Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 193 — У вас и таракана нет, и тот не живет, вот она, Кола, какая богатая... — Точно, по нашей чистоте таракана у нас не найдешь. А что он сладок тебе, таракан- от, веселей с ним? — У вас зимою воду на собаках возят. — А вы вот и до этого не дошли... — Ваши колянки модницы: под юбки оленьи шкуры понадевают, чтоб толще было. — А у вас и бострюк с окошками, а бахилы рот разинули —каши просят. Подобная перебранка и подшучивания могли продолжаться долго, но никогда не пере­ ходили в ссору. Сергей Максимов писал: «Трудно найти хоть один стан на всем Мурмане, в котором бы не нашелся свой потешник —душа и любимец общества... Всегда непринужденная весе­ лость, бойкая речь, знание присловий и пословок и умение вклеить нх в разговор кстати и у места, простая, но меткая и безобидная шутка» поднимали настроение артели, доставля­ ли радость и «самому шутнику, и всем его окружающим». Бытовало множество прозвищ, которые зачастую становились фамилиями жителей. Некоторые прозвища довольно хлесткие и язвительные: Злыгость (притеснитель, плут), Мокроѵс (сопливый), Разгильдяй, Бес, Слабогуз (вонючий). Большинство же прозвищ, хотя и не лестные, но в обшем-то безобидные: Губастой, Плешко, Шадра (рябой), Чепѵр (щеголь). Встречаются прозвища и такого рода: Елова Шѵба, Сухая Деньга, Потеряй Де­ ревню. Помимо личных кличек, существовали насмешливые прозвища целых селений. Так, крестьян деревни Кашкаранцы дразнили репникамн или мякинщнкамн (за то, что ботву репы вымачивали и варили наподобие щей). Колян называли чинятниками или шнячннка- ми, так как они занимались ремонтом и постройкою шняк, как бы услуживая поморам. Олицетворением глупости считались жительницы села Поноя —известные в крае модни­ цы и болтушки. На неприемлемое предложение поморы возражали так: «И умен ты, това­ рищ, а судишь, как понойская баба». Над «цокующими» терскими поморами подтрунива­ ли: «Нѵ, цѵдак, цево придумал...» Существовали и презрительные прозвища. Кабальных покрученников, которые шли на мурманские промыслы «с одним только брюхом» работать на «хозяина», называли го­ лышами. Деревенских жителей Беломорья за их самодельную, грубую обувь, сшитую из нерпичьей кожи, называли «красными голенищами» или, короче, «бахнльём». Говорили так обычно заглазно, люди достаточно состоятельные, не причислявшие себя к простона­ родью. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Наши предки жили по принципу: «Делу время и потехе час». Длительный труд, счита­ ли они, должен периодически сменяться отдыхом со всякого рода развлечениями. Для потехи отводились, прежде всего, праздничные дни. На вопрос, какие в году уст­ раиваются развлечения, терские крестьяне, как бы стыдясь разгульной жизни, отвечали кратко: «Бывают дневные игрища и горы (катание с пригорков). На масленицу гуляют на оленях. О Святой неделе (Пасхе) —качели, о Троицыне и Покрове днях хороводы быва­ ют» (1785 год). Весело проводили святки — 12 праздничных дней зимою, от Рождества Христова до Крещенья (с 25 декабря до 6 января по старому стилю). По домам и улицам ходили ряже­ ные —«шелюханы» («нечистые»), изображавшие чертей, леших, покойников. Они надева­ ли вывернутые наизнанку шубы, закрывали лицо «харями», рядились в одежды другого пола, устраивали безобразные выходки, пугали прохожих. Затейники —«хѵхольннкн» яв­ лялись на вечеринки, плясали и пели, веселя собравшихся. Нередко ряженые ходили под видом животных. Чиновник Николай Макшеев, прибыв в Княжую Губѵ под Новый 1892-й год рассказывает: «Во время святок молодежь замаски­ рована здесь козлами. Молодой человек надел ватное одеяло, сделал подобие козла над го­ ловою, вытянул шею, и эти тени бродят днем по закоулкам деревни. Узнать такую маску нет никакой возможности... Маски эти, войдя в избѵ, заигрывают с девкой, а девка берет ух­ ват и смазывает по спине таинственную маску... Но вдруг открывается дверь, в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак, пьяныіі, с платком, накинутым на голову. Во­ лосы на медведе черны как смоль, в руках вожака огромная дубина, которой он тузит мед­ ведя по спине. Медведь ревет. «А ну-ка, Мишка, покажи-ка...» Зверь выделывает всякие 1 3 "Север» Ns 11— 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz