Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

9 ПРОШЛОЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в номере от 3 апреля.) 3. Поденный привоз В допароходную эпоху отрадной порой в жизни Колы, тогда единственного города на Мурмане, являлось время "лодейного при­ хода" - начало июля, когда из Поморья при­ бывали частные суда с разными товарами. К этому сроку коляне с заработками возвра­ щались в свои дома с добычливых весен­ них промыслов и приобретали у приезжих торговцев все необходимое на целый год. Значительную долю привезенных товаров скупали местные лавочники и всякого рода дельцы, развозившие зимою товары по ло­ парским погостам (обычно в обмен на пуш­ нину и оленьи кожи). Каждый судовладелец являлся в Колу с "выписью" той или иной таможни об уплате пошлин за вывозимые товары, среди кото­ рых заметное место занимали хлебные припасы. При продаже их в Коле бралась торговая пошлина, которая записывалась в учетную книгу таможни. Сохранилась таможенная книга Кольско­ го острога за 1719 год, которая дает доволь­ но полное представление о торговле хле­ бом в лодейный приход. В Колу с хлебными продуктами явилось из Поморья пять судо­ владельцев. Торговлей хлебом занима­ лись также четверо колян. Всего было про­ дано разного хлеба на 1444 рубля 60 копе­ ек. Наиболее крупными торговцами явля­ лись ухтостровец Семен Остудин (выручка 593 рубля 93 копейки), архангелогородец Иван Патрикеев (350 рублей), кандалакша- нин Яков Карташов (151 рубль 40 копеек). Из колян самый крупный торговец Иван Еремеев продал хлеба на 38 рублей 55 копеек. Цены на хлебные припасы стоя­ ли следующие: рожь - 25 копеек, ржаная мука - 30 копеек, пшеничная мука (продано было всего два куля) - 40 копеек, ячмень - 18 копеек, ячневая мука - 28 копеек, овся­ ная крупа и толокно - 45 копеек, просо - 47 копеек за пуд (16,4 кг). Одновременно существовал другой вид хлебоснабжения на Мурмане. Сразу после схода льдов в Горле Белого моря в промыс­ ловые становища приходили лодьи помор­ ских "хозяев" - так называли владельцев рыболовных заведений Они привозили хлебные припасы для питания своих работ­ ников, а также для вымена рыбы у вольных промышленников. Сохранились сведения о количестве доставляемого хлеба за разные годы. Так, в 1762 году Соловецкий монас­ тырь прислал в свое становище на острове Кильдине для 26 работников 300 пудов ржа­ ной муки, 30 пудов ячневой крупы, 20 пудов солодовой муки и 7 пудов толокна. В стано­ вище работала пекарня, которая предо­ ставляла за плату караваи хлеба "проезжа­ ющим" промышленникам. В 1817 поморские хозяева доставили на Мурман лопарям и промышленникам 24716 пудов ржаной муки, 6354 пуда круп, 1273 пуда толокна и 587 пудоз гороху. В наибо­ лее крупные становища поступило: в Семь Островов - 7450 пудов муки и круп (не счи­ тая толокна и гороха), в Харловку - 4190 пудов, в Териберку - 2710 пудов, в Мотку - 2920 пудов. Итак, в четыре главных пункта доставлено было 55,6 процента муки и круп. Среди поставщиков хлеба преобла­ дали архангельские купцы. На зверобойные промыслы, которые про­ исходили в коние зимы близ юго-восточно­ го побережья Кольского полуострова, хо­ зяева заготовляли преимущественно хлеб, готовый к потреблению. По заведенному обычаю, каждому р абснику кроме пуда рыбы давалось на полтора месяца 2 с по­ ловиной пуда печеного хлеба, 1 пуд ржаных калачей, 15фунтов(6,1 кг) кулебяк (пирогов с рыбой), 13 фунтов крупы, 6 фунтов толок­ на и 1 ф унт постного масла. 4. В годы бесхлебья В 1785 году правительство проводило опрос населения Архангельской губернии о его хозяйственной и общественной жизни. На вопрос о питании кандалакшане ответи­ ли: "В случае непривоза хлеба... когда слу­ чится в хлебе краиний недостаток, по боль­ шей части едят сосну (сушеную кору), кото­ рую выталчивают наподобие муки, смеши­ вая с мукою, и, выквашивая, испекают хле­ бами". Хлебоснабжение края нарушали инозем­ ные вторжения. В 1809 году британская эс­ кадра захватила в Екатерининской гавани 7862 пуда ржаной муки, разорила и выжгла промысловые становища на Мурмане. Кольские власти доносили: "Чрез таковое от неприятеля разорение состоят ныне при­ морские жители бесхлебные, особенно по- нойские крестьяне". В августе 1854 года англичане сожгли почти всю Колу. 27 февраля 1855 года рус­ ский консул в Северной Норвегии сообщал: лопари Западного Мурмана ездили "в Колу, чтобы запастись там мукою, но не нашли оной ни у жителей, ни в казенных магази­ нах, и эти несчастные возвратились в свои жилища с пустыми руками. Во избежание голодной смерти 12 семейств прибыли в Вадсе для отыскания продовольствия". В 1855 году в результате враждебных дейст­ вий англо-французского ф лота большую нужду в хлебе испытывали жители бело­ морских селений. В 1867 году Север России постиг жесто­ кий неурожаи хлебов. На помощь голодаю­ щему населению пришло правительство. Возникла "Высочайше учрежденная Комис­ сия доставления пособий жителям России, пострадавшим от неурожая", действиями которой руководил наследник престола, бу­ дущий император Александр III В помор­ ских селениях были созданы "хлебные ма­ газины" (склады продовольствия) В нави­ гацию 1868 года в Ковду доставили 1300 пудов муки, в Умбу - 1100, Кузомень - 1700, Т е тр и н о -1300, Поной -1200 пудов. Губерн­ ское правление прислало волостным стар­ шинам "особые правила", в которых говори­ лось: "Привезенный в магазины хлеб со­ ставляет собственность волостных об­ ществ без всякой за то плат=і но с тем, чтобы запасы в магазинах навсегда долж­ ны оставаться в том количестве, какое для них назначено". Из общественных магазинов (их называ­ ли "комитетскими") нуждающимся крестья­ нам, с разрешения мирового посредника (позднее - чиновника по крестьянским делам), выдавался хлеб в ссуду с обяза­ тельным возвратом в установленный срок, под ручательство кого-либо из местных жи­ телей. При выдаче ссуды на полгода брал­ ся один ф унт с пуда муки, на год - два фѵнта с пуда муки (то есть 5 процентов). В случае потери кормильца крестьянский мир помо­ гал бедствующей семье - ссуда возвраща­ лась за счет средств "общественного капи­ тала". Хранением и отпуском хлеба в ссуду ведал выборный на волостном сходе вах­ тер. За наличием запасов хлеба в сельских магазинах и бесперебойным снабжением! нуждающихся крестьян продовольствием следил "Комитет" при архангельском губер­ наторе. Созданием "комитетских магазинов", можно сказать, была решена проблема обеспечения хлебом населения в беспро- мысловые годы, когда по ничтожности до­ ходов многие крестьяне не могли купить хлеба на вольном рынке. Последнее бесхлебье в царское время случилось на Севере в годы первой миро­ вой войны. Мурман стал театром боевых действий. В морских водах появлялись гер­ манские корабли. Доставка хлеба затруд­ нилась, уловы рыбы резко сократились. Возникла хлебная дороговизна. Губернский центр, откуда шло снабжение хлебом жителей Заполярья, оказался без необходимых запасов хлеба. 6 марта 1915 года газета "Архангельск" п и сал а :1В насто­ ящее время запасы продуктов первой необ­ ходимости в Архангельске совсем истощи­ лись". У хлебных лавок возникали сканда­ лы. Покупатели кричали торговцам: "Живо­ деры! Последнюю рубашку рады снять с бедного человека". По недостатку хлеба в селениях Кольского Севера увеличилось потребление рыбы. В 1916-1917 годах бесхлебица приняла еще большие размеры и послужила одним из побуждений к участию широких масс в революционном движении. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПЬЮ 1. "Нет горше доли. и Для жизнедеятельности человеческого организма требуется в сутки не более деся­ ти граммов поваренной соли. Сущий пус­ тяк. И все-таки какой это необходимый про­ дукт! В 1646 году царское правительство вмес­ то всяких налогов и сборов с населения повысило пошлину на продаваемую соль, зная, что соль всем нужна, и полагая, что отныне "в избылых никто не будет", деньги будут поступать в казну "бездоимочно". Соль страшно подорожала, и дело кончи­ лось "соляным бунтом" (1648 г.). Пришлось вернуться к взиманию прежних налогов и сборов. Слово "соль" помимо наименования "ку­ хонной" соли имеет и другие значения: сущ­ ность, основа, остроумие, едкая насмеш­ ка... "Вы - соль земли", - говорил Иисус своим ученикам, то есть видел в них ту силу, которая понесет в народ "свет" - вероуче­ ние Христа. Значение соли отразилось во многих рус­ ских поговорках: "Без соли и хлеб не естся", "Без соли стол кривой", "За хлебом-солью всякая шутка хороша", "Без соли и слово не молвится" (вариант: "Без соли, без хлеба худая беседа"), "Нет горше доли, как жить без хлеба и соли", "Соль не жалей, будет стол веселей". J На Кольском Севере помимо личного по­ требления соль нужна была на промыслах для засолки рыбы. Без нее в теплое время года рыба портилась. Соль высоко ценилась - за пуд соли в XVII веке давали 2-3 пуда муки. Солью под­ купали приказных людей (чиновников). В 1669 году старец Иверского монастыря (на Валдае) сообщал из Москвы своему на­ чальству: "Везде по приказам, где есть дела, просят соли". 2. Соль поморская Как только русские крестьяне в XV веке обосновались на Терском берегу, они наря­ ду с рыболовством занялись вываркой соли из морской воды в котлах ("чанах") и на железных противнях ("цренах"). Соль выва­ ривали в зимнее, непромысловое время. Чтобы соль получалась не столь грязнова­ той, морскую воду впускали в отстойник, в котором мелкие частицы земли оседали на дно. И все же соль-морянка была невысо­ кого качества - серой на цвет, пригоркова- той; кроме натрия и хлора в ней содержа­ лись и другие вещества, растворенные в морской воде. Богатые поморы и монастыри строили в лесистых местах специальные здания - со­ леварни; к их бревенчатым стенам на цепях подвешивались огромные црены, под кото­ рыми в яме разводился огонь. Во время выварки соли в помещении стоял едкий дым и испарения, от которых у солеваров слезились глаза, затруднялось дыхание. ■Вываренная соль лежала на црене твер­ дым, как камень, слоем. Его приходилось дробить и мельчить, прежде чем уложить в "меха" - большие мешки, сшитые из кож. Готовую соль тщательно взвешивали, по­ гружали на лодьи и отвозили к местам по­ требления или продажи. Солью обычно торговали в Холмогорах, Устюге, Тотьме и Вологде. (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz