Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
■««Ивянд ж я Кольский жемчуг Жемчужный промысел колян в юности на блюдал (по-видимому, на речке Лавне) М. В. Ломоносов. Позднее, работая в Петербургс кой Академии наук, великий ученый сделал о нем следующее сообщение: "Недале.че от Колского острога в маленькой речке ловят жемчужные раковины, в глубоких местах, где бродить нельзя с небольших плотов, опу скаясь вниз по речке на веревке, которую человек или два за конец держат с одного или с обоих берегов и вниз помалу опускают. Раковины, которые для светлости воды глуб же сажени видеть можно, вынимают долгим шестиком, на конце расщепленным, увязив ши раковины в рощеп острым краем” . Жемчуг исстари высоко ценился на Руси. Согласно Изборнику Святослава, произведе нию XI века, перл (древнерусское название жемчуга) способствует благоденствию и долголетию. Жемчуг считался счастливым талисманом. Он шел на украшение празд ничных уборов, икон, церковных облачений, изготовление серег и т. п. изделий. Жемчужный промысел на Мурмане возник в XVI веке, с момента поселения здесь русского люда. В писцовой книге 1608 года читаем: "В реках Уре Большой да в Лице в Большой коленя и иногородцы промышля ют жемчюг... и у тех колян и у иногородцев с того их промыслу Кольского острогу тамо женные целовальники емлют в государеву казну десятое зерно лутчее” . Промысел существовал периодически и происходил в разных местах. Временами скопления жемчужниц находили на прито ках реки Туломы. Жемчуг добывался обычно мелкий, невысокого качества. Лишь изредка попадались крупные и чистые зерна. Молва о такой удаче быстро облетала округу. В 1704 году двинянин Михаил Окулов до носил Петру I: "Колские жители на тех их реках под порогами промышляют жемчюг” , а с того промысла в казну великого государя ’’никакой прибыли нет и теряется... напрас но” . В 1789 году правительство провело обсле дование жемчужных промыслов на Кольс ком Севере. Варзужане — главные добыт чики жемчуга в крае — показали, что лов раковин бывает в июле и августе "в такой год, когда вода в реке сухая, а которая година бывает водяная, тогда промысел не происходит... В мелких и порожистых местах бродят и достают раковины руками” , а где глубоко — деревянными щипцами. Исправ ник Кольской округи Фадей Шестаков сооб щал: ” В ясные дни и мелкие воды одному человеку в день выловить можно до сорока и больше раковин, токмо жемчугу в них ред ко приобрести можно, а когда и попадется, то по большей части черной негодной да плашки (плоский) и мелкой, а зерн болших в прежние годы бывало в промыслы и в про даже в год употребляемых в восмину по 1 рублю 50 копеек, а в четверть золотника (то есть 1, 07 грамма) — по 10 рублей; мелко- во от 5 и до 50 рублей” . Варзужане сказали: "На счастливого попадает чистое и скатное зерно ценою в 5 рублей, инное — в 2 рубли и в 10 копеек жемчужина” . Качество жемчуга определялось четырь мя признаками: блеском, цветом, формой и размером. Главное в жемчужине — блеск, а затем цвет. Половинчатый жемчуг (полу- плоский) на Русском Севере не любили, счи тали, что он приносит печаль, а скатный (круглый) — радость, счастье, богатство и здоровье. Но от печали в жизни никуда не денешься. Находил себе применение и плоский, и поло винчатый жемчуг. К. П. Темп, автор замеча тельной книги "Сказ о Беломорье” (Архан гельское кн. изд-во, 1983), пишет: "Бытовала в Беломорье легенда о происхождении жем чуга. Мать у подножия креста сыновнего слезы лила, горькие слезы, тяжело они па дали на ее плат и не скатывались... И стали они тяжелым половинчатым жемчугом, ко торый поморки сажали на покровы, плаща ницы и ризы. Но сын материнский ожил, и возрадовалась мать, и слезы светлые ра достным ручьем покатились из ее глаз. Это жемчуг скатный, раскатился он, разошелся по всему белу свету. Все дивуются ему, луч ше он самоцветов". Промысел жемчуга в окрестностях Колы время от времени возобновлялся. В 1873 году писатель Вас. Ив. Немирович-Данченко беседовал с финном Матшкугой, который ловил жемчужниц в Вянзине ручье и в про шлые годы "рублей на 10 продал” добытого жемчуга. Исследователь Мурмана А. Г. Сле- зскинский, проезжая по Лапландии в 1897 году, встретил в Пулозерѳ масельгского ло паря Петра Голого, который промышлял же мчуг "в безымянной речке, вытекающей из Ангельявра и вливающейся в Пулозеро” , на плоте с отверстием посередине. Жемчуг он продавал в селе Кандалакше скупщикам, особенно не торгуясь: "что дадут, то и лад но” . Летом 1911 года здесь же наблюдал любительский лов жемчужниц сотрудник мо сковского Археологического института С. Н. Дурылин. Во время короткой остановки у Пу- лозера местный фельдшер добыл "одну хо рошенькую жемчужину", да проводник "Иван-лопарь подарил ему другую” , им най денную. Но, отмечает Дурылин, специально жемчужного промысла теперь уже нет: это — "занятие между прочим, подспорье” . Промысел жемчуга никогда не давал бо льшого дохода, кроме редких удач, но зато колянки любили щегольнуть в нарядах своих бабушек — в жемчужных кокошниках и ожерелках. А хорошие женихи по старин ному обычаю дарили своей возлюбленной к свадьбе горсть жемчуга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz