Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

156 И. Ф. УШАКОВ водою. Строила и обслуживала забор большая артель работников. Забор на реке Умбе имел длину 73 метра; в нем было пять вершей. Сооружали его каждой весной 40 человек. Забор на реке Поное был втрое длиннее умбского. Ежедневно, утром и вечером, рыбу, попавшую в ловушки, извлекали и солили. В бла­ гополучные годы в варзужском заборе вылавливали до 7 тысяч пудов семги, в понойском —до 5 тысяч. Лучшей была семга, добытая осенью, —упитанная, жирная, крупная (в сред­ нем около 5 килограммов веса); выловленная в июне-июле, так называемая межень, более низкого качества, стоила в 2-3 раза дешевле осенней. Заборами рыбу ловили до поздней осени. Когда начинал образовываться лед на реке, забор разбирали, древесные материалы и снасти просушивали и убирали до следующего года. Ловили семгу и разными сетями —гарвами, неводами, завесками. Гарвы вязались из толстой пряжи и окрашивались березовою корою в красноватый цвет, чтобы рыба не могла их заметить. Гарвы ставились на кольях поперек реки или зали­ ва; снизу привязывались грузила, по верхней кромке — поплавки. Позади гарвы обычно ставилась вторая сеть с ячеею помельче —тинденнца. Если семга при движении не застре­ вала в гарве, то попадала в тинденицу. Неводом ловили рыбу с берега. Один конец сети закреплялся на шесте, который вты­ кали в дно, другой конец крепился на берегу, возле избушки сторожа ( обычно старика). Как только семга ударялась в невод, он должен был немедленно, взявшись за веревку, при­ вязанную к шесту, вытащить сеть, пока рыба не повернула обратно. Завеска употреблялась на морском лове. Одна сеть («стена») ставилась перпендику­ лярно берегу, другая, с «заводом», на ее конце —параллельно берегу; в боковом отводе этой сети устраивался «тайник», из которого семга уже не могла найти выход. Поездованием ловили семгу на больших реках, осенью, когда бывали сильные ветры и вода мутнела. На промысел выходили всем селением. Лодки становились в ряд и шли на веслах против течения. С двух лодок тянули за веревки кошельковую сеть (наподобие большого мешка). Нередко за одно поездование в сеть попадало до десяти пудов семги. Та­ кой способ лова с древних времен практиковался на Варзѵге и Поное. Писцовая книга 1563 года сообщает; «Река Варзуга, а в ней ловят красную рыбу семгу всею волостью... 78-ю по­ ездами, а на поезду по два карбаса, а в карбасе по два человека». Земельный участок с прибрежными водами, где промышленннки ловили рыбу, назы­ вался тоней. Если на нем стояла изба, в которой во время лова обитали промышленннки, тоню называли в старину «живущей». В середине XVII века по Терскому берегу, близ усть­ ев рек, из «живущих» тонь возникли деревни Кѵзомень, Чаваньга, Тетрнно и другие. Их население занималось преимущественно ловом семги. Исконными ловцами семги являлись лопари. В писцовой книге 1608 года читаем: «Терские крещеные лопари... понойские и иокангские, 39 веж (жилищ), 91 человек... А уго­ дья у них речки и тони по морскому берегу от речки Пялнцы в Мурманской конец... На ре­ ках ловят красную рыбу семгу заборами, а на тонях сетьми и неводами». Часть угодий — неиспользуемые реки и приморские тони —лопари отдавали в аренду колянам, двинянам и другим промышленникам, которые за это уплачивали государственные и иные подати лежавшие на лопарях. Лучшие семужьи ловли во второй половине XVI и начале XVII века попали во владе­ ние духовных феодалов: на западном Мурмане — Печенгского, в Умбе — Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, в Варзуге —Новоспасского, Соловецкого и патриар­ шего Дома, в Поное —Антониево-Сийского и Троице-Сергиева (позднее —Воскресенско­ го и Крестного). Для лова семги в заборах монастыри нанимали в Поморье артели промышленников. Соловецкий монастырь присылал также своих вотчинных крестьян. Местные жители бра­ ли тони за оброк. Духовным лицам поступало довольно значительное количество добытой семги. Так, варзужские крестьяне с 48 дворов в 1643 году отвезли в Москву патриарху «на домовой обиход оброчной рыбы семги» 166 с половиной пудов (2 727 килограммов). Воскресенский монастырь в 1659 году в понойских водах выловил 23 852 семги, в том числе в заборе — 14 880 (62,4 процента). Соловецкий монастырь за 9 тонь, сданных на оброк своим вотчинным крестьянам в Варзуге, получил 25 рублей 10 копеек деньгами; добытую крестьянами семгу монастырь покупал по 3 копейки за рыбу. Печенгский монастырь брал с вотчинных лопа­ рей за пользование рекою Печенгой половину улова семги. Промысловые приказчики вели строгий учет добытой рыбы. За утайку полагалось вы­ честь из заработка работников «за всякую рыбу по полтине» (50 копеек).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz