Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 189 глаза, —пишет Кастрен, —шубейка, покрытая красным сукном или бархатом, с богатым зо лотым шитьем и блестящими жемчугами. Она очень широка, без рукавов и доходит до бе дер... Самое платье широко и твердо, как латы; цвет его различен... Пышные белые рукава широки и вздернуты почти до ѵшей». Чиновники одевались в положенные им мундиры, купцы —в одежду горожан из лучшего сукна. Одежда давала первое представление о человеке, его социальном положении и достатке. ПИТАНИЕ Особенность питания на Кольском Севере состояла в большом потреблении рыбы. Ав тор «Обозрения Кольского уезда» (1856 год) Иван Поромов писал: «Привычка к употреб лению трески особенно ощутительна в низшем и среднем слоях народонаселения, для ко торых ежедневное употребление ее составляет необходимость, тем более что она, сверх привычки к ней, составляет для них дешевую пищу». В разговоре между собою поморы на зывали треску любовно —«трешочка». Однако жители умели разнообразить свой стол. «Главная ппіла колян, —отмечал Кон стантин Соловцов в 1861 году, —рыба: треска, палтуснна, семга, камбала п прочая, приготов ляется в разных видах на завтрак, обед и ужин, пироги с рыбою же, ржаные шаньги с кашею, житники, ячменная и пшенная каша, морошка и вороника... Мясной пищи коляне употребля ют мало, да и доставать ее трудно. Только зимою, к годовым праздникам, лопари привозят на продажу оленье мясо, которое покупается почти одними чиновниками и приезжими». В рационе людей, не имевших собственных рыбных промыслов, преобладали хлебные продукты, но доля рыбы (постной пищи) была значительной. Крестьяне села Кандалакши при опросе в 1785 году объясняли: «В пищу употребляют они по большей части в посты: хлеб, капусту, репѵ, рыбу, грибы и ягоды, а в мясоеды —и молоко, а пьют всегда квас». Питание крестьян и рядовых горожан сильно зависело от успеха промыслов. В добыч ливый год помор (если он не пьяница) имел доход, обеспечивавший его безбедное житье с семьей до следующего промыслового сезона. В «непопажнып» (неудачный) год крестья нин попадал в долги, жил впроголодь. Если случались два года подряд беспромысловыми — это уже бедствие. Кандалакшане в 1767 году писали: «По неимению у нас промыслов хлеба купить не на что и едим корѵ сосны, которую выталкиваем наподобие муки... а неко торые разбрелись по разным местам для прошения милостыни». В феврале 1839 года тер ский пристав доносил уездному начальству, что в Варзужской волости «жители находятся в совершенной бедности», что к нему явились «более 30 семейств и просили для отвраще ния голода выдать в ссуду хлеба, объявляя, что они не имеют никакого пропитания». Введение пароходного сообщения с Архангельском и Норвегией облегчило снабжение края необходимыми продуктами. Из Норвегии поступали чаи, кофе, сахар, пряности. В 70 90-х годах XIX века на Мурманском берегу можно было купить почти любые съестные припасы. После промысла, получив заработанные деньги, поморы везли с Мурмана, по свидетельству очевидца, «пѵды белых калачей, сушек, французских булок, пряников, плю шек, которыми они одаривали при встрече чуть ли не всех односельчан». Прием пищи в поморской семье — это своего рода ритуал. Перекрестившись перед иконой, все садились за стол, каждый на определенное ему место. Старший по возрасту и положению брал каравай, отрезал и подавал каждому кусок хлеба. Хозяйка ставила на стол в заведенном порядке кушанья. Начинали едѵ по стуку ложки старшого, и все, не торопясь, ели то, что подано хозяйкой. Детям обычно давалось еще что-нибудь лакомое — вкусный пирожок, репник. Сидели чинно, лишние разговоры не допускались. Заканчивалась трапе за благодарением Богѵ. Праздничное застолье проходило в горнице, стол накрывался на рядной скатертью, подавались лучшие кушанья. ЛЕЧЕНИЕ Суровый климат Заполярья, работа в сырости и холоде, недостаток овощей и другой витаминозной пищи обусловливали распространение на Мурмане таких заболеваний, как цинга («скорбут»), ревматизм, а также разного рода «горячки» (народное название болез ней с повышением температуры тела).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz