Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 169 Развитие лесопильной промышленности заметно изменило структуру экономики Коль ского Севера, хотя край в основном сохранял прежний промыслово-крестьянский облик. II. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ЗАНЯТИЯ 1. Добыча жемчуга. 2. Китовый промысел. 3. Акулий промысел. 4. Заморские звериные промыслы. 5. Лов пресноводсной рыбы. 6. Птичьи промыслы. 7. Белуший и нерпичий промыслы. 8. Заготовка морошки. 9. Добыча ископаемых. 10. Извоз ДОБЫЧА ЖЕМЧУГА Некоторые промыслы жителей Кольского Севера существовали непостоянно — то прекращались на какое-то время, то возобновлялись. Их результат часто зависел не от за траты труда, а от удачи. В крестьянском бюджете они обычно не играли большой роли. В старинных документах их относили к разряду «иные ловли и промыслы», подчеркивая этим их второстепенность. Со времени поселения русских людей на Кольском полуострове добывался жемчуг. В писцовой книге 1608 года отмечается: «В реках Уре Большой да в Лице Большой коляне и иногородцы промышляют жемчюг... С того их промыслу Кольского острогу таможенные целовальники (сборщики) емлют в государеву казну десятое зерно лѵтчее». Промышляли жемчуг «под порогами» на реке Туломе, в разных ручьях, а также в ре ках северо-западного Беломорья. В платежных книгах можно встретить такие записи: «Се ла Кандалакши с жемчужного промыслу десятины собрано 5 вставочек да 8 зерняток жем чужных» (1628 год). Жемчуг исстари высоко ценился на Русн. Считали, что он дает обладателю долголетие и благоденствие, носили как талисман —предмет, обеспечивающий счастье, удачу в жизни. Жемчуг шел на украшение праздничных уборов, икон, церковных облаченнй, изготовле ние серег и т.п. изделий. Добычу жемчуга на Мурмане наблюдал в юности Михаил Ломоносов. «Недалече от Кольского острога, —рассказывал он в Петербургской Академии наук, —в маленькой реч ке ловят жемчужные раковины, в глубоких местах, где бродить нельзя, с небольших пло тов, опускаясь вниз по речке на веревке, которую человек или два за конец держат с одно го или с обоих берегов и вниз помалу опускают. Раковины... вынимают долгим шестиком, на конце расщепленным, увязивши раковины в рощеп острым краем». В 1789 году правительство провело обследование жемчужных промыслов Кольского Севера. Варзужане, главные добытчики жемчуга в крае, пояснили: «Лов раковин бывает в июле и в августе в такой год, когда вода в реке сухая, а которая година бывает водяная, то гда промысел не происходит... В мелких и порожистых местах бродят и достают раковины руками, а где глубоко — деревянными щипцами». Исправник Кольской округи сообщил: «В ясные дни и мелкие воды одному человеку в день выловить можно до 40 и больше ра ковин, токмо жемчугу в них редко приобрести можно, а когда и попадется, то по большей части черной, негодной, плоской и мелкой, а зерн больших в прежние годы бывало... в вось- мину по 1 рублю 50 копеек, а в четверть золотника (то есть 1,07 грамма) —по 10 рублей; мелкого в год добывали от 5 до 50 рублей». Качество жемчуга определялось четырьмя признаками: блеском, цветом, формоіі и размером. Главное в жемчужине блеск, а затем цвет. Плоский («половинчатый») жемчуг на Русском Севере не любили, считали, что он приносит печаль, а круглый («скатный») —ра дость, богатство, здоровье, семейное счастье. Колянки и поморки любили щегольнуть В нарядах, украшенных жемчугом. Когда в 1885 году в Колу приехал великий князь Владимир Александрович (брат императора), на кольской набережной его встретила толпа женщин в праздничных одеждах. Бросались в глаза жемчужные ожерелья поморской моды: Старый склад и старый вкус . в нитях жемчуга и бус... — писал поэт К. Случевский, находившийся в свите великого князя. В XIX веке жемчужным промыслом занимались отдельные любители «испытать сча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz