Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Заметки о быте русского населения Иван УШАКОВ , краевед (Продолжение. Начало в № 215 и 216.) 3. Освещение Мы привыкли к благам цивилизации. Нажал кнопку — загорелся яркий элек трический свет. Повернул рычажок — да ет тепло электрическая плита... Сейчас едва ли кто задумывается над тем, как освещали жилище в давние времена, как получали огонь до появления спичек (в 30-х годах XIX века). Немного знаем о том и из школьного учебника, разве что слы шали песни о лучинушке. А ведь у нас на Крайнем Севере — по лярная ночь. Как же они, наши предки, жили в этой почти нескончаемой темени? Документальные материалы XVII— XVIII веков содержат отдельные сведения, ко торые позволяют судить о том, как ос вещались казенные учреждения и церк ви. В расходной книге Кольской таможни 1719 года читаем: "Куплено шесть кереж (возов) лучины сосновой на кружечный двор (питейное заведение)... дано 8 ал тын (24 копейки)... куплено у солдата у Романа Мошникова восемь кереж лу чины, дано 10 алтын 4 денги (32 копей ки)” . Записи такого рода не единичны. Лучина — длинная тонкая щепка сухо го дерева — самый дешевый материал для освещения, но далеко не лучший. Она пожароопасна (под светильник обычно ставили таз с водою, а во двор с горящей лучиной не выходили). Она быстро сгорает, и требуется снова и сно ва зажигать новые лучинки, поддержи вая огонь. Приходилось кому-то деж у рить, следить, чтобы лучина не погасла. Получить огонь в доспичечный период было не так просто. Существовал особый набор вещей, хранимый в хорошо закры ваемой коробке. Сюда входили: огниво — стальная пластинка для высекания ис кры; кремень, ударом огнива о который выбивали искру; трут — сушеный губча тый гриб (обычно с гнилой березы) или фитиль из ветоши, с одной стороны уже жженый и притушенный, на трут падала искра, высеченная из кремня; легко заго рающиеся вещества — сера, сухие смо листые щепочки и т. п. Березовый трут, чтоб не подсырел, хранили на севере в костяном футляре. Отправляясь на про мыслы или охоту, привязывали к поясу сумку — трутоношу. В домашних услови ях нечасто пользовались огнивом и тру том. Хозяйки обычно хранили в особой корчаге тлеющие угли или шли к соседке, у которой топилась печь, за неугасшей головешкой. На Русском Севере, где население за нималось зверобойными и рыбными про мыслами, широко использовался для ос вещения тюлений и тресковый жир. На Восточном Мурмане, близ Дроздовки, найдены сальные светильники каменного века. Поморские "жирники” имели прос тое устройство: в сосуд с жиром встав лялся жгутик из волокна, который закре плялся на металлической подставке. При горении он давал довольно ровное пла мя, но при этом выделял копоть и не совсем приятный запах. Жировые светильники употреблялись не только в домах простого народа, но и в учреждениях. В расходной книге Кольского батальона 1723 года сказано: "Куплено на съезжую (городскую канце лярию) для жженья полпуда трескового сала, цены дано солдату Петру Сухоно- сову шесть алтын” . В беседе с писателем С. В. Максимовым в 1856 году коля- нин-старожил посетовал: "Мрачно зимой. Глаза шибко ноют от ночников от наших со звериным салом” . Зажиточные семьи обыкновенно поль зовались свечами. Свеча ставилась в уг лубление подсвечника, была более удоб ной в обращении, давала -больше света, чем жирник, но в принципе — это тоже примитивный жировой светильник. В праздники и при приеме гостей свечами пользовалась и беднота. Для домашнего, бытового потребления свечи изготовля лись из сала морских животных, а для применения в церкви — из воска. В пере чне расходов Кольской таможни в 1719 году значится: "Куплено на зжение сапа ворванного 2 пуда 30 фунтов, дано 27 алтын 4 денги. Куплено свеч сальных 5 фунт (немногим более 2 килограммов), дано 10 алтын” . Поморские торговцы сре ди прочих товаров привозили в Колу и та кие: ” 3 пуда воску и свеч по 9 рублев 20 копеек пуд... 1 пуд восковых свеч — 10 Рублев 20 копеек” . В знатных домах (воевод, купцов, высо копоставленных чиновников) в гостиных висели многогнездные подсвечники (в церквах — это паникадила), и по мере надобности сразу горело несколько све чей. Вне дома для освещения пользова лись фонарями. Стекло в них в старину заменяла слюда, которая добывалась близ Керети и Кандалакши. В расходной книге Кольского батальона читаем: "Мо наху Симиону дано за починку фонаря и за слуду его шесть ден ег” . Среди иму щества церкви Рождества Богородицы в Кандалакше упомянут древний "вынос ной слюдяной фонарь” . Уличного освещения не существовало. В обзоре состояния Кольского уезда в 1826 году отмечается: "Столбов и на оных фонарей для освещения в ночное время города не имеется” . В 1853 году поляк Игнатий Лукасевич изобрел керосиновую лампу, которая знаменовала новый уровень освещения Усовершенствованная керосиновая лам па с ленточным фитилем и стеклом во круг пламени светила ярко и почти не коптила. В домах стало радостнее и чи ще. Сила света зависела от ширины ф' тильной ленты, которая измерялась анг лийскими ’’линиями” (около 2,12 МИЛЛ іі метра). Лампы изготовлялись 5, 10. 1= и более линий, то есть разных размере; На Кольском Севере керосиновые ла?. пы появились в 70-е годы прошлого века Упоминания о них встречаются в описях имущества волостных правлений и школ: "жестяная лампа со стеклом ” , "лампа столовая с абажуром” и т. д. Примерно в то же время входят в оби ход и спички. Но население по привычке и дешевизне еще долго пользовалось ог нивом и трутом. Архангельский чиновник С. П. Гоппен, посетив Колу в 1892 году возмущался дороговизной товаров в го роде: "10 коробок шведских спичек стоят 15 копеек... Помилосердствуйте, господа торговцы!” . Керосин и спички появляются в жили щах состоятельных лопарей. В 1888 году разрешалось беспошлинно ввозить внутрь Лапландии на каждое семейство в год: керосина 1 пуд, свечей стеарино вых 5 фунтов, стекол ламповых 3 штуки спичек зажигательных 15 пачек. Среди покупок пулозерского лопаря Петра Ко- белева в Коле 28 ноября 1899 года зн а чатся: керосина 35 фунтов — 2 рубля 10 копеек и 2 стеклена — 3 рубля; 10 января 1901 года — 2 пуда 28 фунтов керосина на 7 рублей 56 копеек и 2 стеклена на лампу по той же цене. Революцию в освещении произвело электричество. В конце XIX века оно по является на лесопильных заводах и в но вом уездном центре Кольского Севера — городе Апександровске (ныне Поляр ный), в 1909 году — в Печенгском монас тыре. Лесопильные заводы создавались ка питалистами на основе передовой зару бежной техники. Оборудование приобре тали в Швеции и Англии. Так, Я. П. Беляев в 1898 году закупил 4 паровых двигателя и 2 динамо-машины для своего предпри ятия близ Умбы в Стокгольме. Электри чеством освещались не только производ ственные помещения, но и заводской по селок, клуб, больница. Всего у него здесь действовало 675 светильников. Сила ламп в заводской школе была такова: три лампы по 5 свечей, пять — по 10, восемь — по 16 свечей. Так же хорошо освеща лись электричеством ковдекие заводы Русанова, Стюарта и Бергрена. Город Александровск строила казна через подрядчиков. Устройство электри ческого освещения взяла на себя петер бургская фирма ” Н. Глебов и К0” . Она поставила паровик и динамо-машины. Ле том 1900 года городское управление про вело среди жителей подписку на установ ку в домах электрических лампочек с платою за пользование "за каждую лампочку по рублю в месяц” . Как отме чал чиновник С. П. Гоппен, "желающих подписаться нашлось немало. Заведо вать освещением взялся безвозмездно один из господ телеграфных чиновни ков” . Трифоно-Печенгскому монастырю ди намо-машина была дарована правитель ством от имени царя Николая II; устанав ливал освещение домов и хозяйственных служб механик-самоучка монах Пармен. В 1911 году Мурман обозревал москов ский журналист Е. В. Гешин. Он был по ражен благоустройством печенгской оби тели, состоявшей из 84 зданий. Это, писал Гешин, "цветущий, полный жизни оазис” среди "негостеприимной северной приро ды ” . В числе достижений культуры, наря ду с мастерскими, моторными лодками, телефоном и т. д., журналист отметил и "динамо-машину, вырабатывающую энергию для электрического освещения всех строений монастыря". В 1915 году озарился электрическими фонарями наш губернский город — Ар хангельск. Местный поэт отозвался на это событие стихами: Ночами город поэтичен, Свет новый очень симпатичен, Свет ровный, кроткий, безмятежный, Свет очень тихий, очень нежный. Таковы были чувства человека, при выкшего к уличным потемкам, и вдруг увидевшего город, залитый ярким све том. В канун революции большинство насе ления Кольского Севера жило по-преж нему, пользуясь керосиновыми лампами и даж е "жирниками” , иначе — "коптил ками” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz