Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 193 — У вас и таракана нет, и тот не живет, вот она, Кола, какая богатая... — Точно, по нашей чистоте таракана у нас не найдешь. А что он сладок тебе, таракан- от, веселей с ним? — У вас зимою воду на собаках возят. — А вы вот и до этого не дошли... — Ваши колянки модницы: под юбки оленьи шкуры понадевают, чтоб толще было. — А у вас и бострюк с окошками, а бахилы рот разинули —каши просят. Подобная перебранка и подшучивания могли продолжаться долго, но никогда не пере ходили в ссору. Сергей Максимов писал: «Трудно найти хоть один стан на всем Мурмане, в котором бы не нашелся свой потешник —душа и любимец общества... Всегда непринужденная весе лость, бойкая речь, знание присловий и пословок и умение вклеить нх в разговор кстати и у места, простая, но меткая и безобидная шутка» поднимали настроение артели, доставля ли радость и «самому шутнику, и всем его окружающим». Бытовало множество прозвищ, которые зачастую становились фамилиями жителей. Некоторые прозвища довольно хлесткие и язвительные: Злыгость (притеснитель, плут), Мокроѵс (сопливый), Разгильдяй, Бес, Слабогуз (вонючий). Большинство же прозвищ, хотя и не лестные, но в обшем-то безобидные: Губастой, Плешко, Шадра (рябой), Чепѵр (щеголь). Встречаются прозвища и такого рода: Елова Шѵба, Сухая Деньга, Потеряй Де ревню. Помимо личных кличек, существовали насмешливые прозвища целых селений. Так, крестьян деревни Кашкаранцы дразнили репникамн или мякинщнкамн (за то, что ботву репы вымачивали и варили наподобие щей). Колян называли чинятниками или шнячннка- ми, так как они занимались ремонтом и постройкою шняк, как бы услуживая поморам. Олицетворением глупости считались жительницы села Поноя —известные в крае модни цы и болтушки. На неприемлемое предложение поморы возражали так: «И умен ты, това рищ, а судишь, как понойская баба». Над «цокующими» терскими поморами подтрунива ли: «Нѵ, цѵдак, цево придумал...» Существовали и презрительные прозвища. Кабальных покрученников, которые шли на мурманские промыслы «с одним только брюхом» работать на «хозяина», называли го лышами. Деревенских жителей Беломорья за их самодельную, грубую обувь, сшитую из нерпичьей кожи, называли «красными голенищами» или, короче, «бахнльём». Говорили так обычно заглазно, люди достаточно состоятельные, не причислявшие себя к простона родью. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Наши предки жили по принципу: «Делу время и потехе час». Длительный труд, счита ли они, должен периодически сменяться отдыхом со всякого рода развлечениями. Для потехи отводились, прежде всего, праздничные дни. На вопрос, какие в году уст раиваются развлечения, терские крестьяне, как бы стыдясь разгульной жизни, отвечали кратко: «Бывают дневные игрища и горы (катание с пригорков). На масленицу гуляют на оленях. О Святой неделе (Пасхе) —качели, о Троицыне и Покрове днях хороводы быва ют» (1785 год). Весело проводили святки — 12 праздничных дней зимою, от Рождества Христова до Крещенья (с 25 декабря до 6 января по старому стилю). По домам и улицам ходили ряже ные —«шелюханы» («нечистые»), изображавшие чертей, леших, покойников. Они надева ли вывернутые наизнанку шубы, закрывали лицо «харями», рядились в одежды другого пола, устраивали безобразные выходки, пугали прохожих. Затейники —«хѵхольннкн» яв лялись на вечеринки, плясали и пели, веселя собравшихся. Нередко ряженые ходили под видом животных. Чиновник Николай Макшеев, прибыв в Княжую Губѵ под Новый 1892-й год рассказывает: «Во время святок молодежь замаски рована здесь козлами. Молодой человек надел ватное одеяло, сделал подобие козла над го ловою, вытянул шею, и эти тени бродят днем по закоулкам деревни. Узнать такую маску нет никакой возможности... Маски эти, войдя в избѵ, заигрывают с девкой, а девка берет ух ват и смазывает по спине таинственную маску... Но вдруг открывается дверь, в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак, пьяныіі, с платком, накинутым на голову. Во лосы на медведе черны как смоль, в руках вожака огромная дубина, которой он тузит мед ведя по спине. Медведь ревет. «А ну-ка, Мишка, покажи-ка...» Зверь выделывает всякие 1 3 "Север» Ns 11— 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz