Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Из истории Польского края ШНЯЧНОЕ ЛЕЛО В «Словаре областного Архангельского наречия» А. О. Подвысоцкого (СПб. 1885) отмечено насмешли­ вое прозвище жителей горо­ да Колы — «шнячники». Пи­ сатель С. В. Максимов во время плавания вдоль Тер­ ского берега (1856 г.) слы­ шал, как поморы называли колян «чинятниками». Оба прозвища почти одинаковые по сути: они отражают спе­ цифическое занятие колян — постройку и ремонт про­ мысловых судов, называе­ мых шняками. Слово «шняка» (поморы делали ударение в нем на последнем слоге), по-види­ мому, иноземного происхож­ дения. В Первой Новгород­ ской летописи сказано: к устью реки Варзуги в 1419 году приходили из Северной Скандинавии «мурмане войною в 500 человек в бу­ сах и в шнеках». Это море­ ходные парусные суда. На Русском Севере назва­ ние «шняка» вошло в оби­ ход лишь в XVII веке. В писцовой книге Кольского уезда, составленной в 1608 году, мурманские промысло­ вые лодки, рассчитанные на артель из четырех рыбаков, еще именуются «карбаса- мті»: промышленники «на море выезжают в карбасех, удят треску ж и палтус». Но уже в середине XVII столетия в документах Крестного монастыря (н а­ ходился в устье реки Онеги) говорится, .что монахи и р а­ ботные люди ловят треску на Мурмане в «вешних су­ дах — шняках удебных». Описание XVIII века со­ общает: «На рыбные про­ мыслы выезжают прежде всего из Колы на карбасах, именуемых шняками, поме­ щающих грузу до 250 и 300 пуд, на которых обыкновен­ но бывает промышленников по 4 человека, в том числе один кормщик, другой тяг­ лец, вытягивающий из воды рыболовныя снасти, третий весельник, или гребец, и че­ твертый наживалыцик, то есть насаживающий на уды морских червей или что иное для приманки рыбы... Все вообще'промышленники око­ ло последних чисел марта, собравшись в Колу, буде в минувшем году шняк для себя не пригото­ вили, покупают тут оныя и вместе с кольскими жителя­ ми выезжают на промысел». Шняка имела 10—12 мет­ ров длины, более метра ши­ рины, плоское дно, три па­ ры весел и один большой парус, который при гребле снимался. Изготовляли шня- ку из сосновых досок, кото­ рые по борту скрепляли ви­ цей из можжевелевого кор­ ня и тонкими веревками. По окончании промысла на Мурманском берегу часть судов оставляли на зимовку в становище под охраной близживущих лопарей, а часть, особенно требовавших починки, переправляли в Колу, где они находились до прихода вешняков в следую­ щем году. Кольские плотники («чи- нятники») демонтировали промысловые суда й стави­ ли их в отведенное место на берегу залива, у Кладбищен­ ского острова, «на городки, складываемые из бревенча­ тых обрубков». На случай поломки судна в разгар промыслов нередко брали запасные материалы. Так, в расходной книге Со­ ловецкого монастыря 1762 года читаем: «Отпущено на Мурман, в Кильдинское ста­ новище... 4 полосы шнечные набойные, на парус холста 120 аршин, на починку п а­ руса 20 аршин»; было уп­ лачено «за покупную новую шнеку 11 рублей 80 копеек». Коляне продавали изго­ товленные ими шняки без оснастки (парус и якорь приобретались отдельно). Стоимость судов менялась отчасти в связи с удо рож а­ нием лесных материалов, которые поставлялись в Ко­ лу лопаірями с верховий Ту- ломы, но главным образом в связи с падением покупа­ тельной силы дубля. Согласно таможенной книги Кольского острога стоимость рыболовного суд­ на в 1710 году колебалась от 2 рублей 30 копеек до 6 рублей. Строили суда преи­ мущественно кольские стре­ льцы: Алексей Латкин, Иван Попов, Кирилл Селянкин, Федор Денисов и другие. Одно сосновое бревно стоило в Коле 7 копеек. В результате ежегодных порубок строевой лес по ре­ ке Туломе истощался. При­ ходилось доставлять бревна из дальних мест, с большей затратой труда. Уже в кон­ це XVIII веКа коляне ж ал о ­ вались на оскудение окрест­ ных лесов и пр'осили об от­ мене попенной пошлины за лес, идущий на постройку судов. В 1851 году на упрек гу­ бернских властей в том, что коляне «домы свои довели до обветшалости», отвечали, что «строительный матери­ ал» в городе очень дорог «по чрезвычайно отдален­ ной вырубке строевого леса и весьма затруднительной сплавке по порожистым, р е ­ кам». Грандиозный- . пожар 11— 12 августа 1854 года, вызванный бомбардировкой, города английским корве­ том «Миранда», еще более поднял цены на лесной м а­ териал. Тем не менее строительст­ во шняк в Коле не прекра­ щалось. Обстоятельную з а ­ рисовку шнячпого промыс­ ла колян дал в 1861 году местный лесничий К. А. Со- ловцов: «Кольские мастера считаются лучшими в пост­ ройке шняк; большая часть поморов предпочитает за к а ­ зывать шняки в Коле, осо­ бенно для вешнего промыс­ ла... Коляне, получив з а р а ­ нее заказы на шняки, в ян­ варе и феврале вырубают для них лес и вывозят к своим д ом ам , на немногих находящихся в Коле лоша­ дях. Шняка употребляется не только для рыбных про­ мыслов, но смельчаки, не имеющие мореходных судов, ходят на ней в Архангельск и в Норвегию по открытому морю... Управляемая одним только парусом, она способ­ на лавировать; этого пос­ леднего преимущества не имеют лодьи, Груза подни­ мает шняка от 500 до 800 пудов. Палубы не имеет. Удивительна, быстрота, с которою строятся в Коле эти шняки... Сегодня вы видите закладку киля; через час Йриложены уже штевни, и вы видите, как перед ваши­ ми глазами, словно какою- то сверхъестественною си­ лою, один к другому, при­ шиваются набои, и через 3—4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду, — и к а ж ­ дую шняку строят не более двух человек... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без сна­ стей и других принадлежно­ стей, от 40 до 60 рублей се­ ребром... В настоящее время шняки делают пяти и шести набойные, тогда как еще очень недавно они делались четырех и пяти набойные... На каждую шняку потребно 34 сосновых и елевых бре­ вен разных размеров...». Конструкция шняки совер­ шенствовалась веками. До создания моторных судов шняка вполне отвечала сво­ ему назначению. Правда, специалисты морского дела видели в ней и недостатки. Исследователь северных промыслов Н. Я. Данилевс­ кий, работавший на Мурма- не в 1860 году, отмечал то, что она «медленна на ходу и тяжела на веслах... почти ежегодно шняки опрокиды­ вает, когда они без груза отправляются на лов, или их заливает волною, когда они глубоко сядут под грузом наловленной рыбы». В пореформенный период шняку понемногу стало вы ­ теснять на мурманских про­ мыслах более легкое и бы­ строходное судно — нор­ вежская ёла. В 1877 году действовало 707 шняк и 107 ёл. В Коле в это время строилось на продажу от 14 до 18 шняк в год. Искус­ ными мастерами считались Петр Харчев, Михаил Хипа- гин, Роман Миккуев. Недо­ статок хорошего строевого леса сказывался на качестве кольских судов. С возникно­ вением пароходства помор­ ские хозяева все чаще стали заказывать промысловые суда в Архангельске и дрѵгих местах Беломорья и доставлять шняки на рейсо­ вых пароходах. Постройка шняк в Коле приходила в упадок. Управляющий госу­ дарственными имуществами Архангельской губернии С. П. Гоппен, посетив Колу в 1892 году, отметил: «Зи­ мою некоторые жители з а ­ нимаются постройкой туп для лопарей, другие — исп­ равлением судов». О іПОСТ- іройке шняк уже не упоми­ нается. Однако на мурмапски.х промыслахлнняка не отжила свой век. «Несмотря на все изобретения и улучшения в судовой и промысловой тех­ нике, — писал в 1913 году чиновник А. А. Мухин, — наш помор по-прежнему ос­ тается верен шняке и пяти­ верстному ярусу. ...Хозяева крепко держатся старины... и дух времени мало коснул­ ся их». Прямой парус на шняке поморы величали «благодатью». Биолог Б. Шванвич, работавший на Биологической станции в Александровске в 1913 году, писал: «Расписной, х ар ак ­ терно выгнутый нос шня­ ки... напоминает профиль старинных ковшей. При кру­ той волне выходить на ней в море можно лишь исклю­ чительно при поморском бесстрашии и удальстве...». И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz