Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
предприятиями: на тралбазе, в судоремонтных и желез нодорожных мастерских Мурманска, в местной промыш ленности работало всего 500 человек. В Кандалакше имелись консервный и лесопильный заводы, в Ловозере — кустарный замшевый завод, в Те- риберке — судоремонтные мастерские. В период про мысла работали небольшие салотопенные предприятия на побережье и завод по выработке медицинского рыбь его жира в Мурманске — один из первых подобных з а водов в СССР. Энергетика полуострова была представлена электро станцией в Мурманске и небольшими установками в Кандалакше и Териберке. Население остальной части полуострова длинными зимними вечерами могло рассчи тывать в лучшем случае на керосиновую лампу. Набирали темпы Ковдские лесозаводы и Умбский лесопильный завод. Они давали дополнительный зара боток населению Терского и Кандалакшского берегов, где положение, в связи с упадком семужьего и сельдя ного промысла, создалось весьма тяжелое. Развитие промышленности на Кольском полуострове по-прежнему было связано с деятельностью Мурманской железной дороги. Большинство предприятий входило в систему транспортно-промышленного и колонизацион ного комбината: прибрежный кустарный лов поддержи вала «Желрыба» (управление рыбными промыслами), лесное хозяйство направлялось «Желлесом» (лесопро мышленный отдел дороги), кирпичные заводы подчиня лись «Желсиликату», строительство вело управление «Желстрой», переселение населения осуществлял Коло низационный отдел и т. д. В то же время Мурманская железная дорога оставалась транспортным предприяти ем, которому подчинялись Мурманский, Кемский и Кан далакшский порты. Грузооборот железной дороги и Мурманского порта продолжал быстро расти. В 1928 г. через Мурманск бы ло отправлено свыше 300 тыс. т различных грузов. На дороге появились более мощные паровозы, вес товарных поездов увеличился в два раза, улучшилась перевозка пассажиров. В порту и на железной дороге шло большое строи тельство. В Мурманск пришел из Архангельска пла вучий док, порт обслуживали три буксира («Дзер жинский», «Строитель», «Коммунист») и ледокол. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz