Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
194 И. Ф. УШАКОВ выкрутасы. В это время, выходя из-за печки, девушки «под гомерический хохот парней по казывали одевание в новые сарафаны». Шумно н радостно праздновалась масленица —«катальная неделя». В Коле любимым развлечением было катание с горы Соловараки. Матиас Кастрен, находившийся в Коле в марте 1842 года, описывает так: «Множество женщин и мужчин парами, в маленьких оленьих санках, летят с крутой горы вниз. Все лица сияют искренней веселостью... Вот ле тит с быстротою стрелы молодой человек и держит девушку на коленях. Гордо, самоуве ренно правит он санями через все извилины и ухабы; девушка дрожит от страха, от быст рой езды головная повязка развязалась и длинные локоны развеваются ветром. Она, улы баясь, взглядывает на своего охранителя. Геройски обнимает он одною рукою стан ее, но теряет равновесие, и поэтический восторг их оканчивается падением в груду снега, к вели кому удовольствию и громкому смеху зрителей. Вот катится храбрая амазонка, сама пра вит санками и благополучно съезжает до самого конца горы. Ее приветствуют громким «Ура!». Вот в самую среду блестящей толпы влетают санки, набитые мальчишками в изо рванных платьях; они кричат, шумят, звонят колокольчиками и бубенчиками. Гора оглаша ется взрывами хохота...» Провожая масленицу, жгли громадный костер, бросали в него старые, непригодные ве щи, ненужные смоляные бочки, и, пока онн горели, собравшиеся пели протяжные песни. В Великий пост веселые развлечения прекращались; пели «духовные стихи», слушали сказителей. Допускалась игра в жмурки («имочки»). На Мурманском берегу в нерабочие дни промышленники играли в шашки и карты, ре бята («зуйки») —« в бабки или рюхи». В XIX веке появилась гармонь. Беломорские промышленники шли с нею по «Мурман ской дорожке», веселились, приходя в Колу. В летние праздники, писал Константин Со ловцов, кольская молодежь «вся высыпает на городскую площадь; является на сцену гар моника, начинаются песни, игры в мяч, утѵшку и шестерку (пляска, похожая на хоровод)... Ребятишки возятся и шумят по-своему, —и далеко за полночь веселится беспечная моло дежь». Зимою собирались на посиделки. Устраивали их девушки по очереди у себя в доме, приглашали парней, вместе пели и танцевали. Одна из колянок в разговоре с петербурж цем Александром Слезскинским в 1896 году сказала: «На вечерках у нас бывает весело: кто в карты играет, кто танцует под песни и под гитару, на которой отлично играет казначей ский чиновник». С конца XIX века для детей стали устраиваться новогодние елки. Некоторые учителя силами своих воспитанников ставили небольшие спектакли, разыгрывали веселые сценки для зрителей. В Народном доме города Александровска в 1904 году демонстрировался фонограф, с 1913 года показывались кинокартины; регулярно проходили драматические представле ния, в антрактах играл граммофон. Заводчики Беляевы построили в Умбском лесопильном заводе «Дом для развлече ния» со зрительным залом, помещением для танцев, бильярдной и чайной. Проводились концерты, маскарады, лотереи. Традиционная народная самодеятельность все более и более дополнялась привноси мой извне драматургией, киноискусством, песнями (в том числе «вольными» и революци онными). Однако основы народной культуры Севера сохранялись.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz