Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

31 И. Ф. Ушаков. КНИГА «ЖЕМЧЮГ» И ЕЕ ЧИТАТЕЛИ ми безымянные авторы сделали следующие надписи: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, поми/луй/нас, грешных» (оборот 9 листа; здесь же, на поле слева: «Слава Господу Богу», внизу — акафист Богородице. На листе 50-м, свободном от книжного текста, записано изре­ чение: Когда синица орла пожрет, Когда камении по воде поплывут, Тогда безумный человек ума Себе наберет. Среди жителей Кандалакши было много гра- мотныхлюдей. Какпоказываеттаможенная книга 1719 года, четкие записи оставили в ней крес­ тьяне Дмитрий, Петр, Алексей Полежаевы, Яков Подурников, Степан Немчинов, Дмитрий Посни- ков, Яков Майков, Степан Суровцев, Григорий Попов, Степан Захаров, Аввакум Судовиков, круп­ ные промышленники Яков и Петр Корташевы (последний имел мореходное судно — сойму). Но особенно обращает на себя внимание род Пушкаревых: Петр, Иван Менший, Савва, Афана­ сий, Андрей— все умели читать и писать, кузне­ цы и промышленники. Иван Пушкарев Старший в 1720 году служил в Коле бурмистром и ведал продажей казенного табака, игральных карт и курительных трубок. Сохранилось письмо кан- далакшан от 20 декабря 1740 года заводской конторе на острове Медвежьем, подписанное собственноручно старостой Иваном Полежае­ вым и почти всеми крестьянами села. Точные сведения о числе грамотных в селе Кандалакша дает подворная перепись 1782 года. Жителей мужского пола насчитывалось в это время 142 человека, среди них 35 грамотных (в 24 дворах). Можно полагать, что круг читате­ лей книги был достаточно широким. 5. Перлы древней мудрости Какие же познания получали наши предки, читая эту книгу? Не ставя себе задачи раскрыть всё содержа­ ние её, познакомлю лишь с первым произведе­ нием. Это — выписки из священных книг, сочи­ нений отцов церкви, античных писателей и т.п. Сохранившийся текст начинается словами: «Златоуст мудрость глаголет»— указание на то, что выдержка взята из сочинения Иоанна Зла­ тоуста, церковного деятеля второй половины IV века (умер в 407 году), известного обличителя византийской знати и общественной неспра­ ведливости. Смысл его высказываний: не толь­ ко слушай «любо слово» (хорошие поучения), но и делай добро («да не будеши подобен токмо слушающим, а не творящим полезная»). Приво­ дятся рассуждения о труде, стяжании (приоб­ ретении богатства), лихоимстве (мздоимстве и ростовщичестве). Благочестив тот, кто «не тре­ бует чюжаго, нов довольстве своих трудов пре­ бывая, всех богатее есть, аижелихоимствуя... и всеа земли злато соберет..., то горше есть осуж- денна темничника (пребывающего в тюрьме): он бо связан телом, а сей душею». И далее: «Богатство, аще от лукавства стяжано есть, сла­ дости мало имать, а печаль предложена и скорбь пред очима непрестани». За «несытьство» и «алчбу» людей ожидает Божье наказание — пребывание в аду. «Да не будет рука твоя простерта на лихоимание, а на даяние» (Сирах). «Сие последнее безумие, аще кто твердо себе творит сокровище не своим трудом, но чужим» (Иоанн Богослов). «Лучтше есть по малу прилагати к животу (имуществу) своему от своих праведных трудов со всяким утешением, нежели внезапну вскоре возвысе- теся чужим». Лихоимец не будет помилован, даже если и будет подавать милостыню щедрую: «не той бо есть благочестив и праведен, иже много дает, но иже никого не обидит» (святой Ва­ силий). Порицается лень. Лодырь не достоин носить приличное одеяние: «сонливый да облечется ветхая и раздранная» (Соломон). Интересны мысли о чести и достоинстве человека. Славу человеку создает не знатность («высота») родителей, а его собственные «ду­ шевная добродеяния» (Златоуст). «Не от роди­ телей добрых благороден будет, но добрая дела творяша» (Феопент). Много наставлений о воспитании молодежи. Родители должны служить примером для де­ тей: «Рода неправедного и отроды (побеги, вет­ ви) злы и неправедны» (Соломон); «Чада, вос- питаема во блазби (соблазнах, пороках) жизни, покрывают хулу (позором) и недостатки роди­ телей своих; аще которыя во объядении и в ненаказании живуще... тии сами... сквернят свое благородство» (Сирах). Учителя должны быть знающими наставниками: «Како може кто сам не учився, не искусен, и добр быти?» Неподго­ товленный к учению будет «творити неполез­ ная» (Демосфен). Поощряется склонность и старание постичь «истинную мудрость» — Хри­ стову (святой Василий); «Чадо, в юности твоей от премудрых учителей прими... поучение от божественного писания». Как сеятель надеется на награду за труд, «тако и ты приступи (к уче­ нию), ожидая благих воздаяния плодов» (Сирах). Одобряются скромность, молчание (Апостол). Рекомендуется «язык удерживати везде», не говорить непристойное, хранить поведанную другом тайну; «поучайся и храни уста свои чи­ сты» (Харитон); «житие в молчании славнеиши и лутчи многого стяжания» (Нил Сорский). В духе христианской морали объясняется необходимость внушения страха Божьего нака­ зания: «Страх Божий, с разсуждением в сердца наша вшед, прегрешения наши исправляет и от смерти избавляет... Страх господень — источ­ ник жизни» (Лествичник); «Зачало спасения — страх Божий», если человек не боится Бога, то ему ничто все законы Божии (Сиверияново). Рекомендуется не сеять вражду, не мстить: «Аще кто над обидящими не творит отмщния, то вельми славно дело и похвально есть» (Ме­ нандр). Лучше исправлять людей словесным воздействием, чем физическим насилием: «Не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz