Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
«КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ» 3.02.90 ИСТОКИ 1. Конь на Руси . ' -■•; ' г р и Е в , хвост и ноги говали для верховой езды военачальники (в 1919 году ге нерал Деникин мечтал въехать в Москву «на белом ко не»). На Руси ежегодно 18 (31) августа отмечали праздник Фрола и Лавра — святых покровителей лошадей. Большое внимание уделялось разведению лучших пород лошадей. С 1842 года в Москве издавался специальный журнал по коневодству. К началу 1916 года в России насчитывалось 38,2 миллио на лошадей (сейчас — 5,9 миллиона). Лошадь оставалась первостепенным двигателем в сельском хозяйстве и на транспорте. Она использовалась почти повсеместно. 2. Лошадь в Заполярье ездят только гимо^ѵ и ^ п. xtt * Если бы наши предки имели обычай давать годам в круге лет названия по видам животных, как кто делают в Японии, и они наверняка не забыли бы лошадь. Сколько лестных слов сказано о ней — о ее трудолюбии, верно сти, выносливости. Не швец, не плотник, а первый на селе работник. Это о лошади. ...Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами ерагов, То мчится по бранному полю. А. Пушнин. Так говорит князю Олегу мудрый прорицатель судьбы. Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт... П. Вяземский. Это популярная песня. Можно без конца приводить русские тексты, в кото рых фигурирует лошадь. 8 знаменитом «Слое® о полу Игореве» дважды упоми наются быстрые кони («борзый комони»); в предчувствии похода «комони ржут за Сулою». Итак, конь-пахарь, конь-воин, конь-возчик. За кражу коня древний судебник «Русская Правда» предусматривал самое суровое наказание — конфискацию имущества и отдачу в холопы (статья 30 Пространной Правды). Дворянский публицист середины XV ! века Иван Пере- святсв в Сказании, адресованном Ивану IV, уподоблял коня государству, подвластному самодержцу: «Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы» (без строгого суда). Или у Пушкина: царь Петр — «кумир на бронзовом коне» (памятник Фальконе) «уздой железной Россию поднял на дыбы» («Медный всадник»). Вместе с тем, конь — образ мчащейся вперед России: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копы та?» Аналогична известная «Русь-тройка» у Гоголя. В неродном сознании пеший ассоциировался с бедным и несчастным человеком, а конный — с зажиточным и благополучным. «Быть на коне», «быть в седле» означало занимать прочнее положение в обществе, преуспевать. С конем связано немало народных поЕерий. Напри мер: лошади фыркают в дороге — к радостной встрече; кони ржут — к добру. О крестьянине судили по тому, как он относится к ло шади. Хорошие хозяева коня холили и на голодном пайке не держали. Поговорки рекомендовали: сыпь корм меш ком, так не будешь ходить пешком; погоняй коня . не кнутом, г овсом. Знать не только сама одевалась роскошно, но и коней убирала в дорогую сбрую. Вспомним пушкинское подра жание «Конь»: «Аль поводья не шелковы, не серебряны подковы, не злачены стремена?» («злат стремень» в «Сло ве о полку Игореве» упоминается трижды) или песенные слова: «седельце шито жемчугом». Конские украшения на ходят даже в древних курганах родовых вождей. Удивительно разнообразна терминология масти — цвё- та шерсти лошадей. Сейчас, в век механизации, многие определения масти забыты и мало кому понятны. Вот не которые. Буланая — желтовато-золотистая; черные. Гн едая — красно-коричневая; гриЕа и «чулки» черные. Саврасая — светлее гнедой; по спине и на ногах не редко полосы. Пегая — г.о -емной шерсти разбросаны белые пятна. Чалая — темная с примесью белых волос. С о ло Еая — желтовато-молочная; грива, хвост и ноги светлы е или белые. . Караковая — черная с рыжими подпалинами на конце морды, вокруг глаз и в пахах. Игреневая — шоколадного цвета, часто в яблоках; хвост и гриаа белые или дымчатые. Мышатая — серая, цвета золы; ноги и «ремень» на спине — черные. Есть еще лошади вороные, бурые, серые, чубарые, кау рые и так далее. Редко, но встречались кони чисто бе лые, иногда с «чулками» на ноі вх. Таких обычно исполь- И Кандалакши в 1785 году, возки ямских подвод лошадей держат... не болі^Й во всем селении», а кормят лошадей «сеном, а хлебом». В Коле в это время насчитывалось 5 лошадей в Княжой Губе — 11, » Ковде — 8. " Как только появлялась трава, скот отправляли на под ножный корм. В числе угодий села Кандалакши упомина ется, в частности, «остров Олений, где в летнее вре.Іія пасутся лошади». С исчезновением солеварения .в 20-х ro^ax XVIII ве«а численность лошадей на Кольском полуострове резко со кратилась. В поморских селах держали по одной-д8е ло шади на целое общество, обычно для вывозки бревен на строение домов и судов. В Коле в 1828 году был0 2 ло шади. Для людей, приезжавших на Мурман из средней Рос сии, безлошадие местных жителей бросалось в глаза Ви це-губернатор А. Я. Софронов, побывав в Коле весной 1867 года, писал: «В городе одна кобыла, одни дрожки». В конце XIX века появились лошади при вновь возник ших в крае лесопильных заводах. На Умбском заводе бы ла построена конюшня на 116 лошадей. На лесозаготов ках Кольского (Дровяного) завода работало зимою 70 лошадей. В 1905 году открылось движение по проселочной доро ге, построенной казной от Кандалакши до Зашейка, а Имандре — протяженностью 3 5 километров. Умбский зазеч- чик П. Беляев завел на Имандре небольшой пароход. Впервые лошади стали использоваться на перевозках в летнее время. Автор очерка «По горам и рекам Кольско го полуострова» (1913 г.) В. Н. Никольский писал, что ат Зашейка до Кандалакши он ехал «на лошадях по ололіе приличной дороге... лошади были — пара станционных, а другая — завода Беляева». В тех селениях, где имелись покосы, в пореформенной период число лошадей выросло. Так, в Ковде в 1839 га ду крестьяне держали 21 лошадь (на 190 наличных мук- ских душ), а короз — 59. В 1913 году у населения Алек сандровского уезда (на Кольском полуострове без pafa- на Кандалакши и Ковды) насчитывалось 111 лошадей. Затем лошади стали прибывать на строительство Мур манской железной дороги. Накануне Октябрьской peso- ѲШАД КО О НЕК С приходом русского населения появились лошади и в Лапландии. В 1969 году во время археологических раско пок могил в низовьях реки Варзуги были найдены остатки конской упряжи — уздечек и стремян, относящиеся к X III—XIV векам. На Кольском Севере не существовало землепашества как отрасли сельского хозяйства. Жители занимались пре имущественно рыбными и зверобойными промыслами. Но в истории нашего края был период, когда в Поморье, и даже на Кольском заливе, работали соляные варницы. На подвозке грузов — дров, соли, разных материалов и припасов — использовались лошади. Вываркой соли из морской воды занимались в зимнее время как частные предприниматели-поморы, так и осо бенно монастыри — Кандалакшский, Печенгский, Соло вецкий и другие. Каждую Еарницу обслуживало от 5 до 10 лошадей. На месте современного Мурманска, согласно писцовой книге начала XV II века, находилось усолье Печенгского монастыря: «У варницы ж избушка да два екбара соля ных, да двор дровозозный, а на дворе дее кельи, да анбар, да конюшня, да баня, да за ручьем сарай, да куз ница». Кандалакшскому монастырю при. Иваг.е Грозном власти отвели земельный участок по левую сторону от устья ре ки Нивы «на выход лсшадем и оленем и всякой скоти не». Лошадь ценилась в полтсра-два раза и более, чем ко рова. Сохранилась Вкладная книге Кандалакшского мона стыря, а которую заносились сведения о пожертвовани ях ему от жителей Севера, Вот некоторые записи, 1563 год: Федор Евстафьев Бянщ ик дал монастырю ко ня стоимостью 2 рубля, (Для сразнения: пуд ржи, т. е. 16,4 кг, стоил 7—8 копеек; р ы болоЕн ое судно — карбас — 2 рубля, крестьянский двор — около 10 рублей). Другой даритель дал «мерина серого с санями и с хомутом за 4 рубля»; третий дал две кобылы за 7 рублей. Один ме рин оценен в 5 рублей. В 1705 году, когда Кандалакшский монастырь уже силь но оскудел и имел вместо пяти только две соляных ва рницы (в Колвице и Палкиной губе), у иего было лишь 18 езжалых лошадей и 5 жеребят. Крестьяне села Кандалакши содержали ям — дорож ную станцию, через которую проезжали всякие чиновни ки и служилые люди, а также перевозились казенные грузы и почта. В летнее время пассажиров и их кладь вез ли на лодках, а по сухопутью двигались пешком, неся груз на себе. «На лошадях и оленях, — извещали жители люции на сооружении военно-морских баз на Колю* заливе работало 23 лошади, в Иоканге — 20. Железно®- рожное ведомство имело в г. Мурманске 80, в Коле - 20, в Шонгуе — 29, в Лопарской — 50 лошадей. Часть и них предназначалась для продовольствия рабочих. В 1886 году соловецкие монахи по распоряжению С- нода возобновили Печенгский монастырь и постелено создали крепкое и многоотраслевое хозяйство. В 1900 п ду здесь имелось 19 лошадей, в 1905 году — 27 лошаде. Заведовал конюшней послушник Андрей Кузнецов, в »- нашестве Акакий, о котором в 1984 году писал «Но* мир» (№ 10, с. 200). К весне 1920 года, когда с Мурмм изгнали интервентов, осталось лишь 12 лошадей. Каждая лошадь всегда имела кличку — собствен* имя. Вот имена печенгских лошадей: Белоноско, Крас*- чик, Быстрый, Смирной; жеребцов — Смелый, Муксол»; кобылиц — Полька, Ласточка, Гулька, Рыжуха, Кл», 3. А олени — лучше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz