Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭТО БЫЛО В СТАРИНУ Бес ввел в иску шение Прочел в « Литературной газете» (6 феврали 1991 гйда.) за nu t ни Елены Якович <По ту сторону нормы. Аистер д о х е кие страдания» и, удивленный европейским прогрессом , решал познакомить читателей еПоллрной п ра вды * с арха$ныхл де лами прошлых веков. Все-таки интересно знать, как постука ли у нас в старину с впадшими в непотребство. Блудное дело девки Кожиной Случилось это в тихой и богочтимой Варзуге в середине прошлого века. Бес ввел в искушение де вицу Кожину. Кожниьіх, надо сказать, на Терском берегу было .множество. Так, деревня Оленина из 15 дворов состояла из од них Кожиных. Стоит ли удивляться, что грех про изошел именно с «кресть янской девнон Кожиной», на которую священнику Василию Гурьеву из Кем ского духовного правле ния пришло извещение. В нем говорилось. что Кольский уездный суд 8 нюкй 1851 года пригово рил виновную к «публич ной церковной епитимье... за блуд» в течение семи лет. Наложенную епитимыо предписывалось «испол нять чрез один год в Хол могорском женском мона стыре, а остальные шесть лет — на месте жительст ва... во время четырех постов, а также во дни воскресные и празднич ные, быть при богослуже нии в церкви, в прочее время продолжать ту же епитимью в доме на ут ренних и вечерних иолэт- вах, полагая по 25 зем ных пбклонов... испове даться во все посты, но Св. Тайн не приобщать ся, кроме тяжкой болез ни, от которой жизнь ее могла бы в опасности быть...» Священника Гурьева каждое полугодие обязали сообщать в Духовное правление о покаянии де вицы Кожиной. Тан блюли нравствен ность на Руси в не столь ѵж отдаленные Бремена. Грехопадение Макария Во времена более отда ленный поступали еще строже. Архиепископ Ар хангельский и Холмогор ский Парфешй сообщал архимандриту Антонн'ево- Сийского монастыря Ни кодиму: «В нынешнем 1703 году взят был на Холмогоры в архиерей ский Дом для исправле ния Кандалажского мо настыря чернец Мака рий... В роспросе он, Ма карий, в сквернодействн- ях з жонками н в ьшых во многих делех винился, и за то он был в смире нии бит шелепы нещадно н послан к вам з Скйский монастырь., быть у вас в монастырских трудех в хлебке кли в поварне или в каких трудех он годнтца до указу великого госуда ря». «Бит шелепы?- означа ло: наказан плетью. Хорошо поступили с впавшим во грех Макари ем или плохо, пусть каж дый судит сам. Наверня ка будет разномыслица или, как теперь говорят, плюрализм мнений. Однако за монаха за ступился крупный про мышленник, арендатор монастырских угодий Ми хаил Окулов, который до бился у архангельского воеводы облегчения учас ти осужденного. Через год Макария из Сниского монастыря отпустили на житие в Архангельский монастырь, освободив от принудительных «трудоз^ на тяжелых н грязных работах. Не всякая потеха —утеха Из века восемнадцатого ступим в век семнадца тый и тоже обратимся к архивному документу. Это — росписной список судных дел кольского во еводы за 1686 гед. Среди них есть и такое: «Дело приводное вдовы Огру- фенкп да Ивашка Устьмо- шанина. что она, нарута- ясь, перед многими люд- ми срамные уды свои ка зала, а он, Ивашко, под задоривал — велел ей казать, и за то учинено им наказанье: биты кну том на козле нещадно»' Козел — бревно иа ножках, к которому при вязывали наказуемых: «Нещадно» — без указа ния числа ударов, практи чески это означало до по терн сознания. Остальные коммента рии излишни. Нравствен ность превыше всего. Та ковы были порядки в ста рой России. Н. УБЕЛЕННЫЙ. J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz