Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
1942 г., активные партизанские действия в 1942— 1943 гг., разведывательные действия в течение всего пе риода (см.: X. А. Худалов. «У кромки континента». М., Воениздат, 1974). Третий период — это бои в сентябре 1944 г. на Кан далакшском направлении и в октябре — на Мурманско- Печенгском; рассказывая о них, следует подчеркнуть освободительные цели войны — не только по отношению к древней Печенгской земле, но и по отношению к дру жественному норвежскому народу. Если позволит время, учитель может рассказать о 1200-дневной обороне Рыбачьего, о боях на хребте Муста-Тунтури (Черный хребет), используя воспомина ния, собранные в книге «1200 дней и ночей Рыбачьего» (составитель сборника А. И. Краснобаев, издано Мур манским книжным издательством в 1970 г.), и матери алы документальной повести В. Кожуховского «Десант на Муста-Тунтури». Раскрывая первый и второй вопросы, учитель рас сказывает о защитниках Заполярья, об их мужестве, отваге. Храбро сражались с врагом командир 14-й стрелковой дивизии генерал А. А. Журба, погибший в первых боях (о судьбе его мы узнали спустя 30 лет), командир 6-й артиллерийской батареи 143-го артполка Григорий Лысенко и его товарищи, командир эскад рильи Борис Сафонов, сержант морской пехоты Васи лий Кисляков, краснофлотец — в прошлом матрос Мур манского тралфлота — Иван Сивко и многие-многие другие. Здесь хотелось бы подчеркнуть всеобщий характер героизма: от красноармейцев и краснофлотцев до гене ралов и адмиралов; мужественными показали себя по граничники, пехотинцы, артиллеристы, летчики, подвод ники, связисты, саперы, катерники. При изложении третьего вопроса надо показать воен но-мобилизационную работу Мурманской партийной организации, деятельность тыла, рассказать о строи тельстве оборонительных рубежей на подступах к Мур манску и Кандалакше, об организации выпуска военной продукции, о самоотверженном труде железнодорожни ков, портовиков, судоремонтников, рыбаков. При использовании огромного фактического матери ала по этому вопросу рекомендуем подчеркнуть сле дующее: 4 И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz