Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Из истории Польского края ШНЯЧНОЕ ЛЕЛО В «Словаре областного Архангельского наречия» А. О. Подвысоцкого (СПб. 1885) отмечено насмешли вое прозвище жителей горо да Колы — «шнячники». Пи сатель С. В. Максимов во время плавания вдоль Тер ского берега (1856 г.) слы шал, как поморы называли колян «чинятниками». Оба прозвища почти одинаковые по сути: они отражают спе цифическое занятие колян — постройку и ремонт про мысловых судов, называе мых шняками. Слово «шняка» (поморы делали ударение в нем на последнем слоге), по-види мому, иноземного происхож дения. В Первой Новгород ской летописи сказано: к устью реки Варзуги в 1419 году приходили из Северной Скандинавии «мурмане войною в 500 человек в бу сах и в шнеках». Это море ходные парусные суда. На Русском Севере назва ние «шняка» вошло в оби ход лишь в XVII веке. В писцовой книге Кольского уезда, составленной в 1608 году, мурманские промысло вые лодки, рассчитанные на артель из четырех рыбаков, еще именуются «карбаса- мті»: промышленники «на море выезжают в карбасех, удят треску ж и палтус». Но уже в середине XVII столетия в документах Крестного монастыря (н а ходился в устье реки Онеги) говорится, .что монахи и р а ботные люди ловят треску на Мурмане в «вешних су дах — шняках удебных». Описание XVIII века со общает: «На рыбные про мыслы выезжают прежде всего из Колы на карбасах, именуемых шняками, поме щающих грузу до 250 и 300 пуд, на которых обыкновен но бывает промышленников по 4 человека, в том числе один кормщик, другой тяг лец, вытягивающий из воды рыболовныя снасти, третий весельник, или гребец, и че твертый наживалыцик, то есть насаживающий на уды морских червей или что иное для приманки рыбы... Все вообще'промышленники око ло последних чисел марта, собравшись в Колу, буде в минувшем году шняк для себя не пригото вили, покупают тут оныя и вместе с кольскими жителя ми выезжают на промысел». Шняка имела 10—12 мет ров длины, более метра ши рины, плоское дно, три па ры весел и один большой парус, который при гребле снимался. Изготовляли шня- ку из сосновых досок, кото рые по борту скрепляли ви цей из можжевелевого кор ня и тонкими веревками. По окончании промысла на Мурманском берегу часть судов оставляли на зимовку в становище под охраной близживущих лопарей, а часть, особенно требовавших починки, переправляли в Колу, где они находились до прихода вешняков в следую щем году. Кольские плотники («чи- нятники») демонтировали промысловые суда й стави ли их в отведенное место на берегу залива, у Кладбищен ского острова, «на городки, складываемые из бревенча тых обрубков». На случай поломки судна в разгар промыслов нередко брали запасные материалы. Так, в расходной книге Со ловецкого монастыря 1762 года читаем: «Отпущено на Мурман, в Кильдинское ста новище... 4 полосы шнечные набойные, на парус холста 120 аршин, на починку п а руса 20 аршин»; было уп лачено «за покупную новую шнеку 11 рублей 80 копеек». Коляне продавали изго товленные ими шняки без оснастки (парус и якорь приобретались отдельно). Стоимость судов менялась отчасти в связи с удо рож а нием лесных материалов, которые поставлялись в Ко лу лопаірями с верховий Ту- ломы, но главным образом в связи с падением покупа тельной силы дубля. Согласно таможенной книги Кольского острога стоимость рыболовного суд на в 1710 году колебалась от 2 рублей 30 копеек до 6 рублей. Строили суда преи мущественно кольские стре льцы: Алексей Латкин, Иван Попов, Кирилл Селянкин, Федор Денисов и другие. Одно сосновое бревно стоило в Коле 7 копеек. В результате ежегодных порубок строевой лес по ре ке Туломе истощался. При ходилось доставлять бревна из дальних мест, с большей затратой труда. Уже в кон це XVIII веКа коляне ж ал о вались на оскудение окрест ных лесов и пр'осили об от мене попенной пошлины за лес, идущий на постройку судов. В 1851 году на упрек гу бернских властей в том, что коляне «домы свои довели до обветшалости», отвечали, что «строительный матери ал» в городе очень дорог «по чрезвычайно отдален ной вырубке строевого леса и весьма затруднительной сплавке по порожистым, р е кам». Грандиозный- . пожар 11— 12 августа 1854 года, вызванный бомбардировкой, города английским корве том «Миранда», еще более поднял цены на лесной м а териал. Тем не менее строительст во шняк в Коле не прекра щалось. Обстоятельную з а рисовку шнячпого промыс ла колян дал в 1861 году местный лесничий К. А. Со- ловцов: «Кольские мастера считаются лучшими в пост ройке шняк; большая часть поморов предпочитает за к а зывать шняки в Коле, осо бенно для вешнего промыс ла... Коляне, получив з а р а нее заказы на шняки, в ян варе и феврале вырубают для них лес и вывозят к своим д ом ам , на немногих находящихся в Коле лоша дях. Шняка употребляется не только для рыбных про мыслов, но смельчаки, не имеющие мореходных судов, ходят на ней в Архангельск и в Норвегию по открытому морю... Управляемая одним только парусом, она способ на лавировать; этого пос леднего преимущества не имеют лодьи, Груза подни мает шняка от 500 до 800 пудов. Палубы не имеет. Удивительна, быстрота, с которою строятся в Коле эти шняки... Сегодня вы видите закладку киля; через час Йриложены уже штевни, и вы видите, как перед ваши ми глазами, словно какою- то сверхъестественною си лою, один к другому, при шиваются набои, и через 3—4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду, — и к а ж дую шняку строят не более двух человек... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без сна стей и других принадлежно стей, от 40 до 60 рублей се ребром... В настоящее время шняки делают пяти и шести набойные, тогда как еще очень недавно они делались четырех и пяти набойные... На каждую шняку потребно 34 сосновых и елевых бре вен разных размеров...». Конструкция шняки совер шенствовалась веками. До создания моторных судов шняка вполне отвечала сво ему назначению. Правда, специалисты морского дела видели в ней и недостатки. Исследователь северных промыслов Н. Я. Данилевс кий, работавший на Мурма- не в 1860 году, отмечал то, что она «медленна на ходу и тяжела на веслах... почти ежегодно шняки опрокиды вает, когда они без груза отправляются на лов, или их заливает волною, когда они глубоко сядут под грузом наловленной рыбы». В пореформенный период шняку понемногу стало вы теснять на мурманских про мыслах более легкое и бы строходное судно — нор вежская ёла. В 1877 году действовало 707 шняк и 107 ёл. В Коле в это время строилось на продажу от 14 до 18 шняк в год. Искус ными мастерами считались Петр Харчев, Михаил Хипа- гин, Роман Миккуев. Недо статок хорошего строевого леса сказывался на качестве кольских судов. С возникно вением пароходства помор ские хозяева все чаще стали заказывать промысловые суда в Архангельске и дрѵгих местах Беломорья и доставлять шняки на рейсо вых пароходах. Постройка шняк в Коле приходила в упадок. Управляющий госу дарственными имуществами Архангельской губернии С. П. Гоппен, посетив Колу в 1892 году, отметил: «Зи мою некоторые жители з а нимаются постройкой туп для лопарей, другие — исп равлением судов». О іПОСТ- іройке шняк уже не упоми нается. Однако на мурмапски.х промыслахлнняка не отжила свой век. «Несмотря на все изобретения и улучшения в судовой и промысловой тех нике, — писал в 1913 году чиновник А. А. Мухин, — наш помор по-прежнему ос тается верен шняке и пяти верстному ярусу. ...Хозяева крепко держатся старины... и дух времени мало коснул ся их». Прямой парус на шняке поморы величали «благодатью». Биолог Б. Шванвич, работавший на Биологической станции в Александровске в 1913 году, писал: «Расписной, х ар ак терно выгнутый нос шня ки... напоминает профиль старинных ковшей. При кру той волне выходить на ней в море можно лишь исклю чительно при поморском бесстрашии и удальстве...». И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz