Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
156 И. Ф. УШАКОВ водою. Строила и обслуживала забор большая артель работников. Забор на реке Умбе имел длину 73 метра; в нем было пять вершей. Сооружали его каждой весной 40 человек. Забор на реке Поное был втрое длиннее умбского. Ежедневно, утром и вечером, рыбу, попавшую в ловушки, извлекали и солили. В бла гополучные годы в варзужском заборе вылавливали до 7 тысяч пудов семги, в понойском —до 5 тысяч. Лучшей была семга, добытая осенью, —упитанная, жирная, крупная (в сред нем около 5 килограммов веса); выловленная в июне-июле, так называемая межень, более низкого качества, стоила в 2-3 раза дешевле осенней. Заборами рыбу ловили до поздней осени. Когда начинал образовываться лед на реке, забор разбирали, древесные материалы и снасти просушивали и убирали до следующего года. Ловили семгу и разными сетями —гарвами, неводами, завесками. Гарвы вязались из толстой пряжи и окрашивались березовою корою в красноватый цвет, чтобы рыба не могла их заметить. Гарвы ставились на кольях поперек реки или зали ва; снизу привязывались грузила, по верхней кромке — поплавки. Позади гарвы обычно ставилась вторая сеть с ячеею помельче —тинденнца. Если семга при движении не застре вала в гарве, то попадала в тинденицу. Неводом ловили рыбу с берега. Один конец сети закреплялся на шесте, который вты кали в дно, другой конец крепился на берегу, возле избушки сторожа ( обычно старика). Как только семга ударялась в невод, он должен был немедленно, взявшись за веревку, при вязанную к шесту, вытащить сеть, пока рыба не повернула обратно. Завеска употреблялась на морском лове. Одна сеть («стена») ставилась перпендику лярно берегу, другая, с «заводом», на ее конце —параллельно берегу; в боковом отводе этой сети устраивался «тайник», из которого семга уже не могла найти выход. Поездованием ловили семгу на больших реках, осенью, когда бывали сильные ветры и вода мутнела. На промысел выходили всем селением. Лодки становились в ряд и шли на веслах против течения. С двух лодок тянули за веревки кошельковую сеть (наподобие большого мешка). Нередко за одно поездование в сеть попадало до десяти пудов семги. Та кой способ лова с древних времен практиковался на Варзѵге и Поное. Писцовая книга 1563 года сообщает; «Река Варзуга, а в ней ловят красную рыбу семгу всею волостью... 78-ю по ездами, а на поезду по два карбаса, а в карбасе по два человека». Земельный участок с прибрежными водами, где промышленннки ловили рыбу, назы вался тоней. Если на нем стояла изба, в которой во время лова обитали промышленннки, тоню называли в старину «живущей». В середине XVII века по Терскому берегу, близ усть ев рек, из «живущих» тонь возникли деревни Кѵзомень, Чаваньга, Тетрнно и другие. Их население занималось преимущественно ловом семги. Исконными ловцами семги являлись лопари. В писцовой книге 1608 года читаем: «Терские крещеные лопари... понойские и иокангские, 39 веж (жилищ), 91 человек... А уго дья у них речки и тони по морскому берегу от речки Пялнцы в Мурманской конец... На ре ках ловят красную рыбу семгу заборами, а на тонях сетьми и неводами». Часть угодий — неиспользуемые реки и приморские тони —лопари отдавали в аренду колянам, двинянам и другим промышленникам, которые за это уплачивали государственные и иные подати лежавшие на лопарях. Лучшие семужьи ловли во второй половине XVI и начале XVII века попали во владе ние духовных феодалов: на западном Мурмане — Печенгского, в Умбе — Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, в Варзуге —Новоспасского, Соловецкого и патриар шего Дома, в Поное —Антониево-Сийского и Троице-Сергиева (позднее —Воскресенско го и Крестного). Для лова семги в заборах монастыри нанимали в Поморье артели промышленников. Соловецкий монастырь присылал также своих вотчинных крестьян. Местные жители бра ли тони за оброк. Духовным лицам поступало довольно значительное количество добытой семги. Так, варзужские крестьяне с 48 дворов в 1643 году отвезли в Москву патриарху «на домовой обиход оброчной рыбы семги» 166 с половиной пудов (2 727 килограммов). Воскресенский монастырь в 1659 году в понойских водах выловил 23 852 семги, в том числе в заборе — 14 880 (62,4 процента). Соловецкий монастырь за 9 тонь, сданных на оброк своим вотчинным крестьянам в Варзуге, получил 25 рублей 10 копеек деньгами; добытую крестьянами семгу монастырь покупал по 3 копейки за рыбу. Печенгский монастырь брал с вотчинных лопа рей за пользование рекою Печенгой половину улова семги. Промысловые приказчики вели строгий учет добытой рыбы. За утайку полагалось вы честь из заработка работников «за всякую рыбу по полтине» (50 копеек).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz