Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
У ч е н ы й рассказывоет о рукописных и з д а н и я х на Кольском С е в е р е Образованные люди в Дрнсвней Руси любили и прославляли книгу как ис точник знаний и наставни цу в жизни. «Велика, — писали они, — бывает польза от ученья книжно го», книги — «суть реки, напояющие вселенную», «ум без книг, аки птица опешеиа» (без крыльев). Из-.Новгородской земли, где около 10 процентов взрослого населения было грамоФНым, ннига постепен но проникала на север — на берега Белого моря и в нлзовья Двины. Здесь, в Поморье, в XVI—XVII ве ках возникли условия, бла гоприятные для распростра нения грамотности и книж ной культуры. Широкое развитие получили морские промыслы, международная торговля, мореплавание. В экономической и духов ной жизни русского Севера важную роль играли круп нейшие монастыри — Со ловецкий, Кирилло-Бело- эерск!гй, Антониево-Снй- ский, Троице-Сергиев и другие, имевшие на Коль ском полуострове свои вот чинные владения, подворья со штатом слуг и различ ные промыслы, В монасты рях же велась переписка ктілг. часть которых затем поступала в Заполярье. Крестьянское и посадское население Поморья ■ значи тельной мере отличалось от крепостного населения цент* ральной России. Оно не знало над собой помещичьей власти. На непашеином Севере не бы ло характерной для земле дельческих районов замкну тости и прикованности сель ских жителей к узкому мирку своей округи. Занимаясь про мыслами и торговлей, поморы совершали дальние поездки, вступали в контакт с инозем цами и купцами других мест ностей, что расширяло их нру- гозор, способствовало приобре тению иниг и усвоению дости жений культуры. В домах состоятельных по моров книга не была редко стью. М. В. Ломоносов «вра тами» своей учености называл книги, ноторые он, живя в де ревне близ Холмогор, брал у местных крестьян. « М у JM J A i l > L'M Ш в J Г • J 1 / I I 1 L A В Кандаланше по переписи 1782 года было 58 домов» в которых проживало 63 семьи. Грамотные имелись в 24 дво рах, практически каждый вто рой промышленник. В целом по Кольской округа а 103 крестьянсних дворах насчиты валось 145 грамотных мужчин. По Терскому берегу на 3—4 двора приходился один гра мотный крестьянин. Еще выше была грамотность в городах. Какая же книга обраща лась среди населения? Что читали жители Кольского Севера? Количественно преобла дала книга религиозного со держания. В XVI—XVII ве ках господствующей силой в духовной жизни общества являлась церковь,, которая формировала мировоззре ние людей, заставляла ве рующих соблюдать «боже ственные заповеди», читать душеспасительную литера туру. Каждая приходская церковь имела комплект богослужебных нгнит. Несмотря на то, что с се редины XVI века в России существовало книгопечата ние, большинство книг в до петровский период, судя по сохранившимся описям, бы ло рукописными. В отли чие от печатной, рукопис ная книга, как правило, не проходила духовной цензу ры, и ее содержание могло быть самым различным: Еретики и раскольники, на пример, распространяли со чинения, направленные против официальной церкви и правительства. Рукописное хорошо оформ ленное издание стоило доро го. В 1578 году сапожный ма стер Павел «дал вкладом» в Кандалакшский Монастырь «книгу Апостол 2 рубля, да книгу Ефрем 2 рубля». Для сравнения: конь стоил 3—4 рубля, норова — 2 рубля, двор в Коле — 15 рублей. Наиболее крупным собрани ем книг в Беломорье обладал Соловецкий монастырь. В кон це ХѴІ века в его библиотеке насчитывалось 481 рукопйсная и 38 печатных книг, в 1711 году — 1154 рунописнь:х и 543 печатных. В Кандалакшском монасты ре по описи 1705 года числи лось 158 книг. Среди этих книг, доступных не только мо нашеской братии, но и сель ским жителям, —. две Грамма тики (одна печатная, другая «писмянная»), Книга Летопи сец, Книга Нила Сорского, из вестного русского писателя- нестяжателя. В Кольско-Печенгском мона стыре по описи 1658 года бы ло в наличии 59 рукописных и печатных книг. Обращает на себя внимание «Книга Гра- нограф скорописная, в пол десть». Речь идет о Хроногра фе — важнейшем сочинении по всемирной истории. Обыч но книги писались четкими буквами, чаще всего полуус тавом. В данном случае книга не предназначалась для цер ковного чтения и была напи сана скорописью — беглым иачерком, которым пользо вались в канцеляриях при составлении писцовых, тамо женных и других деловых книг. Наличие таких книг, как Летописец и Хронограф, не случайно. Любители чтения проявляли живой интерес к историческому прошлому России. Об интересе к историче ским сочинениям свидетель ствует, в частности, такой факт. В сентябре 1683 года царским указом велено бы ло сжечь «на площади в костре» четырех кольених раскольников — Ивана Самсонова, Матвея Кеду. Прокофия Ледуношникова и Мартына Васильева, однако трех последних в Коле не оказалось. Расследование показало, что они были ос вобождены из тюрьмы для заготовки леса, а «стрелец Пронка Ледуношников стольнику и воеводе Ва силию Эверлакову писал книгу Гранограф, а списы вал с книги Кандолажского монастыря». В августе 1683 года все трое исчезли из города — «пропали без вестно». Средневековая литерату ра — преимущественно серьезная. Почти нет произ ведений развлекательных. Читателя, искренне верив шего в потустороннюю жизнь, глубоко волновала проблема «спасения души», то есть избавления от веч ных мук в аду, уготован ных грешникам. Иначе гово ря — церковь стремилась внедрить в сознание веру ющих нормы поведения, выгодные господствующе му классу. Обрядовая реформа Ни кона (1653— 1654 гг.) вы звала разброд в умах веру ющих. Раскольники, основ ным оплотом которых был русский Север, выступили с сочинениями в защиту «древнего благочестия». Они прославляли соловец ких «страдальцев», подняв шихся на вооруженную борьбу с правительствен ными войсками, резко кри тиковали никониан и новы9 порядки в России. Центром старообрядче ства на Кольском полуост рове была Кандалакша. Сю да, к расколоучителям, в 70-х годах XVII века «вся страна Помория стицаху- ся». Кандалакшские старо веры хранили запрещенные книги. Археографическая экспедиция 1960 года со брала в Кандалакше 8 ру кописных книг, в том числе сочинение раскольника Се мена Денисова об осаде Со ловецкого монастыря. Н. В. Понырко в 1971 году нашла 4 рукописных книги, среди них — сборник последней четверти XVI века, содер жавший Валаамскую бесе ду, повесть об Иоанне Нов городском и другие ценные литературные произведе ния. В селе Умбе среди кре стьян тайно обращалась ру кописная «Книга Ответ на ложный увет», направлен ная против никонианского «проповедника слова бс- жия» Арсения. Некоторые сочинения в ней являются своеобразным откликом на петровские нововведения. Авторы книги призывали читателей не слушать «не честивых», крепко стоять за старую веру. Высшее ду ховное учреждение — Си нод названо в этой книге «Кривительствующим». Защитники «древнего благочестия» выступали против всяких новшеств — и плохих, и хороших. Рас кольничья книга звала не к борьбе с угнетателями, а к терпению и мученичеству, видя в этом путь к «спасе нию». Когда в 1743 году раскольничий скит на реке Умбе был окружен воин ской командой, глава общи ны старец Филипп и его по следователи — около 70 человек — подожгли свою обитель и все погибли в ог не. Однако раскольники.* об личавшие русских священ ников. принявших реформу Никона, высмеивали их рас путство и другие поройи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz