Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 и 216.) 3. Освещение Мы привыкли к благам цивилизации. Нажал кнопку — загорелся яркий элек­ трический свет. Повернул рычажок — да­ ет тепло электрическая плита... Сейчас едва ли кто задумывается над тем, как освещали жилище в давние времена, как получали огонь до появления спичек (в 30-х годах XIX века). Немного знаем о том и из школьного учебника, разве что слы­ шали песни о лучинушке. А ведь у нас на Крайнем Севере — по­ лярная ночь. Как же они, наши предки, жили в этой почти нескончаемой темени? Документальные материалы XVII— XVIII веков содержат отдельные сведения, ко­ торые позволяют судить о том, как ос­ вещались казенные учреждения и церк­ ви. В расходной книге Кольской таможни 1719 года читаем: "Куплено шесть кереж (возов) лучины сосновой на кружечный двор (питейное заведение)... дано 8 ал­ тын (24 копейки)... куплено у солдата у Романа Мошникова восемь кереж лу­ чины, дано 10 алтын 4 денги (32 копей­ ки)” . Записи такого рода не единичны. Лучина — длинная тонкая щепка сухо­ го дерева — самый дешевый материал для освещения, но далеко не лучший. Она пожароопасна (под светильник обычно ставили таз с водою, а во двор с горящей лучиной не выходили). Она быстро сгорает, и требуется снова и сно­ ва зажигать новые лучинки, поддержи­ вая огонь. Приходилось кому-то деж у­ рить, следить, чтобы лучина не погасла. Получить огонь в доспичечный период было не так просто. Существовал особый набор вещей, хранимый в хорошо закры­ ваемой коробке. Сюда входили: огниво — стальная пластинка для высекания ис­ кры; кремень, ударом огнива о который выбивали искру; трут — сушеный губча­ тый гриб (обычно с гнилой березы) или фитиль из ветоши, с одной стороны уже жженый и притушенный, на трут падала искра, высеченная из кремня; легко заго­ рающиеся вещества — сера, сухие смо­ листые щепочки и т. п. Березовый трут, чтоб не подсырел, хранили на севере в костяном футляре. Отправляясь на про­ мыслы или охоту, привязывали к поясу сумку — трутоношу. В домашних услови­ ях нечасто пользовались огнивом и тру­ том. Хозяйки обычно хранили в особой корчаге тлеющие угли или шли к соседке, у которой топилась печь, за неугасшей головешкой. На Русском Севере, где население за­ нималось зверобойными и рыбными про­ мыслами, широко использовался для ос­ вещения тюлений и тресковый жир. На Восточном Мурмане, близ Дроздовки, найдены сальные светильники каменного века. Поморские "жирники” имели прос­ тое устройство: в сосуд с жиром встав­ лялся жгутик из волокна, который закре­ плялся на металлической подставке. При горении он давал довольно ровное пла­ мя, но при этом выделял копоть и не совсем приятный запах. Жировые светильники употреблялись не только в домах простого народа, но и в учреждениях. В расходной книге Кольского батальона 1723 года сказано: "Куплено на съезжую (городскую канце­ лярию) для жженья полпуда трескового сала, цены дано солдату Петру Сухоно- сову шесть алтын” . В беседе с писателем С. В. Максимовым в 1856 году коля- нин-старожил посетовал: "Мрачно зимой. Глаза шибко ноют от ночников от наших со звериным салом” . Зажиточные семьи обыкновенно поль­ зовались свечами. Свеча ставилась в уг­ лубление подсвечника, была более удоб­ ной в обращении, давала -больше света, чем жирник, но в принципе — это тоже примитивный жировой светильник. В праздники и при приеме гостей свечами пользовалась и беднота. Для домашнего, бытового потребления свечи изготовля­ лись из сала морских животных, а для применения в церкви — из воска. В пере­ чне расходов Кольской таможни в 1719 году значится: "Куплено на зжение сапа ворванного 2 пуда 30 фунтов, дано 27 алтын 4 денги. Куплено свеч сальных 5 фунт (немногим более 2 килограммов), дано 10 алтын” . Поморские торговцы сре­ ди прочих товаров привозили в Колу и та­ кие: ” 3 пуда воску и свеч по 9 рублев 20 копеек пуд... 1 пуд восковых свеч — 10 Рублев 20 копеек” . В знатных домах (воевод, купцов, высо­ копоставленных чиновников) в гостиных висели многогнездные подсвечники (в церквах — это паникадила), и по мере надобности сразу горело несколько све­ чей. Вне дома для освещения пользова­ лись фонарями. Стекло в них в старину заменяла слюда, которая добывалась близ Керети и Кандалакши. В расходной книге Кольского батальона читаем: "Мо­ наху Симиону дано за починку фонаря и за слуду его шесть ден ег” . Среди иму­ щества церкви Рождества Богородицы в Кандалакше упомянут древний "вынос­ ной слюдяной фонарь” . Уличного освещения не существовало. В обзоре состояния Кольского уезда в 1826 году отмечается: "Столбов и на оных фонарей для освещения в ночное время города не имеется” . В 1853 году поляк Игнатий Лукасевич изобрел керосиновую лампу, которая знаменовала новый уровень освещения Усовершенствованная керосиновая лам ­ па с ленточным фитилем и стеклом во круг пламени светила ярко и почти не коптила. В домах стало радостнее и чи­ ще. Сила света зависела от ширины ф' тильной ленты, которая измерялась анг лийскими ’’линиями” (около 2,12 МИЛЛ іі метра). Лампы изготовлялись 5, 10. 1= и более линий, то есть разных размере; На Кольском Севере керосиновые ла?. пы появились в 70-е годы прошлого века Упоминания о них встречаются в описях имущества волостных правлений и школ: "жестяная лампа со стеклом ” , "лампа столовая с абажуром” и т. д. Примерно в то же время входят в оби­ ход и спички. Но население по привычке и дешевизне еще долго пользовалось ог­ нивом и трутом. Архангельский чиновник С. П. Гоппен, посетив Колу в 1892 году возмущался дороговизной товаров в го­ роде: "10 коробок шведских спичек стоят 15 копеек... Помилосердствуйте, господа торговцы!” . Керосин и спички появляются в жили­ щах состоятельных лопарей. В 1888 году разрешалось беспошлинно ввозить внутрь Лапландии на каждое семейство в год: керосина 1 пуд, свечей стеарино­ вых 5 фунтов, стекол ламповых 3 штуки спичек зажигательных 15 пачек. Среди покупок пулозерского лопаря Петра Ко- белева в Коле 28 ноября 1899 года зн а­ чатся: керосина 35 фунтов — 2 рубля 10 копеек и 2 стеклена — 3 рубля; 10 января 1901 года — 2 пуда 28 фунтов керосина на 7 рублей 56 копеек и 2 стеклена на лампу по той же цене. Революцию в освещении произвело электричество. В конце XIX века оно по­ является на лесопильных заводах и в но­ вом уездном центре Кольского Севера — городе Апександровске (ныне Поляр­ ный), в 1909 году — в Печенгском монас­ тыре. Лесопильные заводы создавались ка­ питалистами на основе передовой зару­ бежной техники. Оборудование приобре­ тали в Швеции и Англии. Так, Я. П. Беляев в 1898 году закупил 4 паровых двигателя и 2 динамо-машины для своего предпри­ ятия близ Умбы в Стокгольме. Электри­ чеством освещались не только производ­ ственные помещения, но и заводской по­ селок, клуб, больница. Всего у него здесь действовало 675 светильников. Сила ламп в заводской школе была такова: три лампы по 5 свечей, пять — по 10, восемь — по 16 свечей. Так же хорошо освеща­ лись электричеством ковдекие заводы Русанова, Стюарта и Бергрена. Город Александровск строила казна через подрядчиков. Устройство электри­ ческого освещения взяла на себя петер­ бургская фирма ” Н. Глебов и К0” . Она поставила паровик и динамо-машины. Ле­ том 1900 года городское управление про­ вело среди жителей подписку на установ­ ку в домах электрических лампочек с платою за пользование "за каждую лампочку по рублю в месяц” . Как отме­ чал чиновник С. П. Гоппен, "желающих подписаться нашлось немало. Заведо­ вать освещением взялся безвозмездно один из господ телеграфных чиновни­ ков” . Трифоно-Печенгскому монастырю ди­ намо-машина была дарована правитель­ ством от имени царя Николая II; устанав­ ливал освещение домов и хозяйственных служб механик-самоучка монах Пармен. В 1911 году Мурман обозревал москов­ ский журналист Е. В. Гешин. Он был по­ ражен благоустройством печенгской оби­ тели, состоявшей из 84 зданий. Это, писал Гешин, "цветущий, полный жизни оазис” среди "негостеприимной северной приро­ ды ” . В числе достижений культуры, наря­ ду с мастерскими, моторными лодками, телефоном и т. д., журналист отметил и "динамо-машину, вырабатывающую энергию для электрического освещения всех строений монастыря". В 1915 году озарился электрическими фонарями наш губернский город — Ар­ хангельск. Местный поэт отозвался на это событие стихами: Ночами город поэтичен, Свет новый очень симпатичен, Свет ровный, кроткий, безмятежный, Свет очень тихий, очень нежный. Таковы были чувства человека, при­ выкшего к уличным потемкам, и вдруг увидевшего город, залитый ярким све­ том. В канун революции большинство насе­ ления Кольского Севера жило по-преж­ нему, пользуясь керосиновыми лампами и даж е "жирниками” , иначе — "коптил­ ками” .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz