Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В МАСКЕ пол НОВЫЙ ГОЛ Чиновник по крестьянским делам Н. Макшеев во время служебной поездки был за ­ стигнут вьюгой в деревне Княжая на побережье Кан­ далакшского залива. Здесь, в «страшной глуши* По­ морья, ему пришлось наблю­ дать встречу нового, 1892 - года, местными жителями. Деревня насчитывала 63 дома. По словам Макшеева, это был затерянный в сне­ гах «мирок людей забытых, скрывшихся в овраге, сирых, холодных и, неизвестно ни­ кому, может быть, и голод­ ных», так как минувший год был непромысловый и сельдь, главный источник дохода, не подходила к бе­ регам. «Я застал княжегуб- цев, — пишет Макшеев, — в большом унынии и в нуж­ де». Казалось бы, в такое не­ радостное время не до уве­ селений. Но поморы, особен­ но молодежь, устроили под Новый год традиционные потехи. Парни изготовляли козлиные маски, обертыва­ лись ватными одеялами и являлись в таком виде в дома девушек, заигрывали с ними, а те брали ухват и под «гомерический хохот» при­ сутствующих «смазывали по спине таинственную маску». Когда в избу собиралось к вечеру много народа, «вдруг открывалась дверь, и на четвереньках входил мед­ ведь с вожаком». Голова по­ водыря, который изображал себя пьяным, была скрыта под накинутым платком. В руках он держал увесистую дубину, которой «потчевал медведя». Одетый в черную медвежью шкуру ряженый ревел по-звериному и выде­ лывал разные номера. На Терском берегу ряже­ ных называли шелюханами, то есть чертями. Женщины рядились в мужское, а муж­ чины в женское платье. В развлечениях участвовали люди всех возрастов, кто хо­ тел. Неучастие в общих за ­ бавах считалось предосуди­ тельным. Церковь запрещала «бе­ совские игрища». Но в глу­ хих селениях на это не об­ ращали внимания. «Архан­ гельские епархиальные ве­ домости» за 18 8 9 год отме­ чали, что предновогодние ве­ чера «в народе вполне от­ даются различным увеселе­ ниям». Потешники надевают «безобразные звериные ли­ чины. От мужчин не отстают и женщины, нарядившись мужчинами, позабыв свою женскую скромность и стыд, тоже глумятся и потешают­ ся до устали». А церкви в это время почти пустовали. Однако несмотря на про­ тиводействие церкви, народ через века пронес свою лю­ бовь к обычаям встречи Но­ вого года, истоки которых уходят в языческие времена. Видоизменяясь, обряд ряже­ ния дошел до наших дней и продолжает жить в новогод­ них елочных карнавалах. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz