Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

дети становища». Этот документ желательно зачитать и тщательно прокомментировать. В школах Ловозерского района на этом уроке надс больше внимания уделить вопросам коллективизациі оленеводческих хозяйств. При этом важно подчеркнуть 1) с помощью коллективизации оленеводы соверши ли переход от примитивных, полуфеодальных форм хо зяйствования к социалистическому укладу, минуя раз витой капитализм (подробнее об этом см. в книге М. А. Сергеева «Некапиталистический путь развития малых народов Севера». М.—Л., 1955); 2) коллективизация избавила малые народы Севера от эксплуатации и колониального гнета, обеспечила им достаточно высокий прожиточный уровень, приобщил^ к социалистической культуре; 3) коллективизация устранила в тундре не толькч классовый антагонизм, но и национальную вражду меж­ ду коми и саамами, ненцами и коми, утвердила социа- листические национальные отношения. Экскурсия в Ловозерский музей экономики, быта и культуры малых народностей Кольского полуострова поможет учащимся увидеть и почувствовать, как тяже­ ло жили их деды и прадеды, какой дикой была тогда тундра. Рассказ о коллективизации оленеводческих хозяйств затронет и целый ряд других проблем: проведение в тундре Советским государством землеводоустройстваі переход кочевых оленеводов к оседлости и строитель^ ство для этого поселков в тундре, работа оленеводче* ской опытной станции, борьба за продуктивность оле- неводства и т. д. При освещении культурной революции на Мурмане надо больше опираться на ленинские работы: речь на III съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи», брошюр^ «О продовольственном налоге» и статью «Странички из дневника». В первом из этих документов необходимо как мож* но полнее разъяснить значение ленинского завета «учиться коммунизму», показать, что это не только при­ зыв к приобретению знаний, к хорошей и продуктивной общеобразовательной учебе. В этом лозунге-призыве за­ ложены всеобъемлющие задачи общего формирования нового человека, человека коммунистических убеждений, коммунистической нравственности. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz