Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

О ЛОСМРАДНЫЙ и бого­ мерзкий... Так в стари­ ну говорили о табаке. Когда и откуда пришел он на Коль­ скую землю? Европейцы впервые уви­ дели курильщиков в конце XV века на американском континенте. Отсюда табак проник в страны Старого Света — Испанию, Голлан­ дию, Англию и другие мор­ ские державы. Иноземные торговцы, по­ сещавшие Мурман во вто­ рой половине XV I века, по­ знакомили с табаком и жите­ лей русского Севера. Неко­ торые из них стали покупать и «пить» табак (то есть про­ глатывать дым зажженного в трубке табака; термин «к у ­ рить», то есть «дымить», по­ явился в XV III веке). На Руси боролись с таба­ ком самым решительным об­ разом. Сейчас даже трудно поверить, какие жестокие меры применялись к табач­ никам. Царь Михаил Федо­ рович в 1634 году ввел по всей стране строжайший за­ прет; «под смертною каз- нию, чтоб нигде русские лю ­ ди и иноземцы всякие таба­ ку у себя не держали и не пили и табаком не торгова­ ли». Соборное уложение 1649 года подтвердило этот указ и дополнило его рядом но­ вых статей о «табатчиках». За держание и торговлю та­ баком предусматривалось «наказанье большое без по­ щады» вплоть до смертной казни с конфискацией все­ го имущества в пользу госу­ даря. Повелено было держа­ телей табака трижды подвер­ гать пытке, чтобы они указа­ ли тех, кто снабдил их таба­ ком. Если на трех пытках задержанные с табаком не называли продавцов, ут­ верждая, что табак они под­ няли неизвестно кем обро­ ненный, то их полагалось «за табачную находку бита кнутом на козле». эемцая корабельная при­ стань» и что занимающиеся ловлей трески и палтуса «кольские стрельцы, про- мышленой люд пропивают на кораблях на вине и на табаке иноземцам третью долю против продажи, а тое рыбы в таможне не являют и пошлин не отдают». Кольские власти сажали дом его кольскии стрелец Леонтий Окунев с товари­ щи, пять человек, и хотели взять в Кольский острог сы­ на его, Логинова», но жена саама откупилась — дала стрельцам «кожу оленью да песца белого, и он, Леонтий, сына их не взял». Петр I отменил запрет на торговлю табаком. Он решил „ Д Е Л О - Т «о табачной торговле», но воевода привык бороться с табачниками, а не содейст­ вовать им. По словам Михай­ лова, Унковекий «великого государя грамоту просмот­ рел и свертел и бросил к дверям под порог, и он, Ро­ дион, говорил ему, воеводе; к чему ты великого госуда­ ря грамоту бросаешь? И за Страницы истории Я К“ Иногда табак подбрасыва­ ли на чужой двор из мести: при обнаружении табака да­ же невиновные подвергались троекратной пытке (отсюда пошло выражение; «Дело — табак»). За повторный привод «с табаком» курильщикам рва­ ли ноздри, отрезали носы и «после пыток и наказанья» ссылали в дальние города, «чтоб на то смотря иным так не повадно было делать». В XV II веке Север служил морскими воротами России. Сюда поступало много за­ падноевропейских и колони­ альных товаров. Так что полностью предотвратить ввоз табака из-за грашщы было невозможно. Кольский воевода Иван Воронецкий в 1699 году со­ общал в Москву, что на Мурмане. у острова Аники- епа «бывает приезжим ино- курилыциков в тюрьму и освобождали от наказания за выкуп. Так, в марте 1704 года был «взят с табаком» на тундре саам Вороньинского погоста Логин Кондратьев. Аресто­ ванного доставили в Коль­ ский острог. Воевода Дмит­ рий Унковекий спрашивал, где он тот табак купил». Саам оказался сообрази­ тельным — «сказал, что ку­ пил де фунт табаку у Коль­ ского стрельца у Михайла Розх’она, а он, Михайла, в то время умер». Корыстолю­ бивый воевода отпустил са­ ама на поруки за полтора рубля: «да с него же, лопа­ ря. взял клеймо в полуторых рублях (долговую расписку, вексель) крепостных дел подъячей Дашіло Поспелов угрозами». Пока саам нахо­ дился в Коле, по распоряже­ нию воеводы «приезжал в сделать ее источником госу­ дарственного дохода. Царь-реформатор — к ужасу бояр и духовенства — стал сам курить «богомер­ зкую антихристову траву» и своим примером поощрял к тому окружавших его людей. В 1698 году правительство заключило договор с анг­ лийской компанией Витвор­ та, изъявившей желание от­ крыть в России торговлю та­ баком. По контракту англи­ чане обязались поставить в 1899 году 8000, а в 1700 — — 5 000 бочек табака с пла­ тежом пошлины по 4 копей­ ки за фунт. Но табак раску­ пался очень плохо. За реализацию его взя­ лись русские торговцы. Л е­ том 1703 года в Колу приехал «табачный прикащик моск- витин» Родион Михайлов. Он пришел в дом к воеводе Д. Унковскому с грамотою то ты сам будешь брошен, и в то время он. воевода, меня бил у себя в дому и две пал­ ки бьючи изломал об меня и тем битьем он, воевода, обезвечил и табачной про­ мысел остановил...». Потребность в табаке у русских оказалась настолько малой, что на распродажу первой партии ушло более четырех лет. По указу 4 апреля 1705 года торговля табаком стала монополией казны — «подо­ бием питейной продажи». От­ ныне во все царские каба­ ки и кружечные дворы, на­ ряду с вином, поставлялся и казенный табак. Продажей его занимались ввиде по­ винности выборные цело­ вальники. Так входил в жизнь кровный брат хмель­ ного змия — дым, уносящий здоровье... Народное сознание долго не мирилось со зловредным зельем. У саамов, по евиде-Е тельству писателя В. Неми ровича-Данченко, существо­ вало поверье, что табак — трава, которую сеет черт Антрополог и отногра ф А. И. Кельсиев. объехав вое точную часть Кольского по луострова в 1877 году, писал в отчете: саамы «табаку не| курят». Д. Н. Бухаров, со­ вершивший путешествие по! западной Лапландии в 1883: году, отмечал: «Курение; очень распространено меж ду норвежскими и в особенно сти финскими лопарями. Русские, напротив, курят| очень мало, женщины — почти никогда». Среди русских поморов и жителей Колы табак был не! в чести. Частично это объяс­ няется сильным влиянием на Севере старообрядческом идеологии. Раскольники по! религиозным мотивам отвер гали и проклинали курение как бесовское наваждение, греховный соблазн. В их со чинениях содержатся едкие обличения никониан — пья ніщ и табачников, служите лей дьявола. Но, как известно, только современная медицина, про ведя множество исследова ний и наблюдетій о влиянии курения на организм, вы­ несла научно обоснованный приговор: да, действительно, табак — враг человека! И. УШАКОВ. Краевед. Заін. редактора Е. Б. БРОИДО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz