Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

ранее обогревавшие юго-запад Европы, направились в арктическую зону. Значительное повышение темпера­ туры в Северо-Западной Европе сделало возможным обитание здесь первобытных людей, уже знавших к то­ му времени такие эффективные орудия охоты, как лук и стрелы, гарпуны и копья. Рассказывая о первоначальном заселении и освоении края, учитель показывает, что прогресс в развитии об­ щества является результатом трудовой деятельности людей. По иллюстрации из школьного пособия (с. 10—11) проводится беседа с учащимися о том, какие предметы изображены в 1-м, 2-м и 3-м рядах. Опираясь на зна­ ния, полученные при изучении главы I (§ 1—2) учебни­ ка истории СССР, учитель выясняет названия и назна­ чение вещей (для чего они изготовлены или что ими де­ лали). Ученикам известны рубило, скребло, остроко­ нечник, гарпун, наконечники стрел и копий. Пройденный материал повторяется и закрепляется. Такие орудия, как нож и топор, вроде не требуют особых объяснений, но учитель должен спросить и об их применении, чтобы учащиеся правильно представляли производственную жизнь и быт людей той эпохи (например, требует ис­ правления ответ: «Топором рубили избы (или дома)»; следует поставить вопрос: «Какими были в те времена жилища?»). Некоторые предметы (грузило, проколка, футляр, шаманская колотушка) могут оказаться не из­ вестными ученикам, и потребуются наводящие вопросы или даже объяснение самого учителя. Следующим этапом является работа, направленная на развитие наблюдательности и умения делать выво­ ды, умозаключения. Дается задание: сравнить орудия 1-го ряда с орудия­ ми 2-го и 3-го рядов. Какие из них более совершенны? Какие новые материалы стали применять для изготов­ ления орудий в III и I тысячелетиях до нашей эры? Сде­ лайте вывод, какие производственные успехи были достигнуты в III тысячелетии до нашей эры (изобрете­ ны глиняная посуда и рыболовные сети); в I тысяче­ летии до нашей эры (применение металла). В итоге де­ лается заключение, что в результате трудовой деятель­ ности люди научились изготовлять более совершенные изделия, повышающие производительность труда, изо­ брели новые способы охоты и рыбной ловли. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz