Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КАРТИНКИЖИЗНИ БЫЛОЙ С л ы ш е н з в о н к у к е н ц о в и з д а л е к а . . . У каждого времени свой колорит. Одной из харак терных особенностей прошлого века была удалая езда на конях, со звоном колокольцев и бубенцов. Сколько поэтов воспели русскую тройку, ее стремительный бег, звенящую песню полета. Голосистые, заливные колокольчики изготовляли жители городка Валдая. Их знали на Руси едва ли не повсеместно. Впервые колокольчики появились при каретах в почтовом ведомстве. Их звон извещал проезжих, что необходимо «уступить дорогу» - освободить путь госу даревой почте. Со времен Петра I на экипажах, запря женных несколькими лошадьми, стали выезжать выс шие чины соответственно «табели о рангах». Затем на тройках с колокольчиками разъезжали «господа» и не очень высокого класса. Бытовал ли колокольчик на Кольской земле? В Ла пландии, как известно, на тройках не ездили, да и ло шадей почти не было. Оказывается, и здесь незатейливая музыка сопро вождала путников. В феврале 1837 года в Колу ехал Элиас Лённрот. известный собиратель и издатель карело-финских рун «Калевала». Близ Кандалакши, рассказывает Лённрот, я услышал «звон бубенцов настигающей нас почты». В повозке находился чиновник «в длинном форменном сюртуке». Бубенцы по сравнению с колокольчиком более про стое изделие. Это полый металлический шарик с дуж кой (наподобие детской погремушки), наполненный мелкими железками. Колокольчики отливались. Их подвешивали обычно на дуге, а бубенчики привязыва ли к сбруе. В Российской Лапландии в оленьих упряжках ис пользовались и колокольчики. Лопари, везшие Лённро- та из Колы в Мотку, после успешного торга взяли в до рогу бочонок водки, часто останавливались и прикла дывались к отверстию бочонка, при этом настойчиво угощали своего пассажира. Лённрот, как мог, отказы вался, сказал, что так пить, как они, не умеет. Тогда ло пари, пишет Лённрот, «сняли колокольчик с оленьей шеи и предложили его мне вместо чарки... За восемь миль пути они заставляли меня по меньшей мере раз двадцать подносить ко рту этот колокольчик». Когда бочонок был опустошен-, Лённрот спросил лопарей, за чем они столь обильно пьют. Последовал ответ: «Вино - дурное зелье, а от плохого чем быстрей избавишься, тем лучше». В марте 1842 года через Российскую Лапландию проезжал другой финн, известный лингвист Матиас Ка стрен. В своих путевых записках он отметил: «Наши олени увешаны колокольчиками, бубенчиками и мно жеством пестрой сбруи». . Как видим, русский обычай ездить под звон бубен цов и колокольчиков существовал и на Кольской зем ле. Самое раннее упоминание об этом обычае я встретил в таможенной книге 1719 года, в которой со держится запись о привозе в Колу торговцем Иваном Козловым с Ваги (волость к западу от Устюга Великого, где занимались железоделательным промыслом) «16 колоколов железных, по 8 копеек колокол». Судя по ма лой цене (кафтан стоил 70 копеек, топор - 12 копеек), речь идет не о церковных колоколах, а о дорожных ко локольчиках. В этом убеждает и другая запись в той же книге: Василий Горбатый доставил с Ваги «10 колоко лов медных кониных» ценою по 9 копеек каждый. В Коле в это время размещался солдатский бата льон (шла Северная война со Швецией). По ямскому пути часто перевозили почту и служилых людей. Надо полагать, упряжки мчались с колокольчиками. Как отголоски ушедшей жизни сохранились песни о ямщиках, тройках с заливными бубенцами... Они и сейчас нас волнуют. Гайда, тройка! Снег пушистый. Ночь морозная кругом... Колокольчик голосистый Издает отрадный звон. Иван УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz