Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.
вает, что восстановление народного хозяйства, разру шенного в гражданскую войну и интервенцию, было з а вершено к 1926 г., подтверждая это положение следую щим фактическим материалом. Северный траловый флот (его еще нельзя называть Мурманским, ибо перебазировка кораблей из Архангель ска не закончилась) в 1925 г. выловил 120 тыс. ц рыбы, что значительно больше, чем добывалось в самые уло вистые годы до революции, и в 15 раз больше, чем в 1920 г. Были проведены большие восстановительные и стро ительные работы на Мурманской железной дороге, кото рая в 1923 г. превратилась в самостоятельную хозяй ственную организацию — промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, в функции которого входи ли как транспортировка грузов и людей, так и промыш ленное развитие всей прилегающей зоны, заселение и сельскохозяйственное освоение Севера. В распоряже ние комбината был выделен вдоль магистрали огромный земельный массив. Комбинат построил лесопильный з а вод в Кандалакше, кирпичный завод в окрестностях Мурманска, основал сельскохозяйственные пункты в Хи бинах и Коле, фактории и приемные пункты на побе режье. Вместе с тем улучшалось техническое состояние дороги, увеличивалась ее пропускная способность. Рас сказывая об этом периоде истории Мурмана, учитель должен особо подчеркнуть роль Мурманской железной дороги как основного стержня всей хозяйственной и об щественной жизни Карело-Мурманского края. Третьим экономическим узлом Кольского полуостро ва был Мурманский торговый порт, грузооборот которо го за годы восстановления вырос в 4 раза. На его при чалах ежегодно перерабатывалось 200 тыс. тонн различ ных импортно-экспортных грузов. Строились новые и расширялись старые пирсы, восстанавливались скла ды, рос вспомогательный флот. Через Мурманск прибы вали большие партии импортного хлопка и отправля лось зерно на экспорт. Мурманск, наряду с Архангель ском, становился базой освоения Северного морского пути. Говоря об исходном уровне индустриализации, сле дует коснуться и основной производительной силы — человека. В этом отношении весьма показательны демо графические сведения. По данным первой Всесоюзной 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz