Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 167 она уже не вполне удовлетворяла промышленников. Морской офицер Н.В. Максимов в 1893 году писал: «Шняка наша тяжела, неуклюжа, неповоротлива, вооружена одним пару сом, называемом «благодатью»... На шняке нет каюты, где люди могли бы обогреться и про сушиться. Она сильно погружается в воду и ходит тихо под веслами. Волнение легко зали вает ее, когда она в грузу... Шняка не может выходить в море в непогоду и держаться...» Казалось бы, она должна была уступить место палубному судну с керосиновым двига телем. Но нет —шняка не исчезла. «Несмотря на все изобретения и улучшения в судовой и промысловой технике, —писал в 1913 году чиновник А.А. Мухин, —наш помор по-преж нему остается верен шняке...» Создание колян продолжало служить рыбакам на удивление приезжих людей. Биолог Б. Шванвич, прибывший на Мурман в 1913 году, обратил внима ние и на кольскую шняку: «Расписной, характерно выгнутый нос шняки... напоминает про филь старинных ковшей. При крутой волне выходить на ней в море можно лишь исключи тельно при поморском бесстрашии и удальстве». В небольших размерах малое судостроение существовало и в беломорских селениях Кольского Севера. Журнал «Русское судоходство» в 1887 году отмечал, что «необразован ные мужики... в Ковде строят суда, которые ежегодно доходят благополучно до Петербур га... водоизмещение имеют 5-8 тысяч пудов и экипаж в три человека». Обследование 1896 года показало существование постройки «мелких промышленных судов — тройников и шняк» в селе Кашкаранцы. «Половина населения и отчасти сами судостроители, — гово рится в отчете А.Г. Слезскинского, —ходят на этих судах на Мурман для лова трески». Крупные суда — лодыі, шхуны, кочмары, которыми пользовались богатые промыш ленники и торговцы Кольского Севера, строились преимущественно на Двине, у Холмогор и в Архангельске. ЛЕСОПИЛЕНИЕ Лес —одно из основных богатств Русского Севера. Наиболее ценная порода местного леса —сосна —растет в суровых условиях Заполярья медленно, но зато имеет древесину высокого качества —мелкослойную, плотную, смолистую, пользующуюся спросом у про изводителей мебели и музыкальных инструментов. В середине XVIII века пытался организовать вывозку леса из Лапландии за границу граф П.И. Шувалов. Но порожистые реки Мурманского края оказались малопригодными для сплава бревен к морю, и Шувалов перенес свою деятельность на Двину и Онегу. В феодальную эпоху лесные ресурсы Севера эксплуатировались в незначительной сте пени. Развитие промышленности, железнодорожного и пароходного транспорта привели к созданию в Архангельской губернии многих лесопильных предприятий. Они возникали не как результат деятельности местных, поморских предпринимателей, а за счет капиталов, притекавших из внутренней России и из-за границы. . Основным центром лесопильной промышленности на Кольском Севере стала мест ность близ села Ковды. По берегам Ковдозера, соединенного рекою Ковдою с морем, рос прекрасный лес. Достаточно глубокое морское прибрежье позволяло подходпть сюда круп ным судам. Ряд островов прикрывал его от волнения на море. Зачинателем промышленного лесопиления на Кольском Севере явился петербургский капиталист Н. Русанов. Его доверенный инженер Н. Шарвин взял у казны в аренду обшир ную площадь леса по реке Ковде и приступил к строительству завода на острове Березо вом, в трех верстах от села Ковды. Фирма Н. Русанова закупила за границей новейшее оборудование для пиления досок — 9 паровых двигателей общей мощностью в 160 лошадиных сил, 4 пильных рамы и 17 станков с круглыми пилами. Помимо производственных зданий, фирма построила жилые бараки, склады, административные и другие помещения, обустроила порт и подходы к не му (поставила навигационные знаки —башни, бакены и'вехи). Рабочая сила (до 2 тысяч че ловек) нанималась со стороны, из Олонецкой и Архангельской губерний, а не из местного населения. В 1892 году предприятие вступило в строй. Оно обошлось фирме в 260 тысяч рублей. На полную мощность завод работал в период навигации на Белом море, а в зимнее вре мя действовала обычно лишь одна пильная рама. Почти вся продукция шла на экспорт —в Англию, Германию и другие страны. Средняя производительность пильной рамы равня лась 35 кубометрам пиломатериалов в сутки. На Кольском заливе развернул свою деятельность «торгующий по свидетельству 2-й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz