Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

178 И. Ф. УШАКОВ В марте, когда из беломорских селеннй промышленники направлялись на Мурман, ло­ пари с оленьими упряжками являлись к Кандалакше и Раснаволоку для подвоза рыбаков в их становища. До середины XIX века на оленях ехали только приказчики и состоятель­ ные поморы. Но постепенно число промышленников, нанимавших возчиков-лопарей, воз­ растало. В 1870 году идущих пешком насчитывалось до 1000 человек, а ехавших на оленях —около 1 300. Те, которые не двигались на Колу, а от Раснаволока поворачивали к Лово- зерѵ и далее направлялись в становища восточного Мурмана, всего до тысячи человек, все ехали на оленях. «Извоз поморцев, —писал в 1877 году ловозерский священник Георгий Терентиев, —доставляет лопарям денежный доход, потому что за извоз поморцы рассчи­ тываются честно наличными деньгами, смотря по подряженным ценам от 8 до 12 рублей и более за четырех человек с кладью при них». Иногда лопари пригоняли упряжек недостаточно, и цены за провоз на оленях резко возрастали. Так, в 1884 году промышленников явилось три с половиной тысячи, и лопари брали за доставку из Кандалакши до Колы по 12 рублей с человека вместо обычных 5 руб­ лей. Чиновник Николай Макшеев в 1891 году за поездку из Кильдннского погоста в Во- роньинский на расстояние 150 верст заплатил возчику 6 рублей. При умеренном выходе мурманщнков на промыслы цены за провоз через Лапландию снижались. В 1883 году шло 2 217 промышленников, которыми было нанято 2 305 оленей и заплачено 3 865 рублей 50 копеек, то есть по 1 рублю 68 копеек за оленя. В начале XX века весенний промысел у берегов западного Мурмана прекратился, а на летний промысел, который велся в водах восточного Мурмана, поморы стали выезжать на пароходах. Извоз мурманщиков, как доходный промысел лопарей, перестал существовать. Из русских жителей извозом занимались крестьяне, имевшие лошадей. Так, в Ковд- ской волости в 1877 году 58 человек заработали извозом 1 247 рублей. С возникновением лесопильных заводов в вывозке леса участвовали 50 ковдскнх жителей. Каждый из них за зиму заработал около 150 рублей. Морским извозом занимались русские судовладельцы, которые за плату отвозили промысловую продукцию на рынки в Архангельск, Петербург и другие места. Так, из Ко­ лы на Двину в конце ХѴІІІ-начале XIX века ходили в Архангельск 3-4, а иногда и 5 море­ ходных судов; из села Умбы —2 лодыі и 1 кочмара. Извозное занятие нельзя отнести к разряду легких и безопасных. На оленях люден и грузы возили в морозное и вьюжное время. На море нередко суда попадали в штормы и гибли. Профессия возчика («ямщика») требовала умелого обращения с оленями. С этим отлично справлялись лопари. У русских же ездовых олени, по свидетельству чиновника Макшеева, «шли дурно» —шарахались в стороны, наезжали на кочки и камни, не слуша­ лись водителя. ' С середины 70-х годов XIX века извозом на море стало заниматься Архангельско-Мур­ манское пароходство, которое все более и более расширяло свою деятельность, отнимая из­ возные доходы у владельцев парусных судов. III. НЕПРОМЫСЛОВЫЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Бондарное дело. 2. Сетевязание. 3. Строение карбасов. 4. Шитье одежды и обуви. 5. Выделка кож. 6. Мукомольное дело. 7. Хлебопечение. 8. Пивоварение. 9. Огородниче­ ство. 10. Рукоделие БОНДАРНОЕ ДЕЛО Кольский городничий в 1826 году на запрос, какими ремеслами занимаются коляне, ответил коротко: «Ремесло у жителей только одно —делают бочки под рыбу». В Коле, ко­ нечно, имелись плотники, кузнецы, портные и другие «рукодельники», но все они ходили на промыслы, а ремеслом занимались как бы между делом. Наибольшее развитие бондарное дело получило в селениях по берегам Кандалакшско­ го залива. Здесь изготовлялись бочки «сельдянки», общепринятый вес которых равнялся 30 фунтам (12 килограммам). Бондарной профессией владели почти все крестьяне, занимавшиеся ловом сельди. Пи­ сатель Василий Немирович-Данченко отмечал необычность вида Кандалакши в 1873 году: «Пирамиды сельдянок громоздились на улице, на крышах домов, на задворках».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz