Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭТО БЫЛО В СТАРИНУ Бес ввел в иску­ шение Прочел в « Литературной газете» (6 феврали 1991 гйда.) за nu t ни Елены Якович <По ту сторону нормы. Аистер д о х е кие страдания» и, удивленный европейским прогрессом , решал познакомить читателей еПоллрной п ра вды * с арха$ныхл де­ лами прошлых веков. Все-таки интересно знать, как постука­ ли у нас в старину с впадшими в непотребство. Блудное дело девки Кожиной Случилось это в тихой и богочтимой Варзуге в середине прошлого века. Бес ввел в искушение де­ вицу Кожину. Кожниьіх, надо сказать, на Терском берегу было .множество. Так, деревня Оленина из 15 дворов состояла из од­ них Кожиных. Стоит ли удивляться, что грех про­ изошел именно с «кресть­ янской девнон Кожиной», на которую священнику Василию Гурьеву из Кем­ ского духовного правле­ ния пришло извещение. В нем говорилось. что Кольский уездный суд 8 нюкй 1851 года пригово­ рил виновную к «публич­ ной церковной епитимье... за блуд» в течение семи лет. Наложенную епитимыо предписывалось «испол­ нять чрез один год в Хол­ могорском женском мона­ стыре, а остальные шесть лет — на месте жительст­ ва... во время четырех постов, а также во дни воскресные и празднич­ ные, быть при богослуже­ нии в церкви, в прочее время продолжать ту же епитимью в доме на ут­ ренних и вечерних иолэт- вах, полагая по 25 зем­ ных пбклонов... испове­ даться во все посты, но Св. Тайн не приобщать­ ся, кроме тяжкой болез­ ни, от которой жизнь ее могла бы в опасности быть...» Священника Гурьева каждое полугодие обязали сообщать в Духовное правление о покаянии де­ вицы Кожиной. Тан блюли нравствен­ ность на Руси в не столь ѵж отдаленные Бремена. Грехопадение Макария Во времена более отда­ ленный поступали еще строже. Архиепископ Ар­ хангельский и Холмогор­ ский Парфешй сообщал архимандриту Антонн'ево- Сийского монастыря Ни­ кодиму: «В нынешнем 1703 году взят был на Холмогоры в архиерей­ ский Дом для исправле­ ния Кандалажского мо­ настыря чернец Мака­ рий... В роспросе он, Ма­ карий, в сквернодействн- ях з жонками н в ьшых во многих делех винился, и за то он был в смире­ нии бит шелепы нещадно н послан к вам з Скйский монастырь., быть у вас в монастырских трудех в хлебке кли в поварне или в каких трудех он годнтца до указу великого госуда­ ря». «Бит шелепы?- означа­ ло: наказан плетью. Хорошо поступили с впавшим во грех Макари­ ем или плохо, пусть каж­ дый судит сам. Наверня­ ка будет разномыслица или, как теперь говорят, плюрализм мнений. Однако за монаха за­ ступился крупный про­ мышленник, арендатор монастырских угодий Ми­ хаил Окулов, который до­ бился у архангельского воеводы облегчения учас­ ти осужденного. Через год Макария из Сниского монастыря отпустили на житие в Архангельский монастырь, освободив от принудительных «трудоз^ на тяжелых н грязных работах. Не всякая потеха —утеха Из века восемнадцатого ступим в век семнадца­ тый и тоже обратимся к архивному документу. Это — росписной список судных дел кольского во­ еводы за 1686 гед. Среди них есть и такое: «Дело приводное вдовы Огру- фенкп да Ивашка Устьмо- шанина. что она, нарута- ясь, перед многими люд- ми срамные уды свои ка­ зала, а он, Ивашко, под­ задоривал — велел ей казать, и за то учинено им наказанье: биты кну­ том на козле нещадно»' Козел — бревно иа ножках, к которому при­ вязывали наказуемых: «Нещадно» — без указа­ ния числа ударов, практи­ чески это означало до по­ терн сознания. Остальные коммента­ рии излишни. Нравствен­ ность превыше всего. Та­ ковы были порядки в ста­ рой России. Н. УБЕЛЕННЫЙ. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz