Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

166 И. Ф. УШАКОВ зяйств держат» 2 лошади, 128 коров и быков, 275 овец. Коровье масло финны сбывали в Норвегию и пришлым промышленникам. Образцовое хозяйство создал Трифоно-Печенгский монастырь. Осушив болотистую местность, монахи превратили ее в сенокосные луга, с которых снимали более 20 ОООпудов сена. Коровы давали по 950 ведер молока в год. В 1905 году монастырь держал 20 дойных коров н 1 быка, молодняка — 10 бычков и 14 телочек; лошадей имел 27. Кольский Север почти не ввозил животноводческих продуктов, обходился своим сель­ ским хозяйством. Итоговый результат дореволюционного развития скотоводства в Алек­ сандровском уезде таков. При 13 109 жителях на 1 января 1912 года край имел 1 527 коров, 137 быков, 458 телят, 4 681 овцу н 175 лошадей. СУДОСТРОЕНИЕ С древнейших времен живущие при море обзаводились плавательными средствами. На петроглифах (наскальных рисунках) ІІІТ тысячелетий до нашей эры близ устья реки Выг уже имеются изображения многовесельных судов беломорских зверобоев. Первые русские поселенцы Беломорья строили не только простые лодки, но более крупные суда —насады и лодыі. Промысловые карбасы умел делать почти каждый терский крестьянин. Помор без судна что кавалерист без коня. Основным центром судостроения в крае являлась Кола. Она поставляла суда для мур­ манских промышленников —так называемые шнякн. Описание XVIII века сообщает: «На рыбные промыслы выезжают из Колы на карбасах, именуемых шняками, помещающих грузу до 250 п 300 пудов, на которых обыкновенно бывает промышленников 4 человека: кормщик, тяглец, вытягивающий из воды рыболовные снасти, вёсельннк, или гребец, и чет­ вертый нажіівалыцпк, то есть насаживающий на ѵды морских червей или что иное для при­ манки рыбы... Те промышленники, которые в минувшем году шняк для себя не приготови­ ли, покупают оные в Коле и вместе с кольскимн жителями выезжают на промысел». По свидетельству капитан-лейтенанта Руднева в 1861 году, кольская шняка имела следующие размеры: длина — 11,2 метра, ширина —2,5 метра, высота от воды —81 санти­ метр, длина мачты —7 метров. Поднимала груза 500 пудов (8,2 тонны). Шняки могли строиться и большей вместимости. Для этого она наращивалась набой­ ками, ставился второй парус. В таком виде шняка использовалась как мореходное судно под названием ранщины и поднимала до 800 пудов груза. Обстоятельное описание местного судостроения дал лесничий К.А. Соловцов: «Коль­ ские мастера считаются лучшими в постройке шняк; большая часть поморов предпочитает заказывать шняки в Коле, особенно для вёшнего промысла... Коляне, получив заранее за­ казы на шнякн, в январе и феврале вырубают для них лес и вывозят к своим домам на не­ многих находящихся в Коле лошадях. Шняка употребляется не только для рыбных промы­ слов, но смельчаки, не имеющие, мореходных судов, ходят на ней в Архангельск и в Норве­ гию по открытому морю... Управляемая одним только парусом, она способна лавировать; этого последнего преимущества не имеют лодыі. Груза поднимает шняка от 500 до 800 пу­ дов. Палубы не имеет. Удивительна быстрота, с которой строятся в Коле эти шняки... Се­ годня вы видите закладку киля; через час приложены уже штевни... один к другому приши­ ваются набои, и через 3-4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду, — и каждую шнякѵ строят не более двух человек... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без снастей и,других принадлежностей, от 40 до 60 рублей серебром... В настоящее время (1861 год) шняки делают пяти- и шестинабойные, тогда как еще очень недавно они делались четырех- и пятннабойные... На каждую шняку потребно 34 сосновых и еловых бревен разных размеров...» От ежегодной вырубки ближние леса постепенно скудели. Строевой материал прихо­ дилось заготовлять в более отдаленных местах —в верховьях Туломы и на берегах Нотозе- ра. На поделку шел лес невысокого качества. Поморы жаловались, что шнякн из кольско­ го леса «скоро гниют». Многие предпочитали покупать норвежские ёлы —суда более лег­ кие и быстроходные в сравнении с шнякой. С возникновением пароходства поморские хо­ зяева стали привозить шняки с Двины, изготовленные из хорошего леса. Кольское судо­ строение приходило в упадок. В 70-х годах XIX века в Коле строилось 14-18 шняк в год. Лучшими мастерами считались Петр Харчев, Михаил Хипагнн, Роман Миккуев. Конструкция шняки совершенствовалась веками. До появления моторных судов шня­ ка признавалась «чрезвычайно хорошо приспособленной к морю». Но к концу XIX века

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz