Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ПРОШЛОЕ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА СОЛЬ Иван УШАКОВ, краевед "Хлеб да соль", - говорят на Руси, желая людям благополучия или приглашая к столу. Исстари эти два продукта составляли основу питания народа. Наш Кольский Север не относился к зоне земледелия. Хлебопашества не существовало. Как же снабжался край хлебом, откуда поступала соль? Заглянем в дошедшие до нас документы. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХЛЕБОМ 1. "Хлеб наш насущный..." Э ти сло ва из молитвы "О тче наш" всег­ д а были на у ста х христиан. На Кольском С ев ер е и в Поморье х л е ­ бом н азы вали прежде всего ржаную муку, в широком см ы сле - зерно (рожь, овес, ячмень), крупы, горох, солод, то ­ локно и весь ассортим ен т мучных пече­ ных изделий. В зем ледельческой России х л е б я в ­ л я л с я основной пищей н аселения. О тсю ­ д а известное выражение - "Х леб всем у голова". У жителей Кольского С е в ер а в рационе питания хлеб нередко сто ял на втором месте, уступ ая первенство до ­ ступной и сравнительно деш евой рыбе. Первопоселенцы Терского берега, пришедшие из более южных м е ст обита­ ния, пы тались се я ть рожь. Но почвенно­ климатические условия сурового С ев ер а не благоприятствовали хлебоп аш еству. С развитием судо хо д ств а и торговых связей по Белом у морю стало возмож­ ным получать хл еб с Двины , куда он шел из Вологодско-Вятского края. Местное зем лед е ли е свело сь к скромному ого­ родничеству. У поморов возникла пого­ ворка: "Бы ла бы рыба - хлеб будет". Тр еска, сем га, се л ь д ь имели широкий спрос на рынке и д ав ал и рыбопромыш­ ленникам твердую уверенность, что при удачны х промыслах без хл еб а они не о стан утся. В середине XV I века появились первые русские селени я на Мурмане (северное побережье Кольского полуострова) - Кола и Печенга. Вскоре зд есь возник оживленный международный торг. Еж е ­ годно в конце июня, к Петрову дню , на своих су д а х приезжали голландцы , анг­ личане и прочие "немцы" (так на Руси звали западноевропейцев-неславян) и приобретали российские товары (пре­ им ущ ественно рыбу, пушнину, звериный жир). "Немецкий торг" определил своеоб­ разный порядок получения хлеб а на Мурмане. В 1590 году коляне доносили правительству: "Торгую т они с датцкими и аглицкими немцы, продают им рыбу палтусин у и треску сухую , а у немец на ту рыбу меняю т всякий сухой товар, и сукна, и медь, и олово, да с тем они товаром езд я т на Двину на тр ех лодей- ках, а на Двине они... меняю т его на хлеб на всякой, да то т они хлеб привозят к себе в Кольскую волость и тем они х л е ­ бом и кормятся". Обширную промысловую д е я те л ь ­ ность развили в это т период на Кольском С евер е монастыри, которые снабжали хлебом население, рабо тавш ее на их промыслах. В жалованной грамоте 1607 года, выданной Печенгскому м он асты ­ рю. говорилось: "... возити из Колы и из Канды и из Порьи-губы и ото всех их монастырских промыслов в ло д ь ях соль и рыбу всякую и немецкой и лопской в ся­ кой сухой товар на Двину - кАрхангелско- му городу и на посад к Колмогорам ... и продавати... А на деньги покупати во всех городех и в уе зд е х хлебны е зап а­ сы ... рожь, и ячмень, и овес, и солод, и крупы, и толокна... и пшеницу и горох... беспошлинно". В России часто случ али сь неурожаи, больш их избытков зерна не было. В XVII веке хлеб счи тался "заповедным" това­ ром: его могли вывозить за границу то л ь ­ ко с разрешения государя. А р хан ге ль­ ские власти имели строгое предписание правительства бдительно сле ди ть, "чтоб русские люди хлебны х зап асо в ... не­ мцам на корабли тайно не продавали". В поморские селени я и в промысловые становищ а Кольского С ев ер а хлеб от­ п ускался с Двины по твердой норме. Так, в село Поной разр еш ало сь привозить не более 200 четвертей ржаной муки, 50 четвертей овсяной крупы и 50 четвертей толокна (муки из очищенного и поджа­ ренного овса). "Четвертью " н азы валась емкость ("куль"), в которую входило 8 пудов (131 кг) ржаной муки. В 1624 году за привоз оружия в Россию царь Михаил Федорович разрешил гол­ ландц ам вывезти из Поморья три тысячи четвертей хлеб а. Э то вы звало крайнее недовольство промыслового н аселения. В челобитной, поданной правительству, они писали, что от скупки голландцами хлебны х припасов возникла "хлебн ая до- роговь на Колмогорах, и у города А р хан ­ гельска и в Усть-Коле", отчего промыш­ ленники "оскудели и обдолжали велики­ ми до лги ”. 2. Государево жалованье В 1583-1584 годах, ввиду территори­ альны х притязаний Д ании и враждебных дей ствий Швеции, русское пр авительст­ во поставило в Коле острог - сооружение, со сто явш ее из ч астокола, угловых баш ен и рва вокруг укрепления. С ем ь л е т сп устя ш веды дваж ды пы тали сь взять Кольский острог, но потерпели пораже­ ние. Город упрочил позиции России на Мурмане. У чи ты вая опасно сть новых вторжений извне, царское пр авительство держ ало в Коле гарнизон - сн ач ала от 30 до 200 служ и лы х лю дей, а с 1624 года - 500 стрельцов и 8-9 пушкарей (до 1713 года). Помимо денежной платы им ежегодно, на д ва срока (на Благовещ ен ье, 25 м арта, и на С ергиев ден ь, 25 сентября), вы давало сь хлебно е ж алованье. По окладу царя М ихаила Федоровича п ятистам стрельц ам полагалось "го суда­ рева хлебного ж алован ья 1060 четвер­ тей ржи, 1060 четвертей овса, 500 чет­ вертей ячменю". Рядовом у стр ельц у вы­ дав ал и по две четверти ржи и овса и по четверти ячменя; пушкарям полагалось хлебного ж алованья вдвое больш е, чем рядовым стрельц ам . Х л е б д о ста в л я л ся в Колу на казенных или подряженных казною ч астны х судах и хр ан и лся в остроге в трех государевых житницах. При перевозке по морю зерно портилось меньш е, чем мука. Помол производился на месте. В Коле дей ство ­ вали одна водяная и три ветряные мель­ ницы. Однако в о тдельны е периоды вм есто зерна привозилась мука. Нормы о клада тоже иногда менялись. Вр ем ен а­ ми возникали затруднения с доставкой хл еб а на Мурман из-за штормов и вр а­ жеских вторжений. Так, в 1623 году д а т ­ ская эскадра захв а ти л а у Териберки ш есть царских лодок с хлебом , ш едш их в Колу. Поэтому в го сударевы х житни­ цах обычно хр анился запасной хлеб . Петр I указом 29 июля 1702 года возло­ жил обязанность снабжения военнослу­ жащих Кольского острога на жителей Русского С ев ер а, предписав "устюжа­ нам, сольвычегодцам , чаранцам , тоть- мянам, вятчанам , устьянц ам , кевроль- цам и мезенцам" п о ставлять хлеб нату­ рой. Шведское вторжение в 1702 году по­ меш ало своевременно о тпр авлять хлеб в Колу. 4000 пудов муки пришлось выгру­ зить в усть е реки Онеги. Кольский воево­ д а Дмитрий Унковекий доносил Петру I: "И та м ука... привезена бы ла в Канда­ лакш скую волость, от Кольского острогу в 270 вер стах и леж а ла в мешках и в кулях, а нынешнем , государь, 1703 году по зимнему п у ти ... та мука 500 четвертей уездными людьми в Кольский острог на о лен ях с великою нуждою в кережах (м алы х санках) привезена и помокла от снегу по озерам и болотам в воде, пото­ му что той муки уберечь н ельзя - дороги непроезжие". Перебои в снабжении военнослужа­ щих государевым хлебом случ али сь не­ часто, до настоящ его голода дел о не до­ ходило, хо тя жалобы колян на "бесхле­ бицу" и "хлебную скудость" в годы С евер­ ной войны встречаю тся не раз. При о тсутствии хлеб а в вольной про­ даж е местны е жители - посадские люди и уездны е крестьяне - могли брать его за п лату из го сударевы х житниц. Однако к этому гражданское население прибегало редко. О тпускная цена государева хлеб а рав­ н ялась архангельской цене с добавлени­ ем стоимости перевозки и погрузочно­ разгрузочных работ. В 1679 году она со­ ста в л я л а 66 копеек за четверть, в 1719 году - 2 рубля. Подряды на до ставку государева хл еб а в Колу брали богатые поморы, среди которых был известный судостро­ и тель Петровской эпохи Осип Баженин. В 1705 году он на своем корабле до ста­ вил в Колу 1400 четвертей ржаной муки и 200 четвертей сухарей, в 1706 году - 1152 четверти муки и 735 четвертей су­ харей (42,7 процента общего количества отправленного в Колу хлеб а). Транспортировка хлеба с Двины на Мурман удорожала его на 20 процентов. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz