Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКИЙ СЕВЕР 167 она уже не вполне удовлетворяла промышленников. Морской офицер Н.В. Максимов в 1893 году писал: «Шняка наша тяжела, неуклюжа, неповоротлива, вооружена одним пару­ сом, называемом «благодатью»... На шняке нет каюты, где люди могли бы обогреться и про­ сушиться. Она сильно погружается в воду и ходит тихо под веслами. Волнение легко зали­ вает ее, когда она в грузу... Шняка не может выходить в море в непогоду и держаться...» Казалось бы, она должна была уступить место палубному судну с керосиновым двига­ телем. Но нет —шняка не исчезла. «Несмотря на все изобретения и улучшения в судовой и промысловой технике, —писал в 1913 году чиновник А.А. Мухин, —наш помор по-преж­ нему остается верен шняке...» Создание колян продолжало служить рыбакам на удивление приезжих людей. Биолог Б. Шванвич, прибывший на Мурман в 1913 году, обратил внима­ ние и на кольскую шняку: «Расписной, характерно выгнутый нос шняки... напоминает про­ филь старинных ковшей. При крутой волне выходить на ней в море можно лишь исключи­ тельно при поморском бесстрашии и удальстве». В небольших размерах малое судостроение существовало и в беломорских селениях Кольского Севера. Журнал «Русское судоходство» в 1887 году отмечал, что «необразован­ ные мужики... в Ковде строят суда, которые ежегодно доходят благополучно до Петербур­ га... водоизмещение имеют 5-8 тысяч пудов и экипаж в три человека». Обследование 1896 года показало существование постройки «мелких промышленных судов — тройников и шняк» в селе Кашкаранцы. «Половина населения и отчасти сами судостроители, — гово­ рится в отчете А.Г. Слезскинского, —ходят на этих судах на Мурман для лова трески». Крупные суда — лодыі, шхуны, кочмары, которыми пользовались богатые промыш­ ленники и торговцы Кольского Севера, строились преимущественно на Двине, у Холмогор и в Архангельске. ЛЕСОПИЛЕНИЕ Лес —одно из основных богатств Русского Севера. Наиболее ценная порода местного леса —сосна —растет в суровых условиях Заполярья медленно, но зато имеет древесину высокого качества —мелкослойную, плотную, смолистую, пользующуюся спросом у про­ изводителей мебели и музыкальных инструментов. В середине XVIII века пытался организовать вывозку леса из Лапландии за границу граф П.И. Шувалов. Но порожистые реки Мурманского края оказались малопригодными для сплава бревен к морю, и Шувалов перенес свою деятельность на Двину и Онегу. В феодальную эпоху лесные ресурсы Севера эксплуатировались в незначительной сте­ пени. Развитие промышленности, железнодорожного и пароходного транспорта привели к созданию в Архангельской губернии многих лесопильных предприятий. Они возникали не как результат деятельности местных, поморских предпринимателей, а за счет капиталов, притекавших из внутренней России и из-за границы. . Основным центром лесопильной промышленности на Кольском Севере стала мест­ ность близ села Ковды. По берегам Ковдозера, соединенного рекою Ковдою с морем, рос прекрасный лес. Достаточно глубокое морское прибрежье позволяло подходпть сюда круп­ ным судам. Ряд островов прикрывал его от волнения на море. Зачинателем промышленного лесопиления на Кольском Севере явился петербургский капиталист Н. Русанов. Его доверенный инженер Н. Шарвин взял у казны в аренду обшир­ ную площадь леса по реке Ковде и приступил к строительству завода на острове Березо­ вом, в трех верстах от села Ковды. Фирма Н. Русанова закупила за границей новейшее оборудование для пиления досок — 9 паровых двигателей общей мощностью в 160 лошадиных сил, 4 пильных рамы и 17 станков с круглыми пилами. Помимо производственных зданий, фирма построила жилые бараки, склады, административные и другие помещения, обустроила порт и подходы к не­ му (поставила навигационные знаки —башни, бакены и'вехи). Рабочая сила (до 2 тысяч че­ ловек) нанималась со стороны, из Олонецкой и Архангельской губерний, а не из местного населения. В 1892 году предприятие вступило в строй. Оно обошлось фирме в 260 тысяч рублей. На полную мощность завод работал в период навигации на Белом море, а в зимнее вре­ мя действовала обычно лишь одна пильная рама. Почти вся продукция шла на экспорт —в Англию, Германию и другие страны. Средняя производительность пильной рамы равня­ лась 35 кубометрам пиломатериалов в сутки. На Кольском заливе развернул свою деятельность «торгующий по свидетельству 2-й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz