Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 177 серебра, оказавшегося «лучше немецкого», крестики и церковную утварь. Место добычи серебра крестьяне никому не указывали —боялись, что их заставят работать на рудниках, говорили: раньше находнлн серебро в кусках, но больше уже не попадается. Петр I обещал хорошую награду тем, кто сыщет полезные ископаемые. Крестьянин Яков Старцев известил начальство Петровских заводов, что им «приисканы руды», но ед ва он заявил об этом в 1720 году, как «некие люди дом Якова сожгли, и отца его во оном до ме сжена нашли, а Якова нашли убитого: голова рассечена и на ноги прнвязан камень и в реке потоплен». В 1721 году на Кольский полуостров для выявления месторождений серебра прибыл «капитан рудных дел» Василий Лодыгин. В Кандалакше и Умбе он «стращал кнутом» ме стных жителей, но так и не выведал, где они добывали серебро. Лишь десять лет спустя за разработку серебряных руд на острове Медвежьем взялись «купецкие люди» из Архан гельска Федор Чирцов, Егор Собинский и Федор Прядунов. В 1733 году они доставили им ператрице Анне Ивановне 14,3 килограмма серебра и несколько кусков руды, за что полу чили в награду 3 ООО рублей и указ, разрешавший брать на работы в рудниках казенных служителей и солдат. На следующий год заводчики «поднесли Ея императорскому величеству» чайник из медвежеостровского серебра весом 9,2 килограмма. С 1734 года рудничные работы на острове Медвежьем велись за счет государственных средств. Опытные специалисты, присланные Берг-коллегией, заложили шахты, одна из ко торых, по названию «Дай Бог счастия», оказалась особенно богатой самородками. В 1735 году она дала 555, 3 килограмма серебра и принесла 1919 рублей 74 копейки чистой при были. В дальнейшем счастье стало убывать. Осенью 1740 года ѵправляющиіі рудниками Кондрат Детравес донес Берг-коллегии: «Самородная жила ѵшла в море, и от того горная работа стала неблагонадежной». Вскоре предприятие прекратило свое действие. За время эксплуатации Медвежеостровского месторождения было добыто 754 килограмма серебра. Позднее делались попытки возобновить разработку руд на Медвежьем острове, но они успеха не имели. Михаил Ломоносов предугадывал наличие в недрах Кольского Севера многих полезных ископаемых и призывал «больше в прииске тамошних подземных сокро вищ трудиться». В 1736-1742 годах шла разработка медных руд на речке Русенихе в 7 верстах от села Поноя. Было добыто более 120 тонн руды и выплавлено 2 073 килограмма красной меДи, себестоимость которой оказалась чрезвычайно высокой. Предприятие пришлось закрыть. Позднее было множество начинаний по эксплуатации серебряных, медных и свинцо вых руд Кольского полуострова (капитан Левашев, купец Фиксен и другие), но дальше опытной плавки добытых рѵд дело не пошло. ИЗВОЗ Извоз, то есть перевозка грузов и людей из одного места в другое, —занятие непроиз водственное, но без него нормальная хозяйственная жизнь невозможна. Сухопутным извозом на Кольском полуострове занимались преимущественно лопари, морским —русские судовладельцы. Во внутренней Лапландии существовала лишь одна регулярная дорога —от Кандалак ши до Колы, которая носила разные названия: «ямской путь» (ХѴІ-ХѴІІ века), «кольский тракт» (ХѴІІІ-ХІХ века) или просто «Мурманская дорога». В пределах нашего края, от села Ковды до города Колы, имелось десять дорожных станций — «ямов»: Ковдская, Княжегубская, Кандалакшская, Зашеечная, Екостровская, Вороньеозерская, Раснаволокская, Масельгская, Кицкая, Кольская. До 80-х годов XVIII века ямская гоньба являлась феодальной повинностью податного населения. Екатерина II повелела содержать дорожные станции за счет государства, отда вать их с торгов тем, кто добровольно согласится взять их за наименьшую плату. Подряд чики давали обязательство всегда иметь на станции 4 ездовых оленя и для летних перево зок карбас. Служилых людей, по предъявлении «подорожных» грамот, они возили бес платно, а со всех остальных получали узаконенную поверстную плату. В 1823-1826 годах содержатели десяти дорожных станций получали от казны по 4 527 рублей в год. Снимали станции в русских волостях купцы, а внутри Лапландии —богатые лопари или паевые артели лопарей. 12 «Север» № 11— 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz