Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
31 И. Ф. Ушаков. КНИГА «ЖЕМЧЮГ» И ЕЕ ЧИТАТЕЛИ ми безымянные авторы сделали следующие надписи: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, поми/луй/нас, грешных» (оборот 9 листа; здесь же, на поле слева: «Слава Господу Богу», внизу — акафист Богородице. На листе 50-м, свободном от книжного текста, записано изре чение: Когда синица орла пожрет, Когда камении по воде поплывут, Тогда безумный человек ума Себе наберет. Среди жителей Кандалакши было много гра- мотныхлюдей. Какпоказываеттаможенная книга 1719 года, четкие записи оставили в ней крес тьяне Дмитрий, Петр, Алексей Полежаевы, Яков Подурников, Степан Немчинов, Дмитрий Посни- ков, Яков Майков, Степан Суровцев, Григорий Попов, Степан Захаров, Аввакум Судовиков, круп ные промышленники Яков и Петр Корташевы (последний имел мореходное судно — сойму). Но особенно обращает на себя внимание род Пушкаревых: Петр, Иван Менший, Савва, Афана сий, Андрей— все умели читать и писать, кузне цы и промышленники. Иван Пушкарев Старший в 1720 году служил в Коле бурмистром и ведал продажей казенного табака, игральных карт и курительных трубок. Сохранилось письмо кан- далакшан от 20 декабря 1740 года заводской конторе на острове Медвежьем, подписанное собственноручно старостой Иваном Полежае вым и почти всеми крестьянами села. Точные сведения о числе грамотных в селе Кандалакша дает подворная перепись 1782 года. Жителей мужского пола насчитывалось в это время 142 человека, среди них 35 грамотных (в 24 дворах). Можно полагать, что круг читате лей книги был достаточно широким. 5. Перлы древней мудрости Какие же познания получали наши предки, читая эту книгу? Не ставя себе задачи раскрыть всё содержа ние её, познакомлю лишь с первым произведе нием. Это — выписки из священных книг, сочи нений отцов церкви, античных писателей и т.п. Сохранившийся текст начинается словами: «Златоуст мудрость глаголет»— указание на то, что выдержка взята из сочинения Иоанна Зла тоуста, церковного деятеля второй половины IV века (умер в 407 году), известного обличителя византийской знати и общественной неспра ведливости. Смысл его высказываний: не толь ко слушай «любо слово» (хорошие поучения), но и делай добро («да не будеши подобен токмо слушающим, а не творящим полезная»). Приво дятся рассуждения о труде, стяжании (приоб ретении богатства), лихоимстве (мздоимстве и ростовщичестве). Благочестив тот, кто «не тре бует чюжаго, нов довольстве своих трудов пре бывая, всех богатее есть, аижелихоимствуя... и всеа земли злато соберет..., то горше есть осуж- денна темничника (пребывающего в тюрьме): он бо связан телом, а сей душею». И далее: «Богатство, аще от лукавства стяжано есть, сла дости мало имать, а печаль предложена и скорбь пред очима непрестани». За «несытьство» и «алчбу» людей ожидает Божье наказание — пребывание в аду. «Да не будет рука твоя простерта на лихоимание, а на даяние» (Сирах). «Сие последнее безумие, аще кто твердо себе творит сокровище не своим трудом, но чужим» (Иоанн Богослов). «Лучтше есть по малу прилагати к животу (имуществу) своему от своих праведных трудов со всяким утешением, нежели внезапну вскоре возвысе- теся чужим». Лихоимец не будет помилован, даже если и будет подавать милостыню щедрую: «не той бо есть благочестив и праведен, иже много дает, но иже никого не обидит» (святой Ва силий). Порицается лень. Лодырь не достоин носить приличное одеяние: «сонливый да облечется ветхая и раздранная» (Соломон). Интересны мысли о чести и достоинстве человека. Славу человеку создает не знатность («высота») родителей, а его собственные «ду шевная добродеяния» (Златоуст). «Не от роди телей добрых благороден будет, но добрая дела творяша» (Феопент). Много наставлений о воспитании молодежи. Родители должны служить примером для де тей: «Рода неправедного и отроды (побеги, вет ви) злы и неправедны» (Соломон); «Чада, вос- питаема во блазби (соблазнах, пороках) жизни, покрывают хулу (позором) и недостатки роди телей своих; аще которыя во объядении и в ненаказании живуще... тии сами... сквернят свое благородство» (Сирах). Учителя должны быть знающими наставниками: «Како може кто сам не учився, не искусен, и добр быти?» Неподго товленный к учению будет «творити неполез ная» (Демосфен). Поощряется склонность и старание постичь «истинную мудрость» — Хри стову (святой Василий); «Чадо, в юности твоей от премудрых учителей прими... поучение от божественного писания». Как сеятель надеется на награду за труд, «тако и ты приступи (к уче нию), ожидая благих воздаяния плодов» (Сирах). Одобряются скромность, молчание (Апостол). Рекомендуется «язык удерживати везде», не говорить непристойное, хранить поведанную другом тайну; «поучайся и храни уста свои чи сты» (Харитон); «житие в молчании славнеиши и лутчи многого стяжания» (Нил Сорский). В духе христианской морали объясняется необходимость внушения страха Божьего нака зания: «Страх Божий, с разсуждением в сердца наша вшед, прегрешения наши исправляет и от смерти избавляет... Страх господень — источ ник жизни» (Лествичник); «Зачало спасения — страх Божий», если человек не боится Бога, то ему ничто все законы Божии (Сиверияново). Рекомендуется не сеять вражду, не мстить: «Аще кто над обидящими не творит отмщния, то вельми славно дело и похвально есть» (Ме нандр). Лучше исправлять людей словесным воздействием, чем физическим насилием: «Не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz