Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В МАСКЕ пол НОВЫЙ ГОЛ Чиновник по крестьянским делам Н. Макшеев во время служебной поездки был за стигнут вьюгой в деревне Княжая на побережье Кан далакшского залива. Здесь, в «страшной глуши* По морья, ему пришлось наблю дать встречу нового, 1892 - года, местными жителями. Деревня насчитывала 63 дома. По словам Макшеева, это был затерянный в сне гах «мирок людей забытых, скрывшихся в овраге, сирых, холодных и, неизвестно ни кому, может быть, и голод ных», так как минувший год был непромысловый и сельдь, главный источник дохода, не подходила к бе регам. «Я застал княжегуб- цев, — пишет Макшеев, — в большом унынии и в нуж де». Казалось бы, в такое не радостное время не до уве селений. Но поморы, особен но молодежь, устроили под Новый год традиционные потехи. Парни изготовляли козлиные маски, обертыва лись ватными одеялами и являлись в таком виде в дома девушек, заигрывали с ними, а те брали ухват и под «гомерический хохот» при сутствующих «смазывали по спине таинственную маску». Когда в избу собиралось к вечеру много народа, «вдруг открывалась дверь, и на четвереньках входил мед ведь с вожаком». Голова по водыря, который изображал себя пьяным, была скрыта под накинутым платком. В руках он держал увесистую дубину, которой «потчевал медведя». Одетый в черную медвежью шкуру ряженый ревел по-звериному и выде лывал разные номера. На Терском берегу ряже ных называли шелюханами, то есть чертями. Женщины рядились в мужское, а муж чины в женское платье. В развлечениях участвовали люди всех возрастов, кто хо тел. Неучастие в общих за бавах считалось предосуди тельным. Церковь запрещала «бе совские игрища». Но в глу хих селениях на это не об ращали внимания. «Архан гельские епархиальные ве домости» за 18 8 9 год отме чали, что предновогодние ве чера «в народе вполне от даются различным увеселе ниям». Потешники надевают «безобразные звериные ли чины. От мужчин не отстают и женщины, нарядившись мужчинами, позабыв свою женскую скромность и стыд, тоже глумятся и потешают ся до устали». А церкви в это время почти пустовали. Однако несмотря на про тиводействие церкви, народ через века пронес свою лю бовь к обычаям встречи Но вого года, истоки которых уходят в языческие времена. Видоизменяясь, обряд ряже ния дошел до наших дней и продолжает жить в новогод них елочных карнавалах. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz