Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Ш ж м Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Начало в N° 215 — 217.) 4. ОДЕЯНИЕ Жители Кольского Севера одевались не одинаково. Одежда зависела от достат­ ка, сословной принадлеж­ ности, характера человека. Она менялась в зависимости от моды, появления новых материалов и способов изго­ товления, наконец, от усло­ вий местности, занятий насе­ ления. Одежда давала пер­ вое представление о челове­ ке — его положении в об­ ществе, солидности ("В стр е­ чают по одежке, провожают по уму” , — гласит поговор­ ка). Праздничная одежда су­ щественно отличалась от будничной и рабочей. Суровый климат Заполя­ рья, пребывание на промыс­ лах вдали от дома требова­ ли одежды, обеспечиваю­ щей защиту тела от переох­ лаждения и сырости. Обыч­ ная верхняя одежда основ­ ной массы русского населе­ ния: зимою — шубы, летом у мужчин — кафтаны , у жен­ щин — сарафаны . 'Ч асть потребной одежды изготовлялась на местах са­ мими поморами и колянами. 6 актах Троице-Сергиева монастыря, датированных 1581/82 годом, упоминается "Иван Семенов сын, портной мастер, Усть-колец с Мур­ манского моря” , который, находясь в Москве, стал сви­ детелем ("послухом ” ) при совершении двух крупных сделок монастыря с варзу- жанами. В писцовой книге 1608 года указан живущим на Кольском посаде "Шес- тачко Иванов сын, портной мастер", возможно, сын предыдущего. Будничная одежда помо­ ров была проста (без излиш­ них прикрас) и практична — удобна при работе. Что же носили в старину? Почти полный перечень одеяний XVI века содержит Вкладная книга Кандалакшского мо­ настыря, в которой записи начинаются с 1563 года. Местные жители жертвова­ ли монастырю деньги, зем­ ли, суда, книги и другое иму­ щество. Так, Матюша Вели­ кой в 1585 году дал сермягу (каф тан из грубого сукна), ногавицы (длинные, на всю ногу до бедра шерстяные чулки), рубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи — общей стоимос­ тью 1 рубль. Елена, Терен­ тьева дочь, дапа "две одно­ рядки (однобортные каф та­ ны без воротника), да два шушуна (длинные кофты-те­ логрейки), да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты (разно­ видность сарафана), да две шапки: одна бархатная, дру­ гая зенденишная (из хлопча­ той ткани), да двои сапоги, да коробья и иного мелкого рухла (изделий) — всего на 5 рублев” . Имея значительные дохо­ ды от рыбного и зверобой­ ного промыслов, жители Кольского Севера могли приобретать большинство необходимых им товаров на рынке. Поморские торговцы везли на Мурман как гото­ вое платье, так и материалы для шитья. Таможенные книги Кольского острога да­ ют массу сведений на этот счет. В 1719 году явилось из Поморья с разными товара­ ми 17 торговцев (не считая колян и скупщиков местных продуктов). Крестьянин Иван Козлов с Онеги, торго­ вец средней руки (оборот 150 рублей), среди прочего продал в Коле: 12 шуб ов­ чинных по 1 рублю 5 копеек, 17 сукманов женских (сара­ фанов из сукна) по 30 копе­ ек, 4 сарафана крашеных по 15 копеек, кафтан серый — 70 копеек, 6 рубах хол­ щовых по 8 копеек, 20 гарус­ ных (из шерстяной пряжи) поясов по 8 копеек, кучу ру­ кавиц барановых за 1 рубль 90 копеек, кушаки шерстя­ ные по 10 копеек за аршин, 600 аршин сукна серого и бе­ лого по 7 рублей 50 копеек за сто аршин, 1800 аршин хо­ лста трех сортов — небеле­ ный хрящ по 1 рублю 20 ко­ пеек, тонкий беленый по 2 рубля 50 копеек за сто ар­ шин, 100 аршин крашеного, пестрого холста — за 5 руб­ лей. Помимо указанных това­ ров другими торговцами проданы в разном количест­ ве. шапки, вареги, чулки вя-/ заные, штаны холщовые и "пестрые” , портище из ки­ тайки, кумач красный, ку­ шак верблюжий, пестрядь сандальная (холщовая ткань), шелк, меховые изде­ лия. По опросу 1785 года жи­ тели Кандалакши сказали: "Холсты и овчины употреб­ ляют они своего произведе­ ния, а иное все покупается” . Так же отвечали и крестья­ не других поморских селе­ ний. Будничная поморская одежда менялась мало. В XIX веке на Кольском С е­ вере появились ситцевые ру­ бахи, пиджаки и жилеты вместо балахонов, картузы с лакированным козырьком, шерстяные фуфайки нор­ вежского происхождения ("бузурунки” ). На морских промыслах стали носить из проолифленной парусины куртки ("роконы” ) и такие же брюки ("буксы ' ). Весной 1883 года пропал крестьянин села Варзуги Се­ ргей Заборщиков, 50 лет. Для опознания дали описа­ ние его одеяния: "Белая по­ лотняная сорочка, портяные подштанники, серый подер­ жанный кафтан, шерстяной шарф, таковые же пестрые брюки; на ногах бахилы чер­ ной коровьей кожи, чулки серые; на голове суконный картуз; на руках белые рука­ вицы с узорчатой опушкой красного и синего цвета; на шее медный крест на нитке из конопля” . Существенно отличалась от "вседневной” празднич­ ная, особенно женская, одежда. Платья шились из цветных и узорчатых тканей. Поморские щеголихи люби­ ли блеснуть изысканными нарядами. На запрос губерн­ ских властей в 1785 году, что носят крестьяне села Канда­ лакши, последовал ответ: "Женщины имеют головные уборы разных материй, как-то: кумашние, тафтян- ные и камчатые алые, бе­ лые холщевые, шитые шел­ ком и золотом, а называют­ ся уборы сорока, а девки но­ сят на головах ленты, тож и басамент (бисерные и вы­ шитые узоры и разные укра­ шения) на разных материях, а называются повясками". В марте 1842 года во вре­ мя масленицы в Коле нахо­ дился финский языковед М. А. Кастрен. Его внимание привлекла праздничная одежда горожан: "Девицы одеты в шелковые, на лег­ ком меху шубейки, в цвет­ ные ситцевые платья с крас­ ными передниками; на голо­ ве только повязка, на руках черные бархатные перчат­ ки... Наиболее бросалась в глаза шубейка, покрытая красным сукном или барха­ том, с богатым золотым шитьем и блестящими жем­ чугами. Она очень широка, без рукавов и доходит до бе­ дер... Самое платье широко и твердо, как латы; цвет его различен... Пышные белые рукава... широки и вздерну­ ты почти до уш ей..." Поэт К. К. Случевский, по­ бывав на Мурмане в 1885 го­ ду, писал о празднично оде­ тых колянках: С незапамятных времен Сарафан их сохранен. Златотканый, парчевой; Кички с бисерной тесьмой. /•'' Мода менялась нечасто. ‘ Дорогие одеяния бережно ; хранили в сундуках. Наряды служили не одному поколе­ нию. Новая "справа” шла в основном из Архангельска, куда коляне и терские помо­ ры часто ездили по торго­ вым и другим делам. В 1913 году в Александ­ ровском уезде, то есть на территории почти всего Кольского полуострова с на­ селением 13218 человек, ра­ ботало портными 24 мастера (в том числе: в Печенгском монастыре — 16, в Алексан- дровске — 1 и ни одного в Коле) и 28 швей. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz