Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 181 ловека. В Тетринскоіі волости (161 двор) числилось: речных больших карбасов 14, малых карбасов 120, малых лодок 90. В селе Умбе на 100 дворов (253 жителя мужского пола) име лось 163 карбаса, в Кузомени (в 1912 году 143 двора) — 132 карбаса. ШИТЬЕ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ Ныне, имея какую-то профессию, можно на зарплату приобретать все необходимое по купкой. В прошлом крестьянство очень многое производило своими руками, используя ре сурсы своего хозяйства. Человек смолоду приобретал массу умений, готовился к разным видам деятельности. В поморских семьях, как правило, обходились одеждой и обувью домашнего изготов ления. С учетом природных условий для зимнего времени шились овчинные шубы, хоро шо защищавшие человека от лютых морозов и пронизывающих ветров. Летнюю верхнюю одежду составляли у мужчин кафтаны из серого сукна, у женщин —сарафаны. Шили одну одежду для будней, другую —для ношения в праздники. Нижняя одежда — балахоны — шилась из беленого холста, как привозного, так и домашнего ткачества, штаны — из сер мяжного сукна. Тип крестьянской одежды, приспособленный к образу жизни и трудовой деятельно сти, менялся медленно и мало. Влияние моды больше касалось головных уборов и появле ния новых видов привозных тканей. В описании быта жителей села Кандалакши, состав ленном в 1785 году, говорится: «Женщины головные уборы имеют разных материй, как-то: кумачные, тафтяные и камчатые —алые, белые холщовые, шитые шелком и золотом, а на зываются уборы сорока, а девки носят на головах ленты и басамент на разных материях, на зываются повязками». Варзужанки вышивали сороки хлопчатой красной материей, «шел ком и золотом». Золотошвеи работали также в Ковде и Коле. Лопари имели свой национальный костюм. Московский посол Григорий Истома, по бывавший на Мурмане в 1496 году, сообщает: «Лопари шьют себе платье из шкур различ ных зверей и в таком одеянии иногда являются в Московию». Для зимнего времени шился «печок» —шуба мехом наружу, наподобие мешка с про резами для рукавов и головы, с воротником. Для шитья использовались нити из сухожи лий оленьих ног. Женский печок делался немного длиннее мужского и украшался полос ками разноцветного меха или сукна. Летней одеждой лопарей служила «юпа» — одеяние такого же покроя, как и печок, но шитое из серого сукна или холста. Исподнее платье —ба лахоны —не отличалось от русского и часто покупалось в Коле и поморских селениях. Зимняя шапка —треух —шилась из оленьего меха, имела три отворота: на ѵши и на за тылок. Летом русские носили на голове картуз или валянную из овечьей шерсти шапку, ло пари —вязаные колпаки. Штаны шились из сукна или кожи —«долгие наподобие шарова- ров». Вязались также кофты, телогрейки, пояса, рукавицы и ноговицы (длинные, до бедер, чулки). Изготовлением одежды занимались мужчины, по здоровью неспособные к промыслам, и мастерицы-женщины. По описи 1887 года в Коле числилась 2 портных и 1 золотошвея. Портняжил кольский дьячок Иннокентий Ключарёв, которому волостное правление зака зывало в 1872 году пошить одежду для четырех мальчиков-лопарей, обучавшихся в Коль ском училище (каждому пальто, рубашку и кальсоны). В Заполярье не носили валенок и лаптей —обычную обувь крестьян внутренней Рос сии. Поморы шили для зимы «яры», или иначе — «пимы», из шкуры, снятой с ног оленя, шерстью наружу, используя на подошву кожу со лба оленя. Для остального времени года шили «бахилы» —длинные (на 15-20 сантиметров выше колен), часто из нерпичьей кожи, отливавшей красноватым оттенком, с круглыми носками и без ранта. На торосовый промы сел готовили «долгари» —сапоги с подковками («скобками»). Обычная летняя обувь —ко ваные полусапожки лопарского типа — «каньги». Профессиональных сапожников было немного: 1-2 на селение. В городе Коле в 1887 го ду работали 3 сапожника и 1 башмачник. В лопарских погостах шитьем обуви занимались женщины. Умение хорошо шить ставилось в заслугу лопарке-невесте. Этнограф Вера Хару- зина, изучавшая быт лопарей в 1887 году, пишет: «Чтобы смастерить яры, требуется много искусства и много вкуса. Яры шьются из узких полосок белой и темной оленьей шкуры. Ме жду этими полосками вводят узкие полоски разноцветного сукна, такие же треугольники, зубчики и т.п. Лопарка должна не только сшить яры так, чтобы швы были крепки и не про пускали снег или воду, но и заботиться о красивом, оригинальном рисунке».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz