Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
9 ПРОШЛОЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номере от 3 апреля.) 3. Поденный привоз В допароходную эпоху отрадной порой в жизни Колы, тогда единственного города на Мурмане, являлось время "лодейного при хода" - начало июля, когда из Поморья при бывали частные суда с разными товарами. К этому сроку коляне с заработками возвра щались в свои дома с добычливых весен них промыслов и приобретали у приезжих торговцев все необходимое на целый год. Значительную долю привезенных товаров скупали местные лавочники и всякого рода дельцы, развозившие зимою товары по ло парским погостам (обычно в обмен на пуш нину и оленьи кожи). Каждый судовладелец являлся в Колу с "выписью" той или иной таможни об уплате пошлин за вывозимые товары, среди кото рых заметное место занимали хлебные припасы. При продаже их в Коле бралась торговая пошлина, которая записывалась в учетную книгу таможни. Сохранилась таможенная книга Кольско го острога за 1719 год, которая дает доволь но полное представление о торговле хле бом в лодейный приход. В Колу с хлебными продуктами явилось из Поморья пять судо владельцев. Торговлей хлебом занима лись также четверо колян. Всего было про дано разного хлеба на 1444 рубля 60 копе ек. Наиболее крупными торговцами явля лись ухтостровец Семен Остудин (выручка 593 рубля 93 копейки), архангелогородец Иван Патрикеев (350 рублей), кандалакша- нин Яков Карташов (151 рубль 40 копеек). Из колян самый крупный торговец Иван Еремеев продал хлеба на 38 рублей 55 копеек. Цены на хлебные припасы стоя ли следующие: рожь - 25 копеек, ржаная мука - 30 копеек, пшеничная мука (продано было всего два куля) - 40 копеек, ячмень - 18 копеек, ячневая мука - 28 копеек, овся ная крупа и толокно - 45 копеек, просо - 47 копеек за пуд (16,4 кг). Одновременно существовал другой вид хлебоснабжения на Мурмане. Сразу после схода льдов в Горле Белого моря в промыс ловые становища приходили лодьи помор ских "хозяев" - так называли владельцев рыболовных заведений Они привозили хлебные припасы для питания своих работ ников, а также для вымена рыбы у вольных промышленников. Сохранились сведения о количестве доставляемого хлеба за разные годы. Так, в 1762 году Соловецкий монас тырь прислал в свое становище на острове Кильдине для 26 работников 300 пудов ржа ной муки, 30 пудов ячневой крупы, 20 пудов солодовой муки и 7 пудов толокна. В стано вище работала пекарня, которая предо ставляла за плату караваи хлеба "проезжа ющим" промышленникам. В 1817 поморские хозяева доставили на Мурман лопарям и промышленникам 24716 пудов ржаной муки, 6354 пуда круп, 1273 пуда толокна и 587 пудоз гороху. В наибо лее крупные становища поступило: в Семь Островов - 7450 пудов муки и круп (не счи тая толокна и гороха), в Харловку - 4190 пудов, в Териберку - 2710 пудов, в Мотку - 2920 пудов. Итак, в четыре главных пункта доставлено было 55,6 процента муки и круп. Среди поставщиков хлеба преобла дали архангельские купцы. На зверобойные промыслы, которые про исходили в коние зимы близ юго-восточно го побережья Кольского полуострова, хо зяева заготовляли преимущественно хлеб, готовый к потреблению. По заведенному обычаю, каждому р абснику кроме пуда рыбы давалось на полтора месяца 2 с по ловиной пуда печеного хлеба, 1 пуд ржаных калачей, 15фунтов(6,1 кг) кулебяк (пирогов с рыбой), 13 фунтов крупы, 6 фунтов толок на и 1 ф унт постного масла. 4. В годы бесхлебья В 1785 году правительство проводило опрос населения Архангельской губернии о его хозяйственной и общественной жизни. На вопрос о питании кандалакшане ответи ли: "В случае непривоза хлеба... когда слу чится в хлебе краиний недостаток, по боль шей части едят сосну (сушеную кору), кото рую выталчивают наподобие муки, смеши вая с мукою, и, выквашивая, испекают хле бами". Хлебоснабжение края нарушали инозем ные вторжения. В 1809 году британская эс кадра захватила в Екатерининской гавани 7862 пуда ржаной муки, разорила и выжгла промысловые становища на Мурмане. Кольские власти доносили: "Чрез таковое от неприятеля разорение состоят ныне при морские жители бесхлебные, особенно по- нойские крестьяне". В августе 1854 года англичане сожгли почти всю Колу. 27 февраля 1855 года рус ский консул в Северной Норвегии сообщал: лопари Западного Мурмана ездили "в Колу, чтобы запастись там мукою, но не нашли оной ни у жителей, ни в казенных магази нах, и эти несчастные возвратились в свои жилища с пустыми руками. Во избежание голодной смерти 12 семейств прибыли в Вадсе для отыскания продовольствия". В 1855 году в результате враждебных дейст вий англо-французского ф лота большую нужду в хлебе испытывали жители бело морских селений. В 1867 году Север России постиг жесто кий неурожаи хлебов. На помощь голодаю щему населению пришло правительство. Возникла "Высочайше учрежденная Комис сия доставления пособий жителям России, пострадавшим от неурожая", действиями которой руководил наследник престола, бу дущий император Александр III В помор ских селениях были созданы "хлебные ма газины" (склады продовольствия) В нави гацию 1868 года в Ковду доставили 1300 пудов муки, в Умбу - 1100, Кузомень - 1700, Т е тр и н о -1300, Поной -1200 пудов. Губерн ское правление прислало волостным стар шинам "особые правила", в которых говори лось: "Привезенный в магазины хлеб со ставляет собственность волостных об ществ без всякой за то плат=і но с тем, чтобы запасы в магазинах навсегда долж ны оставаться в том количестве, какое для них назначено". Из общественных магазинов (их называ ли "комитетскими") нуждающимся крестья нам, с разрешения мирового посредника (позднее - чиновника по крестьянским делам), выдавался хлеб в ссуду с обяза тельным возвратом в установленный срок, под ручательство кого-либо из местных жи телей. При выдаче ссуды на полгода брал ся один ф унт с пуда муки, на год - два фѵнта с пуда муки (то есть 5 процентов). В случае потери кормильца крестьянский мир помо гал бедствующей семье - ссуда возвраща лась за счет средств "общественного капи тала". Хранением и отпуском хлеба в ссуду ведал выборный на волостном сходе вах тер. За наличием запасов хлеба в сельских магазинах и бесперебойным снабжением! нуждающихся крестьян продовольствием следил "Комитет" при архангельском губер наторе. Созданием "комитетских магазинов", можно сказать, была решена проблема обеспечения хлебом населения в беспро- мысловые годы, когда по ничтожности до ходов многие крестьяне не могли купить хлеба на вольном рынке. Последнее бесхлебье в царское время случилось на Севере в годы первой миро вой войны. Мурман стал театром боевых действий. В морских водах появлялись гер манские корабли. Доставка хлеба затруд нилась, уловы рыбы резко сократились. Возникла хлебная дороговизна. Губернский центр, откуда шло снабжение хлебом жителей Заполярья, оказался без необходимых запасов хлеба. 6 марта 1915 года газета "Архангельск" п и сал а :1В насто ящее время запасы продуктов первой необ ходимости в Архангельске совсем истощи лись". У хлебных лавок возникали сканда лы. Покупатели кричали торговцам: "Живо деры! Последнюю рубашку рады снять с бедного человека". По недостатку хлеба в селениях Кольского Севера увеличилось потребление рыбы. В 1916-1917 годах бесхлебица приняла еще большие размеры и послужила одним из побуждений к участию широких масс в революционном движении. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПЬЮ 1. "Нет горше доли. и Для жизнедеятельности человеческого организма требуется в сутки не более деся ти граммов поваренной соли. Сущий пус тяк. И все-таки какой это необходимый про дукт! В 1646 году царское правительство вмес то всяких налогов и сборов с населения повысило пошлину на продаваемую соль, зная, что соль всем нужна, и полагая, что отныне "в избылых никто не будет", деньги будут поступать в казну "бездоимочно". Соль страшно подорожала, и дело кончи лось "соляным бунтом" (1648 г.). Пришлось вернуться к взиманию прежних налогов и сборов. Слово "соль" помимо наименования "ку хонной" соли имеет и другие значения: сущ ность, основа, остроумие, едкая насмеш ка... "Вы - соль земли", - говорил Иисус своим ученикам, то есть видел в них ту силу, которая понесет в народ "свет" - вероуче ние Христа. Значение соли отразилось во многих рус ских поговорках: "Без соли и хлеб не естся", "Без соли стол кривой", "За хлебом-солью всякая шутка хороша", "Без соли и слово не молвится" (вариант: "Без соли, без хлеба худая беседа"), "Нет горше доли, как жить без хлеба и соли", "Соль не жалей, будет стол веселей". J На Кольском Севере помимо личного по требления соль нужна была на промыслах для засолки рыбы. Без нее в теплое время года рыба портилась. Соль высоко ценилась - за пуд соли в XVII веке давали 2-3 пуда муки. Солью под купали приказных людей (чиновников). В 1669 году старец Иверского монастыря (на Валдае) сообщал из Москвы своему на чальству: "Везде по приказам, где есть дела, просят соли". 2. Соль поморская Как только русские крестьяне в XV веке обосновались на Терском берегу, они наря ду с рыболовством занялись вываркой соли из морской воды в котлах ("чанах") и на железных противнях ("цренах"). Соль выва ривали в зимнее, непромысловое время. Чтобы соль получалась не столь грязнова той, морскую воду впускали в отстойник, в котором мелкие частицы земли оседали на дно. И все же соль-морянка была невысо кого качества - серой на цвет, пригоркова- той; кроме натрия и хлора в ней содержа лись и другие вещества, растворенные в морской воде. Богатые поморы и монастыри строили в лесистых местах специальные здания - со леварни; к их бревенчатым стенам на цепях подвешивались огромные црены, под кото рыми в яме разводился огонь. Во время выварки соли в помещении стоял едкий дым и испарения, от которых у солеваров слезились глаза, затруднялось дыхание. ■Вываренная соль лежала на црене твер дым, как камень, слоем. Его приходилось дробить и мельчить, прежде чем уложить в "меха" - большие мешки, сшитые из кож. Готовую соль тщательно взвешивали, по гружали на лодьи и отвозили к местам по требления или продажи. Солью обычно торговали в Холмогорах, Устюге, Тотьме и Вологде. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz