Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

подрывая авторитет офици­ альной церкви и царской власти. Значительное распрост­ ранение на Кольском Севе­ ре имела житийная литера­ тура. Во многих списках обращалось «Житие препо­ добных Зесимы и Савва- тия». Это произведение среди описания разных «чу­ дес.» содержало историче­ ские сведения об основании Соловецкого монастыря и хозяйственном освоении Поморья. Новгородский архиепископ Иона, узнав о создании обители на далёком Севере (1436 г.), с удивлением во­ прошал: «Да кто тамо мо­ жет быти... близ земли Мурманской и КаянсКой?» Но, «уповая на бога», дал подвижникам с ео с «святи­ тельское благословение» и «потребная на путь». В XVIII вене на Кольском Севере стало распространять­ ся «Житие» Трифона Печенг- ского, причисленного к лику святых. До этого рассказы о нем бытовали в виде «малых книжиц». Неизвестные нам «благочестивые почитатели» объединили составленные вскоре после кончины Трифо­ на «писания краткие» в це­ лостное «Житие» и стали на­ саждать культ Трифона среди населения Российской Лаплан­ дии и Поморья. «Житие» Трифона, в первич­ ном варианте написаннэе «са­ мовидцами» деятельности ос­ нователя Печенгского мона­ стыря, содержит ценные све­ дения о начале заселения Мур- мана русскими людьми, раз­ витии промыслсв, христиани­ зации саамов и вовлечении их в сферу монастырского фео­ дального хозяйства. Христи­ анская религия явилась удоб­ ным средстпом эксплуатации саамов и завладения их угодь­ ями. В «Жигии» встречаются лю­ бопытные реалии. Например, словесный портрет Трифона: ростом «святый немал, нагиб (сгорблен), плотню'черепок, ма­ лоплешив, брадою сед». К числу самых интерес­ ных сочинений, отражаю­ щих торгово-промышлен­ ную жизнь на Мурмане. от­ носится «Книжка описа­ тельная, како молодым лю- дем торг вести и знати все­ му цену, и отчасти в ней описаны всяких земель то­ вары различные, их же при­ возят на Русь немцы и иных земель люди торго­ вые*. Она была составлена в 1575 году, а потом до­ полнена новыми сведения­ ми в начале XVII века. Кроме точных цен на пуш­ нину, масло, крупы и дру- гир товары, в книге дается наставление, как следует солить рыбу, вытапливать сало, оклеивать бочки бе­ рестой, так, чтобы содер­ жимое «и десять лет не по­ текло». В поморской среде со­ ставлялись и .передавались ид поколения в поколение также описания морских путей (лоции). По. обычаю описание от­ крывалось молитвой, обра­ щенной к богу и Николе- чудэтворцу, которого счита­ ли покровителем морехо­ дов. Затем шло более или менее подробное описание берегов Белого и Мурман­ ского (ныне Баренцева) мо- рс-й. Для определения ме­ стонахождения судна ука­ зывались видимые издали ориентиры, отличительные приметы селеіикй. Напри­ мер, для деревни Пялицы }*а Терекам берегу даны следующие признаки: «на верхней земле — ' бор дол­ гой седлом, а на нижней стороне — кряж осыпной, на чоном кресты». Полное «мореходное опи- санис» середины XVIII ве­ ка охватывало путь вдоль Карельского побережья и Кольского полуострова до Северной Норвегии расстоя­ нием 1395 верст в обратно до Архангельска. Книги поступали ва Кольский СеЕер разными путями. Их привозили и продавали, а иногда жерт­ вовали в церкви служилые люди, купцы, промышлен­ ники с Двины и поморского берега, монахи и ссыльные. Брали книги с собой из Москвы воеводы и их домо­ чадцы. В 1644— 1646 го­ дах воеводою в Коле был опальный князь Семен Ива­ нович Шаховской. выдаю­ щийся писатель XVII века, который не обходился без книг. В Кольский остоог неодно­ кратно ссылали всякого рода неугодных «книжных» люден. В 1668 году был прислан рас­ кольник, свияжский подъячий Иван Матвеевич Красулин. ко­ торый привез с собой 20 иииг: Азбуку учебную, Грамматику, месяцоелов. Патерик Печер­ ский в лицах, Псалтырь учеб­ ную, Евангелие толиовое и другие. Находясь ■ Коле, Кра­ сулин занимался перепиской книг и старообрядческих сочи­ нений. Одна из его рукопи­ сей — «Слово из книги глаго- лемыя Виноград Российской» — недавно найдена • Тоболь­ ске. В 1690 году на «вечное жи 'ье» в Колу прибыл . сто­ ронник свергнутой царевны Софьи окольничий Леонтий Романович Неплюев с дворо­ выми людьми. Перед смертью он завещал «книги... отдать по нем, Леонтье, в монастыри и по церквам». Была ли доступна книга бедным и неграмотным лю­ дям? Конечно, эта часть населения гораздо меньше была знакома с литерату­ рой, чем монастырские книжники и любители чте­ ния из числа состоятельных поморов. Однако в прошлом существовал обычай в дол­ гие зимние вечера соби­ раться для совместного слушания рассказчиков и чтецов, а также для обсуж­ дения различных вопросов' и происшествий. Чтение вслух давало возможность и неграмотным знать со­ держание некоторых юниг. Лучше всего рукописные книги XVI—XVII вв. сохра­ нились в тех селениях, где жили раскольники. На Кольском Севере — ото район Кандалакши и Умбы. Немало книг обращалось в Коле и Варзуге. Но по­ давляющее большинство старинных рукописей до нас не дошло. Лишь ни­ чтожная часть их попала в музейные собюаиия и науч­ ные библиотеки. Особенно много тенит но­ тоюло после революции в связи с сугходом населения от религии. Русское средневековье с характерным для него пре­ обладанием в литературе .религиозной тематики за­ вершилось к исходу XVII века. Россия вступала в «новое время», в «век Просвещения». Рукописная книга стала вытесняться печатной. Стали издаваться научные книги, ігособия по математике, навигации, ме­ дицине, военному делу, по­ лучают распространение азбуки и календари. К чи­ тателю идет печатная кни­ га светского содержания. С каждым десятилетием людей все меньше волнова­ ли «божественные» пробле­ мы и все больше занимали земные дела — вопросы социально • экономической и политической жизни. Па­ дал авторитет «священно­ го» писания. Обеспокоен­ ные церковники назвали этот процесс в духовном развитии общества «обмир­ щением». Кольский Север никогда не жил изолированно от осталь­ ной России. К. А. Соловцов, прослуживший в Коле в дол­ жности лесничего несиолько лет, писал о полянах: «Почти все мужчины и. многие жен­ щины грамотны. От частых сношений с Норвегиею умст­ венное развитие их выше, не­ жели у мещан других горо­ дов. Они поиазьівают сочув­ ствие к главным вопросам вена (имеется в виду отмена крепостного ппава и переуст­ ройства России. — И. У). По­ требность чтения в Коле до­ казывается существовавшею до сих пор у мещанина Хох­ лова библиотекой, в которой многие книги от частсго употребления были совершен­ но истрепаны». Российская Лапландия XVI —XVIII вскгв не похо­ дила на осталіные нацио­ нальное окраины Севера, например, на Таймыр . или Чукотку. Русское населе­ ние в крае по численности в нескол:ко раз превосхо­ дило аборигенное (саам­ ское). Близость к Западней Ёвропе, контакты с иност­ ранными купцами и морехо­ дами, постоянные связи с Архангельском, Соловками и другими центрами книж­ ности положительно сказы­ вались на духовном разви­ тии жителей Кольского Се­ вера. И книга — не един­ ственный, но довольно важ­ ный показатель развития культуры, духовно# жйэяя населения. Следует признать, что в эпоху феодализма русское население Лапландии по уровню своего развития не уступало (а в некоторых отношениях и превосходи­ ло) сельскому населению внутренней России. Кола и Терское Поморье в этом плане ничем существенно не отличались от Двинско­ го Поморья, давшего Рос­ сии великого Ломоносова. Относительная отсталость Кольского Севера от цент­ ра возникла в эпоху капи­ тализма, после падения крепостного права, когда во внутренней России стали быстро расти промышлен­ ность, пути сообщения, тор­ говля, образование, пресса, библиотеки ■ т. д. Изучение вопроса о рас­ пространении рукописных книг среди жителей Запо­ лярья еще только начато. Очень многое нам пока не­ известно. И. УШАКОВ. Профессор Мурманского пединститута, доктор ис­ торических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz