Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
138 И. Ф. УШАКОВ дою, а во двор с горящею лучиною не выходили). Быстро сгорает, и нужно постоянно за жигать новые лучинки, поддерживая огонь. Приходилось кому-то дежурить, следить, что бы лучина не погасла. ■ Спички в России появились во второй половине 30-х годов XIX века. В доспичечный период получить огонь было не так просто. Существовал особый прибор —хорошо закры ваемая коробка, в которой хранили огниво — стальную пластинку для высекания искры; кремень, из которого ударом огнива выбивали искру; трут — сушеный губчатый гриб (обычно с гнилой березы) или фитиль из ветоши, с одной стороны уже жженный и приту шенный, на трут падала высеченная искра; дополняли набор принадлежностей кусочки се ры, сухие смолистые щепочки и другие легко загорающиеся вещества. В домашних услови ях нечасто пользовались огнивом. Хозяйки обычно хранили в особой корчаге тлеющие уг ли или шли за головешкой к тем, у кого топилась печь. На Кольском Севере, где население занималось зверобойными и рыбными промыслами, широко использовался для освещения тюлений и тресковый жир. Поморские «жирники» имели простое устройство: в сосуд с жиром вставлялся жгутик из волокна, который закреп лялся на металлической подставке. При горении он давал довольно ровное пламя, но выделял копоть и не совсем приятный запах. В беседе с писателем Максимовым кольский старожил се товал: «Мрачно зимой. Глаза шибко ноют от ночников от наших со звериным салом». Зажиточные семьи обыкновенно пользовались свечами. Свеча ставилась в углубление подсвечннка, была более удобной в обращении, давала больше света, чем жирник, но в принципе —это тоже примитивный жировой светильник. В праздники и принимая гостей свечами пользовалась и беднота. Для домашнего употребления свечи изготовлялись из са ла морских животных, а для использования в церкви —из воска. В описях товаров, приво зимых в Колу, упоминаются в 1719 году 4 пѵда «воску и восковых свеч». В домах местной знати (воевод, куіГцов, старших чиновников) в гостиных висели мно- гогнездные подсвечники (в церквах —это паникадила) и по мере надобности горело сразу несколько свеч. Вне дома для освещения пользовались фонарями со слюдяными оконцами. Уличного освещения, даже в уездном центре Коле, не существовало. В 70-х годах XIX века на Кольском Севере входят в обиход керосиновые лампы раз ных размеров («линий») и спички. Керосиновая лампа с ленточным фитилем и стеклом во круг пламени светила ярко и почти не коптила. В домах стало радостнее и чище. Революцию в освещении произвело электричество. В конце XIX века оно появилось на лесопильных заводах и в новом административном центре края —городе Александров- ске (ныне Полярный), в 1909 году —в Печенгском монастыре, которому динамо-машину для выработки электроэнергии подарил сам император Николай II. Кола, поморские селения и колонии Мурманского берега оставались без электричества, продолжали пользоваться керосиновыми лампами и даже жирниками, иначе —«коптилками». ОДЕЯНИЕ Жители Кольского Севера одевались по-разному в зависимости от достатка, сослов ной принадлежности и характера человека. Одежда менялась под влиянием моды, появле ния новых материалов и способов изготовления. Праздничная одежда существенно отли чалась от будничной, домашняя от промысловой. Имея значительные доходы от промыслов, население Кольского Севера, помимо одежд собственного изготовления, широко пользовалось покупной. Торговцы везли в Ко лу овчинные шубы, женские сукманы (сарафаны из сукна), кафтаны разного цвета, холщо вые рубахи, гарусные (из шерстяной ткани) пояса, шапки, варежки, чулки. Будничная поморская одежда менялась тоже, хоть и меньше. В XIX веке вместо бала хонов появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения («бузурунки»); в моду вошли картузы с лакированным козырьком. На морских промыслах стали носить куртки из проолифленной парусины («роконы») и такие же брюки («буксы»). Новая «справа» (модная одежда) шла преимущественно из Архангельска, покупалась на свадьбы и другие семейные торжества. Праздничные одеяния бережно хранились и пе редавались по наследству. В марте 1842 года, во время масленицы, в Коле находился фин ский языковед Матиас Кастрен. Его внимание привлекла женская одежда: «Девицы одеты в шелковые, на легком меху шубейки, в цветные ситцевые платья с красными передника ми; на голове только повязка, на руках черные бархатные перчатки... Наиболее бросалась в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz