Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Страницы истории Мурмана к ОРАБЛИ, КАК И ЛЮДИ. ИМЕЮТ БИОГРАФИЮ, участвуют в исторических событиях, и некоторые из них достойны памяти. Для жителей Севера таким судном яв ляется пароход, носивший имя человека, прославившего Рос сию и хорошо известного каждому помору — Михаила Ва сильевича Ломоносова. И ССТАРИ ПОМОРЫ Ар хангельского края хо дили ловить рыбу на Мур ман на парусных судах. Путь этот был долгим и тяжелым. Ломоносов, плававший вме сте с отцом на гукоре і «но воманерном» судне) «Чай ка», вспоминал: «От города Архангельского до станови ща Кеккурского (близ Рын ды) всего пути едва на 700 верст, скорее... не поспевал как в четыре недели, а один раз в шесть недель... за про тивными ветрами» . Во второй половине XIX века в России стал быстро развиваться паровой транс порт. В 1871 году началось движение пароходов вдоль берегов Кольского полуост рова. Однако морские пути еще не были оборудованы пунктов. «Ломоносов», построенный в 1890 году, был по тому времени комфортабельным и надежным в плавании суд ном. Двухвинтовой пароход имел стальной корпус, двой ное дно и пять водонепрони цаемых переборок. Длина судна по ватерлинии состав ляла 64 метра, ширина — немногим более 9 метров, осадка — 4,4 метра. Две паровые машины .мощностью по 90 лошадиных сил каждая позволяли развивать ско рость хода до 12,7 узла (23,5 км в час), но обычно паро ход двигался по 20 км в час. Он мог брать 970 тонн гру за (не считая 10 тысяч пу дов каменного угля), 500-*- 600 пассажиров и 23 челове ка экипажа . в среду, после полуночи, на правлялся в Норвегию и в четверг утром приходил в Вардё, где стоял около полу тора суток и возвращался на Мурман. в понедельник до стигал Поноя и во вторник, на двенадцатые сутки, завершал рейс в Архангельском пор ту . Простой народ обычно ехал дешевым третьим классом, сидя на скамьях в общем по мещении или на палубе, за частую заставленной бочка ми и тюками, укрываясь в непогоду парусиной. Состоя тельные люди брали билеты 1 и 2 класса. В 1896 году Товарищест во купило в Англии для Мурманской линии второй крупный пароход — «Импе ратор Николай И» (после падения самодержавия его В шоне 1894 года на па роходе «Ломоносов» совер шили поездку на Мурман министр финансов С. Ю. Витте со свитой, губернские чины, а также известный ме ценат и радетель Севера Сав ва Иванович Мамонтов, ху дожник, «певец Арктики» Александр Алексеевич Бори сов и другие лица. Пароход шел со скоростью 21,3 км в час. Вел его сорокалетний капитан Ф. М. Попов,. полу чивший подготовку в Архан гельских шкиперских курсах подполковника Козлова, пла вать на морских судах начал с одиннадцати лет. Капитан хорошо владел шведским и английским языками. Журналист Кочетов под робно описал и корабль: «Удобная палуба, дамское роскошное и просторное от- ■ v ■•■->>> - •. •- л ■ ■ ' .У4) Па ро х од 99 Л о м о н о с о в f t навигационными знаками и причалами. Вскоре один па роход разбился на скалах возле Семи Островов, а дру гой продали за долги, и пер вое пароходство закрылось. В 1875 году группа мос ковских предпринимателей во главе с Федором Васильеви чем Чижовьт, борцом за развитие Севера, создала ак ционерное общество «Това рищество Архангельско-Мур манского срочного пароход ства» с капиталом 308 ты сяч рублей и приобрела в Англии два парохода — «Ар хангельск» за 78.470 руб лей и «Онегу» за 18.250 рублей. Первый совершал рейсы по линии Архангельск — Мурман — Вардё (Север ная Норвегия), второй — плавал по Белому морю, под ходя к селениям Терского берега. С 1878 года «Архан гельск» стал совершать рей сы в Петербург. Мурманские промышленники отправляли в столицу рыбу и тресковый жир, иногда и сами ездили за товарами на Балтику. В ночь с 7 на 8 октября 1888 года «Архангельск» за тонул у берегов Южной Нор вегии, близ маяка Листер. В него на полном ходу врезал ся английский пароход «Нептун». Удар пришелся в левый борт судна. Была раз ворочена вся носовая часть и непроницаемая перегород ка. Через десять минут «Ар хангельск» пошел ко дну. Погибли капитан И. М. Рейн- берг, 17 человек команды и 1 пассажир; спаслись на лод ке старший штурман с же ной, 6 человек команды и 1 пассажир. Товарищество получило 145 тысяч страхо вой суммы . Взамен погибшего парохо да Правление Товарищества заказало в Ньюкэстле. на предприятии «Вильям' Доб сон и К0», и приобрело за 200 тысяч рублей новое суд но. которому дали название «Ломоносов». Впервые круп ный пароход стал носить имя крестьянского сына. Обычно суда называли име нами святых, высокородных особ или географических В 1891 —1892 годах «Ло моносов» использовался на Черном море по договору То варищества с Обществом по транспортированию клади , а затем стал обслуживать Мурманскую линию. К этому времени пароход ное сообщение прочно вошло в жизнь Русского Севера. Поморы-летняки на рейсовых пароходах выходили на мур манские промыслы. Парохо дами на Мурман доставля лись почта и заказанные в Архангельске товары: мука, сахар, чай и прочее. Прибы тие парохода с нетерпением ожидалось в рыбацких ста новищах и приморских селе ниях. Курсировал пароход два раза в месяц, начиная с июня и до 16 сентября . . Из Архангельска пароход отходил по пятницам; в суб боту в полдень, он подходил к устью Поноя, в воскре сенье утром — в Восточную Лицу, днем — в Харловку, Золотую, Рынду, Трящино, Захребетное, Порчниху, Шельпино и Гаврилово; в понедельник — в Териберку, Мало-Оленье и Дровяное (близ Колы); во вторник от правлялся к Цып-Наволоку, вечером приходил в Печенгу; назвали «Михаил Си доров» — в память про мышленника, ратовавшего за освоение Севера) . «С при обретением новых, быстро ходных, удовлетворяющих всем новейшим требованиям удобства, освещаемых элект ричеством пароходов, — пи сал вице-губернатор Д. Н. Островский, — поездка... и по Мурманскому побережью сделалась скорою, легкою и удобною прогулкою» , Коль ский полуостров стали часто посещать" исследователи и туристы. В печати появилось много описаний промысловой жизни и домашнего быта местного и пришлого населе ния. Путешественники отмеча ли открытый и жизнерадост ный характер поморской пуб лики на пароходах: палуб ные пассажиры «лихо игра ли на гармонике «Камарин ского мужика» и в несколько голосов пели грустно-комиче ские слова Трефолева» . Мурманские рыбаки — «все коренастые молодцы в сапо гах, кожаных или толстых шерстяных куртках и карту зах, с русскими клинообраз ными или окладистыми бо родами, с серыми умными и энергичными глазами» . деление на рубке... роскош ное помещение для пассажи ров 1 класса. Каюты разде ляются не коридором, а аванзалом... Столовый зал с диванами и двумя длинными долевыми столами, лианшіо, прекрасной мебелью, портре тами... и картинами вдоль стен. Каюты высоки... снаб жены кроватями... Можно пользоваться теплыми ван ными из пресной или мор ской воды. Помещение 2 класса, для помощников ка питана, команды и персонала прислуги не заставляет же лать ничего лучшего. Буфет и стол не только хороши, но даже изысканны. Сам паро ход чрезвычайно устойчив в качку... Команда, как на под бор — молодец к молодцу, быстрота и стройность ис полнения замечательные, и все это русские поморы от матроса до капитана включи тельно!» •, Дальновидный Витте, осмотрев Екатерининскую га вань в Кольском заливе, предложил устроить тут ба зу для русского флота и сое динить ее железной дорогой с Петербургом. Однако пра вительство Николая II огра ничилось сооружением «ком мерческого порта» и неболь П Мурманск 20-ж годов. Ф ото из архива. шого городка, названного Александровском (ныне г. Полярный), который был торжественно открыт 24 ию ня 1899 года. В Александровске находи лись единственная на Мур мане пристань и склад угля. В остальных пунктах паро ход бросал якорь на рейде, пассажиров и грузы перево зили на берег и с берега на пароход лодками. В Гаври лове якорная стоянка была удалена на 4 версты, в Те- риберке — на полторы вер сты, в Коле — на три с по ловиной. В годы первой русской ре волюции команда «Ломоно сова» тайно провозила из Вардё, где обосновалась большевистская группа во главе с Н. А. Шевелкиным, социал-демократическую ли тературу — заграничные из дания" работ В. И. Ленина, га зеты, листовки, укрывала революционеров, уезжавших за рубеж от репрессий цариз ма. В 1912 году на пароходе «Ломоносов > из Архангель ска в Александрова ехали отважные исследователи и революционеры Владимир Александрович Русанов и Александр Степанович Кучин для подготовки экспедиции на Шпицберген, после кото рой они отправились в плава ние на восток и безвестно по гибли в ледяных просторах Арктики. Когда началось строитель ство Мурманской железной дороги *и нового портового города на Кольском заливе, в 1915 году, пароход «Ломо носов» по военно-судовой повинности использовали для перевозки из-за границы раз личных материалов и воен ных поставок . ОСЛЕ ОКТЯБРЯ па роход стал служить Со -"1 ветскому государству. 1 ав густа 1918 года, в ходе граж данской войны, накануне вы садки англо-французских войск в Архангельске, при шлось спешно вывозить из губернского города ценное имущество. На пароход «.Ло моносов» погрузили около 1200 пудов муки. 90 пудов с ах ару /14 пудов кофе, 2 пу да чаю и вывезли этот груз Еверх по Двине в Устюг. За тем пароход вернулся к устью реки Ваги, где шли бои с интервентами. После гибели в бою (8 сентября 1918 года) отважного рево люционера Павлина Виногра дова руководство операциями взял на себя начальник Ниж не-Двинской бригады Мака ров. В приказе красным вой скам он извещал: «Мой штаб с 11 сентября с. г. располо жен на п/х «Ломоносов» у устья р. Шужеги, куда и при сылать донесения. Некск-| торое время спустя пароход попал к врагу. Части Красной Армии и трудящиеся Севера, отстаи вай Советскую власть, вели героическую борьбу с интер вентами и белогвардейцами. В итоге контрреволюция на Севере потерпела полное по ражение. 21 февраля 1920 года большевики-подпольщи ки подняли в Мурманске вос стание и быстро овладели го родом. На другой день воен ный комиссар VI армии Н. Н. Кузьмин телеграммой донес Советскому правитель ству о том, что .местная бело гвардейская «власть бежала на пароходе «Ломоносов»...» за границу. ТРИДЦАТЬ ЛЕТ паро- * ход «Ломоносов» яв лялся памятником гениально му ученому, просветителю, в юношестве работавшему на мурманских рыбных промыс лах. И. УШАКОВ, , краевед. " 21 октября198 года РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz