Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
подрывая авторитет офици альной церкви и царской власти. Значительное распрост ранение на Кольском Севе ре имела житийная литера тура. Во многих списках обращалось «Житие препо добных Зесимы и Савва- тия». Это произведение среди описания разных «чу дес.» содержало историче ские сведения об основании Соловецкого монастыря и хозяйственном освоении Поморья. Новгородский архиепископ Иона, узнав о создании обители на далёком Севере (1436 г.), с удивлением во прошал: «Да кто тамо мо жет быти... близ земли Мурманской и КаянсКой?» Но, «уповая на бога», дал подвижникам с ео с «святи тельское благословение» и «потребная на путь». В XVIII вене на Кольском Севере стало распространять ся «Житие» Трифона Печенг- ского, причисленного к лику святых. До этого рассказы о нем бытовали в виде «малых книжиц». Неизвестные нам «благочестивые почитатели» объединили составленные вскоре после кончины Трифо на «писания краткие» в це лостное «Житие» и стали на саждать культ Трифона среди населения Российской Лаплан дии и Поморья. «Житие» Трифона, в первич ном варианте написаннэе «са мовидцами» деятельности ос нователя Печенгского мона стыря, содержит ценные све дения о начале заселения Мур- мана русскими людьми, раз витии промыслсв, христиани зации саамов и вовлечении их в сферу монастырского фео дального хозяйства. Христи анская религия явилась удоб ным средстпом эксплуатации саамов и завладения их угодь ями. В «Жигии» встречаются лю бопытные реалии. Например, словесный портрет Трифона: ростом «святый немал, нагиб (сгорблен), плотню'черепок, ма лоплешив, брадою сед». К числу самых интерес ных сочинений, отражаю щих торгово-промышлен ную жизнь на Мурмане. от носится «Книжка описа тельная, како молодым лю- дем торг вести и знати все му цену, и отчасти в ней описаны всяких земель то вары различные, их же при возят на Русь немцы и иных земель люди торго вые*. Она была составлена в 1575 году, а потом до полнена новыми сведения ми в начале XVII века. Кроме точных цен на пуш нину, масло, крупы и дру- гир товары, в книге дается наставление, как следует солить рыбу, вытапливать сало, оклеивать бочки бе рестой, так, чтобы содер жимое «и десять лет не по текло». В поморской среде со ставлялись и .передавались ид поколения в поколение также описания морских путей (лоции). По. обычаю описание от крывалось молитвой, обра щенной к богу и Николе- чудэтворцу, которого счита ли покровителем морехо дов. Затем шло более или менее подробное описание берегов Белого и Мурман ского (ныне Баренцева) мо- рс-й. Для определения ме стонахождения судна ука зывались видимые издали ориентиры, отличительные приметы селеіикй. Напри мер, для деревни Пялицы }*а Терекам берегу даны следующие признаки: «на верхней земле — ' бор дол гой седлом, а на нижней стороне — кряж осыпной, на чоном кресты». Полное «мореходное опи- санис» середины XVIII ве ка охватывало путь вдоль Карельского побережья и Кольского полуострова до Северной Норвегии расстоя нием 1395 верст в обратно до Архангельска. Книги поступали ва Кольский СеЕер разными путями. Их привозили и продавали, а иногда жерт вовали в церкви служилые люди, купцы, промышлен ники с Двины и поморского берега, монахи и ссыльные. Брали книги с собой из Москвы воеводы и их домо чадцы. В 1644— 1646 го дах воеводою в Коле был опальный князь Семен Ива нович Шаховской. выдаю щийся писатель XVII века, который не обходился без книг. В Кольский остоог неодно кратно ссылали всякого рода неугодных «книжных» люден. В 1668 году был прислан рас кольник, свияжский подъячий Иван Матвеевич Красулин. ко торый привез с собой 20 иииг: Азбуку учебную, Грамматику, месяцоелов. Патерик Печер ский в лицах, Псалтырь учеб ную, Евангелие толиовое и другие. Находясь ■ Коле, Кра сулин занимался перепиской книг и старообрядческих сочи нений. Одна из его рукопи сей — «Слово из книги глаго- лемыя Виноград Российской» — недавно найдена • Тоболь ске. В 1690 году на «вечное жи 'ье» в Колу прибыл . сто ронник свергнутой царевны Софьи окольничий Леонтий Романович Неплюев с дворо выми людьми. Перед смертью он завещал «книги... отдать по нем, Леонтье, в монастыри и по церквам». Была ли доступна книга бедным и неграмотным лю дям? Конечно, эта часть населения гораздо меньше была знакома с литерату рой, чем монастырские книжники и любители чте ния из числа состоятельных поморов. Однако в прошлом существовал обычай в дол гие зимние вечера соби раться для совместного слушания рассказчиков и чтецов, а также для обсуж дения различных вопросов' и происшествий. Чтение вслух давало возможность и неграмотным знать со держание некоторых юниг. Лучше всего рукописные книги XVI—XVII вв. сохра нились в тех селениях, где жили раскольники. На Кольском Севере — ото район Кандалакши и Умбы. Немало книг обращалось в Коле и Варзуге. Но по давляющее большинство старинных рукописей до нас не дошло. Лишь ни чтожная часть их попала в музейные собюаиия и науч ные библиотеки. Особенно много тенит но тоюло после революции в связи с сугходом населения от религии. Русское средневековье с характерным для него пре обладанием в литературе .религиозной тематики за вершилось к исходу XVII века. Россия вступала в «новое время», в «век Просвещения». Рукописная книга стала вытесняться печатной. Стали издаваться научные книги, ігособия по математике, навигации, ме дицине, военному делу, по лучают распространение азбуки и календари. К чи тателю идет печатная кни га светского содержания. С каждым десятилетием людей все меньше волнова ли «божественные» пробле мы и все больше занимали земные дела — вопросы социально • экономической и политической жизни. Па дал авторитет «священно го» писания. Обеспокоен ные церковники назвали этот процесс в духовном развитии общества «обмир щением». Кольский Север никогда не жил изолированно от осталь ной России. К. А. Соловцов, прослуживший в Коле в дол жности лесничего несиолько лет, писал о полянах: «Почти все мужчины и. многие жен щины грамотны. От частых сношений с Норвегиею умст венное развитие их выше, не жели у мещан других горо дов. Они поиазьівают сочув ствие к главным вопросам вена (имеется в виду отмена крепостного ппава и переуст ройства России. — И. У). По требность чтения в Коле до казывается существовавшею до сих пор у мещанина Хох лова библиотекой, в которой многие книги от частсго употребления были совершен но истрепаны». Российская Лапландия XVI —XVIII вскгв не похо дила на осталіные нацио нальное окраины Севера, например, на Таймыр . или Чукотку. Русское населе ние в крае по численности в нескол:ко раз превосхо дило аборигенное (саам ское). Близость к Западней Ёвропе, контакты с иност ранными купцами и морехо дами, постоянные связи с Архангельском, Соловками и другими центрами книж ности положительно сказы вались на духовном разви тии жителей Кольского Се вера. И книга — не един ственный, но довольно важ ный показатель развития культуры, духовно# жйэяя населения. Следует признать, что в эпоху феодализма русское население Лапландии по уровню своего развития не уступало (а в некоторых отношениях и превосходи ло) сельскому населению внутренней России. Кола и Терское Поморье в этом плане ничем существенно не отличались от Двинско го Поморья, давшего Рос сии великого Ломоносова. Относительная отсталость Кольского Севера от цент ра возникла в эпоху капи тализма, после падения крепостного права, когда во внутренней России стали быстро расти промышлен ность, пути сообщения, тор говля, образование, пресса, библиотеки ■ т. д. Изучение вопроса о рас пространении рукописных книг среди жителей Запо лярья еще только начато. Очень многое нам пока не известно. И. УШАКОВ. Профессор Мурманского пединститута, доктор ис торических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz