Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

190 И. Ф. УШАКОВ В поморских селениях болели реже, чем на Мурмане. С детства привыкшие к промы­ словому труду, крестьяне отличались крепким, закаленным здоровьем. Они легко перено­ сили непогоду, считали свои край достаточно благоприятным для обитания человека. На вопрос, чем и часто ли они болеют, поморы в 1785 году отвечали: временами .быва­ ет горячка, а также оспа н корь, но «приходят не чаше как через семь лет», а иногда через 20-25 лет; часты «укольные болезни» (нарывы от прокола рѵк рыболовными крючками). Случались эпидемии («лихие поветрия»). Сохранилось немало известий о заразных болезнях в крае. Так, в марте 1800 года в Ко­ ле начались «чрезвычайные и отяготительные болезни, великое удушье с сухою и мокрою кашлею и с насморком...» В 1811 году от «повальной болезни» в течение двух месяцев в Ко­ ле умерло более 150 человек. В Кандалакше в 1848 году была холера, в 1858 и 1876 годах — оспа с рядом смертельных исходов. До появления медицинских учреждений лечением больных занимались знахари и зна­ харки, обычно пожилые многоопытные люди, владевшие приемами исцеления больных, выработанными на протяжении веков. При монастырях существовали приюты для немощ­ ных и страждущих. В описи строений Кольско-Печенгского монастыря указаны «три ке­ льи братских: больница, да хлебня и поварня». Монахи-милосердцы ухаживали за больны­ ми: кормили, делали перевязки, припарки и другие несложные лечения. Народные врачеватели применяли испытанные способы лечения, например: при боли п жаре к голове прикладывали творог или глину, смоченную водой, поили кислым квасом или соком тертой редьки; к занозам, нарывам прикладывали разжеванную во рту еловую серу; кровоточащую ранѵ присыпали трутом; при цинге давали морошку и кислое молоко, настой сосновых шишек, ложечную траву (кохлеарию), солод, клюкву. Знахари, каждый по своему разумению, изготовляли различные мази и отвары, снадо­ бья, используя как привозные лекарства и материалы, так и местные —тресковую печень, оленью кровь, древесные почки, гриб-трутник и т.п. Поморские лекари неплохо знали лечебные свойства трав, умело действовали при лечении вывихов и ушибов, успешно помогали больным при простудах, расстройствах пищеварения. Среди знахарей встречались невежды и мошенники. Так, в Порьей Гѵбе в середине XIX века жил старик Бекетов, который уверял, что он «знаком с нечистыми духами» и спо­ собен «наговором слов исцелять одержимых всякими болезнями», может отвести семгу «из рек и промысловых урочищ, если кто его осердит». В Кандалакше в начале XX века один местный крестьянин нашел близ села два кремневых изделия первобытной эпохи и лечил ими «от всех болезней», прикладывая к больному месту целительный топорик и да­ вая больным воду, скатившуюся с него. Крестьяне платили за такое лечение «кто пятак, кто гривенник» (10 копеек). Первые лекари с медицинским образованием появились в Коле еще в XVIII веке. По штату уездного города ей полагался один врач и лекарский ученик. С 1881 года на Мурман стали посылаться на промысловое время санитарные отряды Общества Красного Креста в составе 1-2 врачей, нескольких фельдшеров и сестер милосердия. Благодаря их квалифи­ цированному лечению резко снизилась смертность промышленников, почти исчезли забо­ левания цингой. Фельдшерские пункты были открыты в Коле, Печенге, Ловозере, Кѵзоме- ни, Териберке, Поное, Кандалакше и на всех лесопильных заводах. Накануне первой мировой войны медицинский персонал Александровского уезда со­ стоял из 1 врача, 8 фельдшеров и 3 акушерок, не считая работников в больницах Общества Красного Креста. Несмотря на заметные сдвиги в развитии здравоохранения, медицинская помощь —по дальности селений от фельдшерских пунктов, а иногда и по недостатку лекарств —не все­ гда была действенной и своевременной. К тому же среди части населения бытовало пред­ убеждение: «Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь». Нередко больше доверяли знахарю, чем приезжему фельдшеру. ЧАСОМЕРИЕ Счисление суточного времени в старину называлось «часомерьем», а прибор, показы­ вающий время суток, именовался двояко: часы и часник. Башенные часы с автоматическим звоном в колокол появились в Москве в 1404 году. Они долго вызывали удивление людей «самодвнжностью» и четкостью расчислення вре­ мени: «како не створено есть» (как будто не творение рук человеческих).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz