Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ISO И. Ф. УШАКОВ В лопарские погосты разрешалось ввозить из Колы беспошлинно 2 пуда рыболовных сетей и пряжи, 3 пуда пеньки, льна и веревок на каждое семейство в год. По ценам начала XX века невод, в зависимости от его размера, обходился ловцам, без учета их труда, по себестоимости, от 65 до 250 рублей. Пуд ржаной муки стоил в это время около 1 рубля 20 копеек. У промыслового населения праздность была не в чести. Дети с малых лет приучались помогать взрослым, осваивали все виды трудовой деятельности, Соответственно своим си­ лам участвовали в общем деле, и в частности —учились изготовлению сетей. Исследова­ тель промыслов Р. Якобсон в 1910 году отмечал: «Все орудия для рыбной ловли крестьяне изготовляют сами». Покупка их —редкое явление. СТРОЕНИЕ КАРБАСОВ Почти каждый помор в тех местностях, где имелся строевой лес, умел делать лод­ ки, именуемые карбасами. Назначение их двоякое —транспортное и промысловое. По­ моры доставляли на карбасах к своим домам с морских и речных побережий дрова, се­ но и другие грузы. Ямщики перевозили на карбасах пассажиров по рекам и озерам вну­ тренней Лапландии. Карбасы широко использовались на рыбных и зверобойных про­ мыслах. На Мурмане карбасы применялись для лова наживки и для прибрежного лова трески. На Белом море с карбасов ставили гарвы и завески, завозили обметные сети и переметы. . В зависимости от назначения карбасы строились разного размера и устройства. Для торосового промысла они делались длиною 8-9 метров, снизу подбивались полозья («кре­ ни»), снабжались холщовым покрывалом («буйном») для укрытия артели из четырех че­ ловек от непогоды и холода, парой весел. На восточном Мурмане карбасом как промысловым судном пользовались малососто­ ятельные колонисты и пришлые поморы. Карбас —это как бы вдвое уменьшенная шняка. Карбас строился в расчете на двух ловцов и, кроме весел, имел парус, стоил в конце XIX ве­ ка 30-50 рублей, тогда как шняка, рассчитанная на артель из четырех человек, — 80-100 рублей. В шести становищах имелось 235 шняк и 180 карбасов. Немного иным строился карбас для семужьего лова на Белом море. При необходимо­ сти в нем помещалось около десятка человек (при выездах на сенокос или на сбор ягод и грибов), но обычно —два ловца (гребец и рыбак). Хорошо просмоленный умбский карбас служил десять лет, стоил в начале XX века 12-15 рублей. По заказу такие карбасы строили жители Порьей Губы и Олениц. Крестьянки северо-западного Беломорья летом ловили с карбасов треску на удочки. Постройкой промысловых и извозных карбасов занимались также лопари северо-за­ падной и центральной Лапландии —нявдемцы, сонгельцы, пазречане, нотозерцы, которые еще в XVIII веке продавали карбасы «сторонним людям». Особенно славились искусством строения карбасов екостровцы, живщие по озеру Имандре. Составитель книги «Русская Лапландия» (1877 год) писал: «Екостровские лопари строят карбасы по заказу для прода­ жи в городе Коле... Они довольно легки, так что два человека без особого усилия... перета­ скивают карбас по сухому пути несколько верст из озера в озеро». Их изготовляли из ело­ вых досок, которые сшивали можжевеловым корнем. Стоили лопарские карбасы от 2 до 5 рублей серебром. Занимались этим промыслом 20 мастеров, зарабатывая в год около 200 рублей. Каждое лопарское домохозяйство имело два карбаса. По свидетельству чиновника Дмитрия Бухарова, объезжавшего в 1883 году границу с Норвегией, лопарские карбасы были устойчивы в бурном потоке Паз-реки, переносили удары о камни, могли идти под парусом. В 1898 году в заявке на отпуск леса сонгельцы писали, что на каждый карбас требует­ ся: 3 бревна без корней длиною 665 сантиметров, 2 —с корнями длиною 445 сантиметров и 6 кольев сосновой породы на весла и опруги длиною 507 сантиметров. Зоолог Александр Ященко, работавший на Имандре в 1887 году, в своих записках о Лапландии отмечал: «Почти все лопари строят из казенного леса карбасы... Употребляют при этом... топор, род рубанка для выстругивания внутри и снаружи, бурав и примитивный коловорот...» Мореходные суда могли завести только очень богатые люди. Карбасы же имели все промышленники, кроме постоянно работавших по найму («батраки»). По учету 1871 года на Терском берегу (1 752 жителя мужского пола) занимались постройкой карбасов 163 че­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz