Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

предприятиями: на тралбазе, в судоремонтных и желез­ нодорожных мастерских Мурманска, в местной промыш­ ленности работало всего 500 человек. В Кандалакше имелись консервный и лесопильный заводы, в Ловозере — кустарный замшевый завод, в Те- риберке — судоремонтные мастерские. В период про­ мысла работали небольшие салотопенные предприятия на побережье и завод по выработке медицинского рыбь­ его жира в Мурманске — один из первых подобных з а ­ водов в СССР. Энергетика полуострова была представлена электро­ станцией в Мурманске и небольшими установками в Кандалакше и Териберке. Население остальной части полуострова длинными зимними вечерами могло рассчи­ тывать в лучшем случае на керосиновую лампу. Набирали темпы Ковдские лесозаводы и Умбский лесопильный завод. Они давали дополнительный зара­ боток населению Терского и Кандалакшского берегов, где положение, в связи с упадком семужьего и сельдя­ ного промысла, создалось весьма тяжелое. Развитие промышленности на Кольском полуострове по-прежнему было связано с деятельностью Мурманской железной дороги. Большинство предприятий входило в систему транспортно-промышленного и колонизацион­ ного комбината: прибрежный кустарный лов поддержи­ вала «Желрыба» (управление рыбными промыслами), лесное хозяйство направлялось «Желлесом» (лесопро­ мышленный отдел дороги), кирпичные заводы подчиня­ лись «Желсиликату», строительство вело управление «Желстрой», переселение населения осуществлял Коло­ низационный отдел и т. д. В то же время Мурманская железная дорога оставалась транспортным предприяти­ ем, которому подчинялись Мурманский, Кемский и Кан­ далакшский порты. Грузооборот железной дороги и Мурманского порта продолжал быстро расти. В 1928 г. через Мурманск бы­ ло отправлено свыше 300 тыс. т различных грузов. На дороге появились более мощные паровозы, вес товарных поездов увеличился в два раза, улучшилась перевозка пассажиров. В порту и на железной дороге шло большое строи­ тельство. В Мурманск пришел из Архангельска пла­ вучий док, порт обслуживали три буксира («Дзер­ жинский», «Строитель», «Коммунист») и ледокол. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz