Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
178 И. Ф. УШАКОВ В марте, когда из беломорских селеннй промышленники направлялись на Мурман, ло пари с оленьими упряжками являлись к Кандалакше и Раснаволоку для подвоза рыбаков в их становища. До середины XIX века на оленях ехали только приказчики и состоятель ные поморы. Но постепенно число промышленников, нанимавших возчиков-лопарей, воз растало. В 1870 году идущих пешком насчитывалось до 1000 человек, а ехавших на оленях —около 1 300. Те, которые не двигались на Колу, а от Раснаволока поворачивали к Лово- зерѵ и далее направлялись в становища восточного Мурмана, всего до тысячи человек, все ехали на оленях. «Извоз поморцев, —писал в 1877 году ловозерский священник Георгий Терентиев, —доставляет лопарям денежный доход, потому что за извоз поморцы рассчи тываются честно наличными деньгами, смотря по подряженным ценам от 8 до 12 рублей и более за четырех человек с кладью при них». Иногда лопари пригоняли упряжек недостаточно, и цены за провоз на оленях резко возрастали. Так, в 1884 году промышленников явилось три с половиной тысячи, и лопари брали за доставку из Кандалакши до Колы по 12 рублей с человека вместо обычных 5 руб лей. Чиновник Николай Макшеев в 1891 году за поездку из Кильдннского погоста в Во- роньинский на расстояние 150 верст заплатил возчику 6 рублей. При умеренном выходе мурманщнков на промыслы цены за провоз через Лапландию снижались. В 1883 году шло 2 217 промышленников, которыми было нанято 2 305 оленей и заплачено 3 865 рублей 50 копеек, то есть по 1 рублю 68 копеек за оленя. В начале XX века весенний промысел у берегов западного Мурмана прекратился, а на летний промысел, который велся в водах восточного Мурмана, поморы стали выезжать на пароходах. Извоз мурманщиков, как доходный промысел лопарей, перестал существовать. Из русских жителей извозом занимались крестьяне, имевшие лошадей. Так, в Ковд- ской волости в 1877 году 58 человек заработали извозом 1 247 рублей. С возникновением лесопильных заводов в вывозке леса участвовали 50 ковдскнх жителей. Каждый из них за зиму заработал около 150 рублей. Морским извозом занимались русские судовладельцы, которые за плату отвозили промысловую продукцию на рынки в Архангельск, Петербург и другие места. Так, из Ко лы на Двину в конце ХѴІІІ-начале XIX века ходили в Архангельск 3-4, а иногда и 5 море ходных судов; из села Умбы —2 лодыі и 1 кочмара. Извозное занятие нельзя отнести к разряду легких и безопасных. На оленях люден и грузы возили в морозное и вьюжное время. На море нередко суда попадали в штормы и гибли. Профессия возчика («ямщика») требовала умелого обращения с оленями. С этим отлично справлялись лопари. У русских же ездовых олени, по свидетельству чиновника Макшеева, «шли дурно» —шарахались в стороны, наезжали на кочки и камни, не слуша лись водителя. ' С середины 70-х годов XIX века извозом на море стало заниматься Архангельско-Мур манское пароходство, которое все более и более расширяло свою деятельность, отнимая из возные доходы у владельцев парусных судов. III. НЕПРОМЫСЛОВЫЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Бондарное дело. 2. Сетевязание. 3. Строение карбасов. 4. Шитье одежды и обуви. 5. Выделка кож. 6. Мукомольное дело. 7. Хлебопечение. 8. Пивоварение. 9. Огородниче ство. 10. Рукоделие БОНДАРНОЕ ДЕЛО Кольский городничий в 1826 году на запрос, какими ремеслами занимаются коляне, ответил коротко: «Ремесло у жителей только одно —делают бочки под рыбу». В Коле, ко нечно, имелись плотники, кузнецы, портные и другие «рукодельники», но все они ходили на промыслы, а ремеслом занимались как бы между делом. Наибольшее развитие бондарное дело получило в селениях по берегам Кандалакшско го залива. Здесь изготовлялись бочки «сельдянки», общепринятый вес которых равнялся 30 фунтам (12 килограммам). Бондарной профессией владели почти все крестьяне, занимавшиеся ловом сельди. Пи сатель Василий Немирович-Данченко отмечал необычность вида Кандалакши в 1873 году: «Пирамиды сельдянок громоздились на улице, на крышах домов, на задворках».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz