Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Ш ж м Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Начало в N° 215 — 217.) 4. ОДЕЯНИЕ Жители Кольского Севера одевались не одинаково. Одежда зависела от достат ка, сословной принадлеж ности, характера человека. Она менялась в зависимости от моды, появления новых материалов и способов изго товления, наконец, от усло вий местности, занятий насе ления. Одежда давала пер вое представление о челове ке — его положении в об ществе, солидности ("В стр е чают по одежке, провожают по уму” , — гласит поговор ка). Праздничная одежда су щественно отличалась от будничной и рабочей. Суровый климат Заполя рья, пребывание на промыс лах вдали от дома требова ли одежды, обеспечиваю щей защиту тела от переох лаждения и сырости. Обыч ная верхняя одежда основ ной массы русского населе ния: зимою — шубы, летом у мужчин — кафтаны , у жен щин — сарафаны . 'Ч асть потребной одежды изготовлялась на местах са мими поморами и колянами. 6 актах Троице-Сергиева монастыря, датированных 1581/82 годом, упоминается "Иван Семенов сын, портной мастер, Усть-колец с Мур манского моря” , который, находясь в Москве, стал сви детелем ("послухом ” ) при совершении двух крупных сделок монастыря с варзу- жанами. В писцовой книге 1608 года указан живущим на Кольском посаде "Шес- тачко Иванов сын, портной мастер", возможно, сын предыдущего. Будничная одежда помо ров была проста (без излиш них прикрас) и практична — удобна при работе. Что же носили в старину? Почти полный перечень одеяний XVI века содержит Вкладная книга Кандалакшского мо настыря, в которой записи начинаются с 1563 года. Местные жители жертвова ли монастырю деньги, зем ли, суда, книги и другое иму щество. Так, Матюша Вели кой в 1585 году дал сермягу (каф тан из грубого сукна), ногавицы (длинные, на всю ногу до бедра шерстяные чулки), рубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи — общей стоимос тью 1 рубль. Елена, Терен тьева дочь, дапа "две одно рядки (однобортные каф та ны без воротника), да два шушуна (длинные кофты-те логрейки), да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты (разно видность сарафана), да две шапки: одна бархатная, дру гая зенденишная (из хлопча той ткани), да двои сапоги, да коробья и иного мелкого рухла (изделий) — всего на 5 рублев” . Имея значительные дохо ды от рыбного и зверобой ного промыслов, жители Кольского Севера могли приобретать большинство необходимых им товаров на рынке. Поморские торговцы везли на Мурман как гото вое платье, так и материалы для шитья. Таможенные книги Кольского острога да ют массу сведений на этот счет. В 1719 году явилось из Поморья с разными товара ми 17 торговцев (не считая колян и скупщиков местных продуктов). Крестьянин Иван Козлов с Онеги, торго вец средней руки (оборот 150 рублей), среди прочего продал в Коле: 12 шуб ов чинных по 1 рублю 5 копеек, 17 сукманов женских (сара фанов из сукна) по 30 копе ек, 4 сарафана крашеных по 15 копеек, кафтан серый — 70 копеек, 6 рубах хол щовых по 8 копеек, 20 гарус ных (из шерстяной пряжи) поясов по 8 копеек, кучу ру кавиц барановых за 1 рубль 90 копеек, кушаки шерстя ные по 10 копеек за аршин, 600 аршин сукна серого и бе лого по 7 рублей 50 копеек за сто аршин, 1800 аршин хо лста трех сортов — небеле ный хрящ по 1 рублю 20 ко пеек, тонкий беленый по 2 рубля 50 копеек за сто ар шин, 100 аршин крашеного, пестрого холста — за 5 руб лей. Помимо указанных това ров другими торговцами проданы в разном количест ве. шапки, вареги, чулки вя-/ заные, штаны холщовые и "пестрые” , портище из ки тайки, кумач красный, ку шак верблюжий, пестрядь сандальная (холщовая ткань), шелк, меховые изде лия. По опросу 1785 года жи тели Кандалакши сказали: "Холсты и овчины употреб ляют они своего произведе ния, а иное все покупается” . Так же отвечали и крестья не других поморских селе ний. Будничная поморская одежда менялась мало. В XIX веке на Кольском С е вере появились ситцевые ру бахи, пиджаки и жилеты вместо балахонов, картузы с лакированным козырьком, шерстяные фуфайки нор вежского происхождения ("бузурунки” ). На морских промыслах стали носить из проолифленной парусины куртки ("роконы” ) и такие же брюки ("буксы ' ). Весной 1883 года пропал крестьянин села Варзуги Се ргей Заборщиков, 50 лет. Для опознания дали описа ние его одеяния: "Белая по лотняная сорочка, портяные подштанники, серый подер жанный кафтан, шерстяной шарф, таковые же пестрые брюки; на ногах бахилы чер ной коровьей кожи, чулки серые; на голове суконный картуз; на руках белые рука вицы с узорчатой опушкой красного и синего цвета; на шее медный крест на нитке из конопля” . Существенно отличалась от "вседневной” празднич ная, особенно женская, одежда. Платья шились из цветных и узорчатых тканей. Поморские щеголихи люби ли блеснуть изысканными нарядами. На запрос губерн ских властей в 1785 году, что носят крестьяне села Канда лакши, последовал ответ: "Женщины имеют головные уборы разных материй, как-то: кумашние, тафтян- ные и камчатые алые, бе лые холщевые, шитые шел ком и золотом, а называют ся уборы сорока, а девки но сят на головах ленты, тож и басамент (бисерные и вы шитые узоры и разные укра шения) на разных материях, а называются повясками". В марте 1842 года во вре мя масленицы в Коле нахо дился финский языковед М. А. Кастрен. Его внимание привлекла праздничная одежда горожан: "Девицы одеты в шелковые, на лег ком меху шубейки, в цвет ные ситцевые платья с крас ными передниками; на голо ве только повязка, на руках черные бархатные перчат ки... Наиболее бросалась в глаза шубейка, покрытая красным сукном или барха том, с богатым золотым шитьем и блестящими жем чугами. Она очень широка, без рукавов и доходит до бе дер... Самое платье широко и твердо, как латы; цвет его различен... Пышные белые рукава... широки и вздерну ты почти до уш ей..." Поэт К. К. Случевский, по бывав на Мурмане в 1885 го ду, писал о празднично оде тых колянках: С незапамятных времен Сарафан их сохранен. Златотканый, парчевой; Кички с бисерной тесьмой. /•'' Мода менялась нечасто. ‘ Дорогие одеяния бережно ; хранили в сундуках. Наряды служили не одному поколе нию. Новая "справа” шла в основном из Архангельска, куда коляне и терские помо ры часто ездили по торго вым и другим делам. В 1913 году в Александ ровском уезде, то есть на территории почти всего Кольского полуострова с на селением 13218 человек, ра ботало портными 24 мастера (в том числе: в Печенгском монастыре — 16, в Алексан- дровске — 1 и ни одного в Коле) и 28 швей. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz