Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 191 Часы —древнейшее изобретение. Сначала они были солнечными, водяными, песочны­ ми. В 1657 году нидерландец Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы. В средневековой Руси счет часов велся раздельно: часы «дневные» отсчитывались с восхода солнца или рассвета, часы «нощные» —с захода солнца или наступления сумерек. Длительность одного часа, как и сейчас, равнялась 1/24 части суток. В средней полосе Рос­ сии число дневных часов летом достигало 17, а зимою снижалось до 7. Такая система счис­ ления времени не подходила для Кольского Севера в периоды полярной ночи и полярного дня. Ночные сторожи в темное время ударами в металлическую доску отбивали «часы» для смены караула и давая знать, что в селении все обстоит благополучно. В Кольском остроге (военном укреплении) для этого стояли хорошо выверенные песочные часы. В поморских селах о времени суток судили по пению петухов и колокольному звону, приглашавшему прихожан в церковь на утреннее или вечернее богослужение. В 30-х годах XVIII века на горных предприятиях (на острове Медвежьем и в Русенн- хе) пользовались английскими корпусными часами с боем. Монастыри и богатые судовладельцы покупали часы у иноземцев. Академик Иван Ле­ пёхин, посетив Беломорье в 1772 году, писал: «Я видел из крестьян таких искусников, ко­ торые без дального показания сделали настольные часы с курантами, выписным англий­ ским подобные». В учреждениях время фиксировалось довольно точно. Так, в донесении Кольской кан­ целярии о землетрясении 1772 года сообщалось: «Сего февраля 7-го числа пополудни, во исходе первой половины седьмого часа... слышен был подземной гром...» В середине XIX века часы на Кольском Севере уже не были редкостью. Сергеи Макси­ мов видел в домах состоятельных поморов «стенные часы разного рода и вида», а у одного богача висело «четверо часов, из которых одни с кукушкой, старинные, другие густого зво­ на и последнего рисунка, выписанные из Петербурга». Многие из колян носили при себе карманные часы. Консул Дмитрий Островский в 1888 году видел на Мурмане лопарей, имевших серебряные часы. В начале XX века в волостных правлениях стояли часы-будильники. В домах рядовых жителей получили распространение настенные «ходики», в которых вместо пружины ис­ пользовалась цепочка с грузом. Тикали в избах простенькие часы, отмеряя мгновения жиз­ ни, напоминая о беге невозвратного времени. ВИНОПИТИЕ Тысячу лет назад наши предки при выборе веры отвергли религию, запрещавшую упо­ требление вина. Они сказали мусульманскому проповеднику: «Рѵси есть веселие пить, не можем без того быть». Однако пьянство осуждалось как тяжкий порок. Вопрос о питии хмельного не раз рассматривался руководителями церкви. Постановление 1551 года запре­ щало монахам употреблять крепкое («горячее») вино, но разрешало держать в монастырях виноградное («фряжское») вино: «пусть пьют во славу Божик* а не ради пьянства». Продажа крепких напитков населению являлась монополией государства. Она прино­ сила более трети всех государевых доходов. Человек, находясь в кабаке, мог пропить все, что имел, кроме нательного креста. Считалось, что он пил «в честь государя», и никто не имел права удалить его из кабака силой —ни жена, ни дети. Ради прибытка правительство поставило кабаки по всей России. По описи 1608 года, в Коле рядом с гостиным двором находилась «изба государева кабацкая, а под нею погреб... ставят в него государево кабацкое питье». На Мурманском берегу питейные заведения сто­ яли в крупных становищах Типунове и Гридине. В поморских селениях кабаки сдавались торговцам за оброк. В Коле возник обычай, по которому жители, возвращаясь с мурманских промыслов, несли деньги воеводе «в почесть»; он же выставлял «им вино в хоромах и на дворе, н пьют, кто сколько хочет». Пьянство подрывало здоровье и нравственность людей, приводило в упадок хозяйст­ во. В феврале 1701 года холмогорский архиепископ Афанасий доносил Петру I, что мона­ хи Кольско-Печенгского монастыря обитель «разорили, денежную казну пропили и прово- ровали». В кольских кабаках круглый год шла торговля водкой. В 1782 году откупщики, по кон­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz