Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

У ч е н ы й рассказывоет о рукописных и з д а н и я х на Кольском С е в е р е Образованные люди в Дрнсвней Руси любили и прославляли книгу как ис­ точник знаний и наставни­ цу в жизни. «Велика, — писали они, — бывает польза от ученья книжно­ го», книги — «суть реки, напояющие вселенную», «ум без книг, аки птица опешеиа» (без крыльев). Из-.Новгородской земли, где около 10 процентов взрослого населения было грамоФНым, ннига постепен­ но проникала на север — на берега Белого моря и в нлзовья Двины. Здесь, в Поморье, в XVI—XVII ве­ ках возникли условия, бла­ гоприятные для распростра­ нения грамотности и книж­ ной культуры. Широкое развитие получили морские промыслы, международная торговля, мореплавание. В экономической и духов­ ной жизни русского Севера важную роль играли круп­ нейшие монастыри — Со­ ловецкий, Кирилло-Бело- эерск!гй, Антониево-Снй- ский, Троице-Сергиев и другие, имевшие на Коль­ ском полуострове свои вот­ чинные владения, подворья со штатом слуг и различ­ ные промыслы, В монасты­ рях же велась переписка ктілг. часть которых затем поступала в Заполярье. Крестьянское и посадское население Поморья ■ значи­ тельной мере отличалось от крепостного населения цент* ральной России. Оно не знало над собой помещичьей власти. На непашеином Севере не бы­ ло характерной для земле­ дельческих районов замкну­ тости и прикованности сель­ ских жителей к узкому мирку своей округи. Занимаясь про­ мыслами и торговлей, поморы совершали дальние поездки, вступали в контакт с инозем­ цами и купцами других мест­ ностей, что расширяло их нру- гозор, способствовало приобре­ тению иниг и усвоению дости­ жений культуры. В домах состоятельных по­ моров книга не была редко­ стью. М. В. Ломоносов «вра­ тами» своей учености называл книги, ноторые он, живя в де­ ревне близ Холмогор, брал у местных крестьян. « М у JM J A i l > L'M Ш в J Г • J 1 / I I 1 L A В Кандаланше по переписи 1782 года было 58 домов» в которых проживало 63 семьи. Грамотные имелись в 24 дво­ рах, практически каждый вто­ рой промышленник. В целом по Кольской округа а 103 крестьянсних дворах насчиты­ валось 145 грамотных мужчин. По Терскому берегу на 3—4 двора приходился один гра­ мотный крестьянин. Еще выше была грамотность в городах. Какая же книга обраща­ лась среди населения? Что читали жители Кольского Севера? Количественно преобла­ дала книга религиозного со­ держания. В XVI—XVII ве­ ках господствующей силой в духовной жизни общества являлась церковь,, которая формировала мировоззре­ ние людей, заставляла ве­ рующих соблюдать «боже­ ственные заповеди», читать душеспасительную литера­ туру. Каждая приходская церковь имела комплект богослужебных нгнит. Несмотря на то, что с се­ редины XVI века в России существовало книгопечата­ ние, большинство книг в до­ петровский период, судя по сохранившимся описям, бы­ ло рукописными. В отли­ чие от печатной, рукопис­ ная книга, как правило, не проходила духовной цензу­ ры, и ее содержание могло быть самым различным: Еретики и раскольники, на­ пример, распространяли со­ чинения, направленные против официальной церкви и правительства. Рукописное хорошо оформ­ ленное издание стоило доро­ го. В 1578 году сапожный ма­ стер Павел «дал вкладом» в Кандалакшский Монастырь «книгу Апостол 2 рубля, да книгу Ефрем 2 рубля». Для сравнения: конь стоил 3—4 рубля, норова — 2 рубля, двор в Коле — 15 рублей. Наиболее крупным собрани­ ем книг в Беломорье обладал Соловецкий монастырь. В кон­ це ХѴІ века в его библиотеке насчитывалось 481 рукопйсная и 38 печатных книг, в 1711 году — 1154 рунописнь:х и 543 печатных. В Кандалакшском монасты­ ре по описи 1705 года числи­ лось 158 книг. Среди этих книг, доступных не только мо­ нашеской братии, но и сель­ ским жителям, —. две Грамма­ тики (одна печатная, другая «писмянная»), Книга Летопи­ сец, Книга Нила Сорского, из­ вестного русского писателя- нестяжателя. В Кольско-Печенгском мона­ стыре по описи 1658 года бы­ ло в наличии 59 рукописных и печатных книг. Обращает на себя внимание «Книга Гра- нограф скорописная, в пол­ десть». Речь идет о Хроногра­ фе — важнейшем сочинении по всемирной истории. Обыч­ но книги писались четкими буквами, чаще всего полуус­ тавом. В данном случае книга не предназначалась для цер­ ковного чтения и была напи­ сана скорописью — беглым иачерком, которым пользо­ вались в канцеляриях при составлении писцовых, тамо­ женных и других деловых книг. Наличие таких книг, как Летописец и Хронограф, не случайно. Любители чтения проявляли живой интерес к историческому прошлому России. Об интересе к историче­ ским сочинениям свидетель­ ствует, в частности, такой факт. В сентябре 1683 года царским указом велено бы­ ло сжечь «на площади в костре» четырех кольених раскольников — Ивана Самсонова, Матвея Кеду. Прокофия Ледуношникова и Мартына Васильева, однако трех последних в Коле не оказалось. Расследование показало, что они были ос­ вобождены из тюрьмы для заготовки леса, а «стрелец Пронка Ледуношников стольнику и воеводе Ва­ силию Эверлакову писал книгу Гранограф, а списы­ вал с книги Кандолажского монастыря». В августе 1683 года все трое исчезли из города — «пропали без­ вестно». Средневековая литерату­ ра — преимущественно серьезная. Почти нет произ­ ведений развлекательных. Читателя, искренне верив­ шего в потустороннюю жизнь, глубоко волновала проблема «спасения души», то есть избавления от веч­ ных мук в аду, уготован­ ных грешникам. Иначе гово­ ря — церковь стремилась внедрить в сознание веру­ ющих нормы поведения, выгодные господствующе­ му классу. Обрядовая реформа Ни­ кона (1653— 1654 гг.) вы­ звала разброд в умах веру­ ющих. Раскольники, основ­ ным оплотом которых был русский Север, выступили с сочинениями в защиту «древнего благочестия». Они прославляли соловец­ ких «страдальцев», подняв­ шихся на вооруженную борьбу с правительствен­ ными войсками, резко кри­ тиковали никониан и новы9 порядки в России. Центром старообрядче­ ства на Кольском полуост­ рове была Кандалакша. Сю­ да, к расколоучителям, в 70-х годах XVII века «вся страна Помория стицаху- ся». Кандалакшские старо­ веры хранили запрещенные книги. Археографическая экспедиция 1960 года со­ брала в Кандалакше 8 ру­ кописных книг, в том числе сочинение раскольника Се­ мена Денисова об осаде Со­ ловецкого монастыря. Н. В. Понырко в 1971 году нашла 4 рукописных книги, среди них — сборник последней четверти XVI века, содер­ жавший Валаамскую бесе­ ду, повесть об Иоанне Нов­ городском и другие ценные литературные произведе­ ния. В селе Умбе среди кре­ стьян тайно обращалась ру­ кописная «Книга Ответ на ложный увет», направлен­ ная против никонианского «проповедника слова бс- жия» Арсения. Некоторые сочинения в ней являются своеобразным откликом на петровские нововведения. Авторы книги призывали читателей не слушать «не­ честивых», крепко стоять за старую веру. Высшее ду­ ховное учреждение — Си­ нод названо в этой книге «Кривительствующим». Защитники «древнего благочестия» выступали против всяких новшеств — и плохих, и хороших. Рас­ кольничья книга звала не к борьбе с угнетателями, а к терпению и мученичеству, видя в этом путь к «спасе­ нию». Когда в 1743 году раскольничий скит на реке Умбе был окружен воин­ ской командой, глава общи­ ны старец Филипп и его по­ следователи — около 70 человек — подожгли свою обитель и все погибли в ог­ не. Однако раскольники.* об­ личавшие русских священ­ ников. принявших реформу Никона, высмеивали их рас­ путство и другие поройи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz