Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЛЕТОПИСЕЦ ЗЕМЛИ КОЛЬСКОЙ. К 80-летию И. Ф. Ушакова 32 всех меч устрашает. Лучши бо есть наказанием духовным учити и словом сладким... не нуждею (принуждением), аще бо кого мучением и рана ми начнешь нудити от прегрешений, то... на вражду возвращавши» (Диоген). Наказывать следует бесчинствующих, а слабых защищать; «заступите немощная» (Апостол). Впадаем в грех, когда наказуемые «удавляются от многи туги и скорби» (Ксенофонт). Предпочтительней про поведь; «Иже разумеет... и хранится от всякого зла» (Менандр). Осуждаются правители, не приносящее доб ро людям, наводящие страх в обществе: «Любо вен восхощи быти при жизни во власти, нежели страшен во ярости и злобе, его же вси боятся, но последи и сам всех боятися имать» (Демок рит). Резко порицается распутство: «Блудное жи тие по вся дни износится, яко мертвец смерьдя- щий» (Платон); «Иже веселится кто и питается от юности своея и блудно живый, сей не помно- зе времени и сам раб иным будет, последи же раскаявся и много опечалится» (Соломон). Приводится притча Плутарха о том, как сле дует распорядиться наследством: не доверять достояние «несмысленому» сыну («Детям ма лым ножа не давай», неспособным «силы и вла сти не поручай»). Пространная выдержка из сочинений Злато уста предостерегает от слушания нелепых рас сказов о снах, преступлениях и путешествиях, какие говорят на торжищах и пирах «мнози че- ловецы... кощуны». Следует «с радостью и с прилежанием послушати святых отец жития» и другие «душеполезные словеса». В целом древние мудрости наставляли чело века «на путь истины» и «спасения души», учили «творить добро», быть милосердными, трудолю бивыми и справедливыми в своей скоротечной земной жизни. Таковы «жемчужные перла», рас сеянные в книге кольского солдата Прокопия Суханова. Над ними размышляли наши предки, сидя в заснеженных зимовьях Шпицбергена. Содержание других произведений, входящих в книгу «Жемчюг», иное. Тут— научные сведения о времяисчислении по солнечному и лунному календарю, рассказы о жизни разных «святых», происшествиях в других странах, изложение споров по вопросам веры, необыкновенных со бытиях, в том числе имевших место в селе Еро- гоцком, что в 40 верстах от Устюга. В книге нет молитв, псалмов, текстов, предпи санных церковью для чтения в определенные дни. По-видимому, поморы-промышленники брали с собой в отъезд не одну книгу. 6. Загадочный чертеж На обороте листа с надписями Василия Кор ташева 1721 и 1723 годов нарисован от руки план какого-то строения. Под ним другим, не Василия Корташева, почерком написано: «Старо ста». Строение имеет восемь помещений, сени и коридор, почти со всех сторон обнесено огра дой. У трех помещений нет окон. По-видимому, это кладовые. Помещение с двумя окнами и дверью, выходящей в коридор, скорее всего, предназначено для обработки шкур зверей, а комната с четырьмя окнами — жилая свет лица. Полагаю, что чертёж служил указанием, как следует строить промысловый стан. Однако такое предположение нуждается в провер ке — необходимо тщательное изучение мате риалов археологических раскопок на Шпиц бергене. Экспедицией Академии наук СССР в теку щем сезоне на Шпицбергене открыто два круп ных поселения XVIII века. Исследователи были изрядно удивлены, обнаружив «все признаки нормально устроенной жизни». Считалось, что промышленники ютились в маленьких и тес ных избушках, а тут, как сказано в сообщении археологов, «большие, просторные дома с под ворьем». Оказывается, поморы строили избы не из плавника, а рубили их в родных селениях из толстых бревен и на своих судах, которые достигали 20 метров длины и поднимали до 40 тонн груза, доставляли в разобранном виде на Грумант (журнал «Преподавание истории в школе». — 1988, № 4, стр.94). Такая практика поморов была хорошо изве стна М. В. Ломоносову. Планируя отправку на учной экспедиции в Арктику, он рекомендовал устроить зимовье на Шпицбергене, а «чтобы оного строением не терять много времени, то купить в Коле готовый дом, который бы был недавно построен, к житью и перевозу спосо бен и, разобрав его, скласть на судно, перевезть на Грумант». (ПСС. — М.-Л., 1952. — Т. VI. — С. 503). Не исключено, однако, что на плане изобра жен рыбопромысловый стан, какие строили ко ляне на Мурманском берегу. Описание такого стана содержит купчая грамота от 5 августа 1692 года: «Яз, кольской стрелец Антипа Авра мов сын продал... на Оникиевском острову стан свой: избу и сени,*і поварню, и баню, и анбар... (далее следует перечень имущества и устройств для сушки рыбы и сетей) и все становищное строение... А цены порядил я, Антипа, за свое становище со всею снастью семь рублев...» (СГКЭ. — Л., 1929.— Т. II. — С. 549— 550). План строения, начертанный на одном из листов книги «Жемчюг», пока остается за гадкой. * * ★ Изучение рукописной книги, принадлежавшей жителям нашего края, проливает дополнитель ный свет на духовную жизнь населения Русско го Севера в XVII— XVIII веках. Книга в известной мере дает представление об уровне культуры поморов, совершавших плавания на далекий и суровый Грумант.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz