Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

В 1926 г. Мурманск посетило 72 иностранных парохода, в 1928 г. — 165. Однако основной отраслью хозяйства Мурмана нака­ нуне индустриализации был рыбный промысел. Им за ­ нимались как государственные и кооперативные органи­ зации (Севгосрыбтрест с его траловым флотом, Мур­ манский транспортно-промышленный комбинат, Мор- зверпром), так и кустари. После перебазирования на Мурман траловый флот из года в год увеличивал уловы. В 1926 г. в тралфлоте было уже 17 кораблей; за год они выловили 137 тыс. ц рыбы. Кустарный промысел велся на небольших судах вдоль побережья. Кооперативы и кустари в 1928 г. на Мурмане имели 56 мотоботов и 34 моторных лодки. Весь остальной флот был парусным или весельным. Наряду с мурманчанами в прибрежном промысле участвовали рыбаки из Карелии и Архангельской губернии. По видам добываемой продукции северный рыбный промысел делился на тресковый, сельдяной и семужий. Главным был тресковый — он давал подавляющую мас­ су рыбы. Сельдяной промысел носил исключительно бе­ реговой характер и был еще в зачаточном состоянии. Вылавливалось всего 5—10 тыс. ц сельди в год. Промы­ сел семги, играющий особое значение для населения Терского берега, из-за отсутствия нужной снасти и роста браконьерства переживал упадок. Озерный промысел на внутренних водоемах полу­ острова носил преимущественно потребительский харак­ тер: саамы, коми, ненцы ловили рыбу для своих нужд. Сиг, кумжа, голец, хариус не могли стать товаром вви­ ду отсутствия путей сообщения и холодильных устройств на местах промысла. Важное место в экономике Севера в двадцатых го­ дах занимал зверобойный промысел — охота на тюле­ ней, моржей, белух. Терские зверобои вели промысел не только с берега, но и с ледоколов и моторных ботов. В горле Белого моря ежегодно промышляли 3—4 ледо­ кола и несколько моторных шхун, добывалось до 150 тыс. тюленей. Таков был исходный уровень индустриализации на Кольском полуострове — кроме рыбных промыслов, не­ скольких лесозаводов и Мурманского железнодорожно­ го комбината, никакой индустрии не было. Еще не суще­ ствовало ни Кировска, ни Мончегорска, ни Оленегорска, 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz