плюшек, которыми они одаривали при встрече чуть ли не всех односельчан..." Прием пищи в поморской семье — это своего рода ритуал. Перекрестившись пе ред иконой, все садились за стол, каж дый на определенное ему место. Стар ший по возрасту и положению брал кара вай, отрезал и подавал каждому кусок хлеба. Хозяйка ставила в заведенном по рядке кушанья. Начинали еду по стуку ложки старшего, и все, не торопясь, ели то, что подано хозяйкой. Детям обычно давалось еще что-нибудь лакомое — вкусный пирожок, репник. Сидели чин но, лишние разговоры не допускались. Заканчивалась трапеза благодарением Богу. Праздничное застолье происходило в горнице, стол накрывался нарядной скатертью, подавались лучшие кушанья. По опросу в 1785 году терские крестья не сказали, что они "едят в долгие дни по три раза, а в зимнее время и по два раза, только обедают и ужинают". Благосостояние населения Кольского полуострова на протяжении XVI— XIX ве ков неоднократно подрывалось ино странными вторжениями. В годы первой мировой войны боевые действия в водах Севера вели германские корабли. Мор ские промыслы были парализованы, под воз продуктов питания затруднился, жиз ненный уровень населения снизился. Не достаток и непомерная дороговизна про довольствия усилили революционные на строения и ускорили падение царизма. ( Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz