Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории : методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1978. - 117, [2] с.

вает, что восстановление народного хозяйства, разру­ шенного в гражданскую войну и интервенцию, было з а ­ вершено к 1926 г., подтверждая это положение следую­ щим фактическим материалом. Северный траловый флот (его еще нельзя называть Мурманским, ибо перебазировка кораблей из Архангель­ ска не закончилась) в 1925 г. выловил 120 тыс. ц рыбы, что значительно больше, чем добывалось в самые уло­ вистые годы до революции, и в 15 раз больше, чем в 1920 г. Были проведены большие восстановительные и стро­ ительные работы на Мурманской железной дороге, кото­ рая в 1923 г. превратилась в самостоятельную хозяй­ ственную организацию — промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, в функции которого входи­ ли как транспортировка грузов и людей, так и промыш­ ленное развитие всей прилегающей зоны, заселение и сельскохозяйственное освоение Севера. В распоряже­ ние комбината был выделен вдоль магистрали огромный земельный массив. Комбинат построил лесопильный з а ­ вод в Кандалакше, кирпичный завод в окрестностях Мурманска, основал сельскохозяйственные пункты в Хи­ бинах и Коле, фактории и приемные пункты на побе­ режье. Вместе с тем улучшалось техническое состояние дороги, увеличивалась ее пропускная способность. Рас ­ сказывая об этом периоде истории Мурмана, учитель должен особо подчеркнуть роль Мурманской железной дороги как основного стержня всей хозяйственной и об­ щественной жизни Карело-Мурманского края. Третьим экономическим узлом Кольского полуостро­ ва был Мурманский торговый порт, грузооборот которо­ го за годы восстановления вырос в 4 раза. На его при­ чалах ежегодно перерабатывалось 200 тыс. тонн различ­ ных импортно-экспортных грузов. Строились новые и расширялись старые пирсы, восстанавливались скла­ ды, рос вспомогательный флот. Через Мурманск прибы­ вали большие партии импортного хлопка и отправля­ лось зерно на экспорт. Мурманск, наряду с Архангель­ ском, становился базой освоения Северного морского пути. Говоря об исходном уровне индустриализации, сле­ дует коснуться и основной производительной силы — человека. В этом отношении весьма показательны демо­ графические сведения. По данным первой Всесоюзной 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz