Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ «Жемчюг» — перлы древней мудрости С книгой — на Грумант Мьг привыкли видеть кни­ гу типографского производ­ ства. И хотя книгопечатание в 'России появилось в се­ редине XVI века, в допет- роВСкЪе время все-таки пре­ обладала рукописная книга. Вопросы, волновавшие об­ щество; оппозиционные на­ строения проникали к чи­ тателю именно в рукопис­ ных ’''сочинениях. Официаль­ ное' издательство занималось преимущественно размноже­ н и ем .; богослужебных и р е ­ лигиозно-назидательных книг. Русский Север был райо­ ном, где книга обращалась сравнительно широко. Здесь отсутствовало помещичье землевладение, принята бы­ ла свобода передвижения. Население занималось про­ мыслами, ремеслами и тор­ говлей, имело больше, чем в крепостническом центре страны,' возможностей ов­ ладеть грамотой. В помор­ ски* селениях в XVII веке около двадцати процентов взрослых мужчин могли чи­ тать., и писать. Неграмотные в свободное время собира­ лись слушать чтеца или ска­ зителя.' О бытовании книги на Кольском Севере не раз рассказывалось в «Поляр­ ной правде». В одной из публикаций высказывалась надежда, что «со временем будут выявлены новые ма­ териалы. свидетельствую­ щие • наличии -многих дру- гик^рукописных сочинений на "'Кольском Севере». И вот новая находка. В фонде старых книг Мурман­ ского областного краевед­ ческого музея оказался ру­ кописный сборник объемом в 118 листов. На одном из них внутри книги обнаруже­ ны надписи, сделанные уве­ ренной рукой весьма грамот­ ного человека. Первая надпись гласит: Лета 1721 году августа в 20 День Сия книга нарецаемая Жем­ чюг была брана у Кол- ского салдата Прокопия Фи­ липова сына Суханова в собой на Грумаит ради читания Пописывал придучи в Дан- скую землю из Груманта своею рукою В. Кор ъ Ниже тем же почерком следует вторая запись: 1723 году майя в 20 день Сия книга Жемчюг была» брана у Колсного салдата Прокопия Филипова сына Суханова всобь брал на море ради читания Пописал своеручно В. К ъ Надписи содержат ценную информацию, которой ис­ следователи Севера не рас­ полагали раньше. Впервые мы узнаем о том, что по­ морские промышленники, отправляясь в дальние пла­ вания, брали с собой книги «ради читания». В данном случае книгу брали по меньшей мере два­ жды. 20 августа 1721 го­ да, когда еще не кончи­ лась Северная война со шведами, поморы -отправ­ ляются на зимовку (выхо­ дить на промысел в конце лета без зимовки на Шпиц­ бергене бессмысленно) н бе­ рут (вероятно, па плату) у жителя Колы, солдата Су­ ханова, книгу «Жемчюг». Подпись читателя «В. Кор ъ» легко поддается расшифровке. Внизу, на пяти листах, карандашом, другим почерком и, несом­ ненно, позднее, обозначено: «Книга братьев Корташевых Василия, Ивана». Следова­ тельно, подпись принадлежа­ ла Василию Корташеву, став­ шему затем владельцем книги. Второй раз Василий Кор- ташев брал ту же книгу <на море*. По кольской тер­ минологии это означало идти на мурманские промыслы, котерые велись весною у по­ луострова Рыбачьего, а ле­ том — у Тернберки. Гаври­ лова и до Восточной Лицы. Во время плаваний по мо­ рю нередко приходилось подолгу ожидать попутного ветра, укрываться от бурь в заливах и на островах. И для любителей чтения кни­ га на судне была не лишним грузом. Символ прекрасного Название книги оригиналь­ но — «Жемчюг». Оно не встречается в перечне книг монастырских библиотек Рус­ ского Севера, отсутствует в указателе источников ■* Словаря русского языка X I—XVII веков». Жемчуг — символ всего прекрасного. Уже в XI веке он упоминается как счаст­ ливый талисман. Люди ве­ рили, что он способствует долголетию и благоденст­ вию. В «Слове о полку Иго- реве» гибель князя Изя- слава Васнльковича изобра­ жена так: «изрони жемчюж- ну душу из храбра тела». В древнерусской литера­ туре известна книга — со­ брание поучений под на­ званием «Измарагд»—изум­ руд. Работу книжника — составителя сборников — сравнивали со сбором нек­ тара пчелою с цветов: выби­ рая ароматную сладость, она дарила людям мед. По­ этому сборники популяр­ ных произведений часто носили название «Пчела». Наименование книги коль­ ского солдата имело тот смысл, что включенные в сборник сочинения — это перлы мудрости. Они, по­ добно жемчугу, сияют кра­ сотой. переливами божест­ венного света, содержат в себе то лучшее, что челове­ ку надо знать для правед­ ной жизни. Книга состоит из десяти произведений разного объе­ ма. Самое краткое — «Сказание о луннех днех и летах» — занимает один лист, самое большое — «Чюдо... о жене беснованней именем Соломонии» — 55 листов. Первое и, пожалуй, наиболее интересное произ­ ведение, начало которого ут­ рачено, по-видимому, име­ ло заглавие «Жемчюг» н да­ ло название всей книге. Два небольших текста зна­ комили с христианским ка­ лендарем. Есть в Кольском сборнике «жития», биографи­ ческие сочинения о «свя­ тых» и подвижниках. Завер­ шает книгу изложение дис­ пута, состоявшегося в Мо­ скве по книге Лаврентия Зизанн «Оглашение», кото­ рую он из Литвы привез. Внешний облик книги свидетельствует с ее нелег­ кой судьбе, о том, что у нее было немало читателей, дальних дорог. Отсутствуют титульный лист и часть тек­ ста. Порваны последние листы, от некоторых оста­ лись лишь фрагменты. Края книги были некогда подмо­ чены водой, отчего образо­ вались натеки, и только благодаря широким полям текст почти не пострадал. Книга небольшого форма­ та — «в полудесть» (в чет­ верть производственного ли­ ста). Корешок переплета в пяти рядах прочно сшит суровыми нитками. Воз­ можно. и создавалась книга, так сказать, в дорожном варианте. Для домашнего пользования употреблялись сочинения большего форма­ та. Бумага тонкая, имеет филигринь (видимый на про­ свет водяной знак). Неко­ торые заголовки и инициалы сделаны киноварью. Судя по характеру письма и следам былой нумерации, тексты писались в разное Время и разными лицами. Владельцы и читатели Первым известным нам владельцам книги «Жем­ чюг» был сОлДат Прокопий Суханов — потомственный военнослужащий польского гарнизона. сын капитана. Затем книга перешла в соб­ ственность братьев Корташе­ вых — жителей села Канда­ лакши. Помимо владельцев, книгу читали, а еще больше слу­ шали чтение, многие другие люди. Просмотр помет на полях и разных надписей по­ казывает, что она побывала в руках целого ряда канда- лакшан. среди которых было много грамотных лю­ дей. Особенно обращает на себя внимание род Пушка- ревых: Петр. Иван. Савва, Афанасий, Андрей — вОе умели читать и писать, куз­ нецы и промышленники. Иван Пѵшкарев старший служил в Коле бурмистром и ведал продажен казенного табака, игральных карт и курительных трубок. В общем, можно полагать, что круг читателей книги был достаточно широким. Какие же познания полу­ чали наши предки, читай эту книгу? Раскрыть содер­ жание «Жемчюга» можно, к примеру, на первом про­ изведении. Это выписки из священных книг, сочинений отцов церкви, античных пи­ сателей. Древние мудрости настав­ ляли человека на путь ис­ тинный и. спасения Души, учили творить добро, быть милосердными, трудолюби­ выми и справедливыми в своей скоротечной земнОй жизни. Таковы «жемчужные перла», рассеянные в книге кольского солдата Проко­ пия Суханова. Над ними размышляли наши предки, сидя в заснеженных зимовь­ ях Шпицбергена. Содержание других про­ изведений, входящих в кни­ гу «Жемчюг», иное. Тут на* учные сведения о время- счислении по солнечному и лунному календарю, расска­ зы о жизни разных «свй- тых», происшествиях в Дру­ гих странах, изложение споров по вопросам веры. необыкновенных событиях. В книге нет молитв, псал­ мов, текстов, предписанных' церковью для чтения в оп­ ределенные дни. По-виднмо- му, поморы-промышЛеннн- Кй брали с собой в отъезд Не одну книгу. Загадочный чертеж На обороте листа с надпн- сгімн Василия Корташева нарисован от руки план какогО-то строения. Под ним другим уже почерком написано: «Староста». Строе­ ние имеет восемь помеще­ ний. сени и коридор, почти со всех сторон обнесено ог­ радой. У трех помещений нет окон. По-видимому, этО кЛадовые. Помещение с дву­ мя окнами и дверью, выхо­ дящей в коридор, скорее всего, предназначено для об­ работки шкур зверей, а комната с четырьмя окнами — жилая светлица. Полагаю, что чертеж слу­ жил указанием, как слёду­ ет строить промысловый стан. Однако такое пред­ положение нуждается в про­ верке — необходимо тща­ тельное изучение Материа­ лов археологических раско­ пок на Шпицбергене. Экспедицией Академии наук С СС Р в текущем сезоне открыто на Шпицбергене два крупных поселения XVIII века. Исследователи были изрядно удивлены, об­ наружив «все признаки нор­ мально устроенной жизни». Считалось, что промышлен­ ники ютились в маленьких и тесных избушках, а тут. как сказано в сообщении ар­ хеологов, «большие, про­ сторные дома с подворьем». Оказывается, поморы строи­ ли избы не из плавника, а рубили их в родных селени­ ях из толстых биевен н на своих судах, которые Дости­ гали 20 метров длины н поднимали до 40 тонн гру­ за, доставляли в разобран­ ном виде на Грумант. Такая практика поморов была хорошо известна М. Ломоносову. Планируя отправку научной экспеди­ ции в Арктику, он рекомен­ довал устроить зимовье на Шпицбергене. а «чтобы оного строением не терять много времени, то купить в Коле готовый дом, который бы был недавно построен, к ЯшТьЮ и перевозу спосо­ бен и. разобрав его. скласть на судно, перевезть на Гру­ мант». Не исключено, однако, что на плане изображен рыбо­ промысловый стан, какие строили коляне на Мурман­ ском берегу. План строения. начео- танный на ОднОм из листов книги «Жемчюг», пока остается загадкой. • * ♦ Изучение рукописной книги, принадлежавшей жи­ телем нашего края, проли­ вает дополнительный свет на духовную жизнь населе­ ния Русского Севера в XVII—XVIII веках. Книга з известной мбре дает пред­ ставление об уровне куль­ туры помОров, совершав­ ших плавания * на далекий и суровый Грумант. И. УШАКОВ. КрабВед. * r'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz