Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ «Жемчюг» — перлы древней мудрости С книгой — на Грумант Мьг привыкли видеть кни гу типографского производ ства. И хотя книгопечатание в 'России появилось в се редине XVI века, в допет- роВСкЪе время все-таки пре обладала рукописная книга. Вопросы, волновавшие об щество; оппозиционные на строения проникали к чи тателю именно в рукопис ных ’''сочинениях. Официаль ное' издательство занималось преимущественно размноже н и ем .; богослужебных и р е лигиозно-назидательных книг. Русский Север был райо ном, где книга обращалась сравнительно широко. Здесь отсутствовало помещичье землевладение, принята бы ла свобода передвижения. Население занималось про мыслами, ремеслами и тор говлей, имело больше, чем в крепостническом центре страны,' возможностей ов ладеть грамотой. В помор ски* селениях в XVII веке около двадцати процентов взрослых мужчин могли чи тать., и писать. Неграмотные в свободное время собира лись слушать чтеца или ска зителя.' О бытовании книги на Кольском Севере не раз рассказывалось в «Поляр ной правде». В одной из публикаций высказывалась надежда, что «со временем будут выявлены новые ма териалы. свидетельствую щие • наличии -многих дру- гик^рукописных сочинений на "'Кольском Севере». И вот новая находка. В фонде старых книг Мурман ского областного краевед ческого музея оказался ру кописный сборник объемом в 118 листов. На одном из них внутри книги обнаруже ны надписи, сделанные уве ренной рукой весьма грамот ного человека. Первая надпись гласит: Лета 1721 году августа в 20 День Сия книга нарецаемая Жем чюг была брана у Кол- ского салдата Прокопия Фи липова сына Суханова в собой на Грумаит ради читания Пописывал придучи в Дан- скую землю из Груманта своею рукою В. Кор ъ Ниже тем же почерком следует вторая запись: 1723 году майя в 20 день Сия книга Жемчюг была» брана у Колсного салдата Прокопия Филипова сына Суханова всобь брал на море ради читания Пописал своеручно В. К ъ Надписи содержат ценную информацию, которой ис следователи Севера не рас полагали раньше. Впервые мы узнаем о том, что по морские промышленники, отправляясь в дальние пла вания, брали с собой книги «ради читания». В данном случае книгу брали по меньшей мере два жды. 20 августа 1721 го да, когда еще не кончи лась Северная война со шведами, поморы -отправ ляются на зимовку (выхо дить на промысел в конце лета без зимовки на Шпиц бергене бессмысленно) н бе рут (вероятно, па плату) у жителя Колы, солдата Су ханова, книгу «Жемчюг». Подпись читателя «В. Кор ъ» легко поддается расшифровке. Внизу, на пяти листах, карандашом, другим почерком и, несом ненно, позднее, обозначено: «Книга братьев Корташевых Василия, Ивана». Следова тельно, подпись принадлежа ла Василию Корташеву, став шему затем владельцем книги. Второй раз Василий Кор- ташев брал ту же книгу <на море*. По кольской тер минологии это означало идти на мурманские промыслы, котерые велись весною у по луострова Рыбачьего, а ле том — у Тернберки. Гаври лова и до Восточной Лицы. Во время плаваний по мо рю нередко приходилось подолгу ожидать попутного ветра, укрываться от бурь в заливах и на островах. И для любителей чтения кни га на судне была не лишним грузом. Символ прекрасного Название книги оригиналь но — «Жемчюг». Оно не встречается в перечне книг монастырских библиотек Рус ского Севера, отсутствует в указателе источников ■* Словаря русского языка X I—XVII веков». Жемчуг — символ всего прекрасного. Уже в XI веке он упоминается как счаст ливый талисман. Люди ве рили, что он способствует долголетию и благоденст вию. В «Слове о полку Иго- реве» гибель князя Изя- слава Васнльковича изобра жена так: «изрони жемчюж- ну душу из храбра тела». В древнерусской литера туре известна книга — со брание поучений под на званием «Измарагд»—изум руд. Работу книжника — составителя сборников — сравнивали со сбором нек тара пчелою с цветов: выби рая ароматную сладость, она дарила людям мед. По этому сборники популяр ных произведений часто носили название «Пчела». Наименование книги коль ского солдата имело тот смысл, что включенные в сборник сочинения — это перлы мудрости. Они, по добно жемчугу, сияют кра сотой. переливами божест венного света, содержат в себе то лучшее, что челове ку надо знать для правед ной жизни. Книга состоит из десяти произведений разного объе ма. Самое краткое — «Сказание о луннех днех и летах» — занимает один лист, самое большое — «Чюдо... о жене беснованней именем Соломонии» — 55 листов. Первое и, пожалуй, наиболее интересное произ ведение, начало которого ут рачено, по-видимому, име ло заглавие «Жемчюг» н да ло название всей книге. Два небольших текста зна комили с христианским ка лендарем. Есть в Кольском сборнике «жития», биографи ческие сочинения о «свя тых» и подвижниках. Завер шает книгу изложение дис пута, состоявшегося в Мо скве по книге Лаврентия Зизанн «Оглашение», кото рую он из Литвы привез. Внешний облик книги свидетельствует с ее нелег кой судьбе, о том, что у нее было немало читателей, дальних дорог. Отсутствуют титульный лист и часть тек ста. Порваны последние листы, от некоторых оста лись лишь фрагменты. Края книги были некогда подмо чены водой, отчего образо вались натеки, и только благодаря широким полям текст почти не пострадал. Книга небольшого форма та — «в полудесть» (в чет верть производственного ли ста). Корешок переплета в пяти рядах прочно сшит суровыми нитками. Воз можно. и создавалась книга, так сказать, в дорожном варианте. Для домашнего пользования употреблялись сочинения большего форма та. Бумага тонкая, имеет филигринь (видимый на про свет водяной знак). Неко торые заголовки и инициалы сделаны киноварью. Судя по характеру письма и следам былой нумерации, тексты писались в разное Время и разными лицами. Владельцы и читатели Первым известным нам владельцам книги «Жем чюг» был сОлДат Прокопий Суханов — потомственный военнослужащий польского гарнизона. сын капитана. Затем книга перешла в соб ственность братьев Корташе вых — жителей села Канда лакши. Помимо владельцев, книгу читали, а еще больше слу шали чтение, многие другие люди. Просмотр помет на полях и разных надписей по казывает, что она побывала в руках целого ряда канда- лакшан. среди которых было много грамотных лю дей. Особенно обращает на себя внимание род Пушка- ревых: Петр. Иван. Савва, Афанасий, Андрей — вОе умели читать и писать, куз нецы и промышленники. Иван Пѵшкарев старший служил в Коле бурмистром и ведал продажен казенного табака, игральных карт и курительных трубок. В общем, можно полагать, что круг читателей книги был достаточно широким. Какие же познания полу чали наши предки, читай эту книгу? Раскрыть содер жание «Жемчюга» можно, к примеру, на первом про изведении. Это выписки из священных книг, сочинений отцов церкви, античных пи сателей. Древние мудрости настав ляли человека на путь ис тинный и. спасения Души, учили творить добро, быть милосердными, трудолюби выми и справедливыми в своей скоротечной земнОй жизни. Таковы «жемчужные перла», рассеянные в книге кольского солдата Проко пия Суханова. Над ними размышляли наши предки, сидя в заснеженных зимовь ях Шпицбергена. Содержание других про изведений, входящих в кни гу «Жемчюг», иное. Тут на* учные сведения о время- счислении по солнечному и лунному календарю, расска зы о жизни разных «свй- тых», происшествиях в Дру гих странах, изложение споров по вопросам веры. необыкновенных событиях. В книге нет молитв, псал мов, текстов, предписанных' церковью для чтения в оп ределенные дни. По-виднмо- му, поморы-промышЛеннн- Кй брали с собой в отъезд Не одну книгу. Загадочный чертеж На обороте листа с надпн- сгімн Василия Корташева нарисован от руки план какогО-то строения. Под ним другим уже почерком написано: «Староста». Строе ние имеет восемь помеще ний. сени и коридор, почти со всех сторон обнесено ог радой. У трех помещений нет окон. По-видимому, этО кЛадовые. Помещение с дву мя окнами и дверью, выхо дящей в коридор, скорее всего, предназначено для об работки шкур зверей, а комната с четырьмя окнами — жилая светлица. Полагаю, что чертеж слу жил указанием, как слёду ет строить промысловый стан. Однако такое пред положение нуждается в про верке — необходимо тща тельное изучение Материа лов археологических раско пок на Шпицбергене. Экспедицией Академии наук С СС Р в текущем сезоне открыто на Шпицбергене два крупных поселения XVIII века. Исследователи были изрядно удивлены, об наружив «все признаки нор мально устроенной жизни». Считалось, что промышлен ники ютились в маленьких и тесных избушках, а тут. как сказано в сообщении ар хеологов, «большие, про сторные дома с подворьем». Оказывается, поморы строи ли избы не из плавника, а рубили их в родных селени ях из толстых биевен н на своих судах, которые Дости гали 20 метров длины н поднимали до 40 тонн гру за, доставляли в разобран ном виде на Грумант. Такая практика поморов была хорошо известна М. Ломоносову. Планируя отправку научной экспеди ции в Арктику, он рекомен довал устроить зимовье на Шпицбергене. а «чтобы оного строением не терять много времени, то купить в Коле готовый дом, который бы был недавно построен, к ЯшТьЮ и перевозу спосо бен и. разобрав его. скласть на судно, перевезть на Гру мант». Не исключено, однако, что на плане изображен рыбо промысловый стан, какие строили коляне на Мурман ском берегу. План строения. начео- танный на ОднОм из листов книги «Жемчюг», пока остается загадкой. • * ♦ Изучение рукописной книги, принадлежавшей жи телем нашего края, проли вает дополнительный свет на духовную жизнь населе ния Русского Севера в XVII—XVIII веках. Книга з известной мбре дает пред ставление об уровне куль туры помОров, совершав ших плавания * на далекий и суровый Грумант. И. УШАКОВ. КрабВед. * r'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz