Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

морского пути на Дальний Восток (через Ледовитый океан) и в Западную Европу и Америку (через Атлан­ тику); во-вторых, из-за своих природных богатств (лес, рыба, никель, медь, кобальт, слюда, апатит и т. д.); в-третьих, отсюда шли железные дороги к центру стра­ ны — к Москве и Ленинграду, захват которых был ближайшей целью Германии; в-четвертых, здесь нахо­ дились базы одного из четырех военно-морских флотов СССР, захват этих баз также был предусмотрен «пла­ ном Барбаросса». Интересный материал по этому вопросу учитель най­ дет в сборнике документов «Совершенно секретно! Толь­ ко для командования! Стратегия фашистской Германии в войне против СССР» (М., Воениздат, 1967) и в кни­ ге Ф. Гальдера «Военный дневник». Тт. 1—3 (М., Воен­ издат, 1968—1971). (Для ускорения поисков нужного материала в этих изданиях можно воспользоваться именным, предметным и географическим указателями.) Во вводной части урока или во время повторения на­ до еще раз вернуться к определению понятий «Отече­ ственная война советского народа», «морально-полити­ ческое единство», «фронт и тыл», «стратегия и тактика», «кампания и операция». Хотелось бы, чтобы учащиеся имели представление о структуре Советских Вооружен­ ных Сил в годы войны (взвод, рота, батальон, полк, ди­ визия, корпус, армия, фронт), об основных воинских званиях и видах оружия. Рассказывая о начале Великой Отечественной войны в Заполярье, надо иметь в виду следующее: 1) война для большинства мурманчан не была полной неожидан­ ностью (см.: А. Г. Головко. «Вместе с флотом». М., Воен­ издат, 1960, с. 14); 2) для мурманчан не прошли даром уроки финской войны 1939—1940 гг.; 3) если война в воздухе и на море Заполярья началась, как и по всей стране, 22 июня, то на сухопутном военном театре ак­ тивные боевые действия в широком масштабе начались несколько позже: на Мурманском направлении 29 июня (в день Х+ 7), а на Кандалакшском — 1 июля (в день Х+9 ); 4) никакой паники и растерянности в Мурман­ ской области не было — военно-мобилизационная рабо­ та сразу стала главным в жизни партийных и советских органов власти. Хотелось бы, чтобы учащиеся на этом уроке четко уяснили и периодизацию событий, несколько отличаю­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz